"Бесплатная" медицина на Украине.
Виталий Мохорев просит не делать медработников
заложниками ситуации, которая сложилась в
государстве
Роман БАРАШЕВ,
Светлана ВАСИЛЬЕВА
Пригласить в редакцию на «круглый стол» начальника Главного управления здравоохранения КГГА Виталия МОХОРЕВА — такое предложение звучало почти во всех читательских письмах, адресованных «Уикенду»: киевляне зачастую описывают свои мытарства по городским клиникам и амбулаториям, где чуть ли не за каждую услугу им приходится платить.
«Получается, что у нас «медицина» по полной программе нарушает Конституцию, где черным по белому сказано: охрана здоровья граждан — бесплатна, и это есть — приоритет державы! Так почему теперь пациенту надо платить фактически за все?» — в сердцах написал один из наших читателей.
Врачи на предпоследнем месте
— Итак, осталось ли в столичных больницах еще что-то из того, за что не надо платить?
— Давайте начнем с того, что не может система здравоохранения, которая была бесплатной еще с «семашковских времен», оставаться такой же спустя десятилетия.
Поменялись экономические условия существования системы охраны здоровья. Изменились хозяйственные механизмы. Но при этом медицинские нормативы остались прежними.
Я говорю не только об абсолютно новых дорогостоящих технологиях, но и о «фармацевтической» стороне вопроса, когда препараты существенно выросли в цене. При этом только номенклатура лекарственных средств расширилась в несколько раз. Но условия функционирования отечественной медицины остались те же.
Тем не менее считается, что и сейчас медицина гарантированно бесплатная. Давайте себе зададим вопрос и попытаемся на него ответить: в таких условиях, когда увеличился разрыв между возможностью государства оплачивать медуслуги и реальным перечнем услуг и номенклатуры медпрепаратов, — возможна ли, в абсолютном значении этого слова, бесплатная медицина?
— Попадая в больницы, каждый должен понимать, что медуслуги придется оплачивать? Просмотрев материалы последних парламентских слушаний, мы узнаем, что и государственные расходы на здравоохранение выросли, причем весьма существенно — за год на 1 млрд. долл.
— Да, это так.
— Киев ощутил повышение финансирования?
— Столичная служба здравоохранения профинансирована на 20% больше, чем в прошлом году. Это позволило сделать определенные шаги по изменению системы финансирования и структуры лечебных учреждений. Мы можем говорить об отдельных результатах. Например, удалось многое сделать в плане реформирования первичной медицинской помощи (особенно в пилотных проектах в Днепровском и Дарницком районах).
Несмотря на то что на 20% увеличен бюджет Киева и на 1 млрд. — бюджет страны, ощутил ли это конкретный пациент и медработник? По уровню заработной платы врачи находятся на предпоследнем месте среди специалистов всех отраслей хозяйства.
— Но это же без учета «теневых» заработков медиков, во многом превышающих бюджетные строки?
— ...мое глубокое убеждение, что без создания мотивационных условий работы врача (а мотивирован он должен быть в первую очередь достойным уровнем заработной платы) нам не добиться качественного лечения пациентов.
— Хирурги, работающие в госсекторе, за день работы получают «благодарностей» (причем строго оговоренных) в размере 300—500 долл. Не секрет, что в ряде случаев наблюдается обыкновенное вымогательство медицинским персоналом этих самых «благодарностей». И не только в хирургических отделениях... Один из свежих примеров — по Киевскому роддому № 2. «Длительное время там незаконно взимали с пациенток плату за проведение лабораторных исследований, — цитируем по УНИАН. — Прокуратурой Подольского района столицы открыто уголовное производство по ч. 1 ст. 184 Уголовного кодекса Украины — незаконное требование оплаты за предоставление медицинской помощи в государственных или коммунальных учреждениях здраво-охранения».
— Что касается 2-го роддома, то сегодня главный врач уволена. К сожалению, мы отдаем себе отчет в том, что, наверное, это не единственный факт злоупотреблений. И, как вы видите, мы боремся с подобными негативными явлениями. Например, только в Голосеевском районе за последнее время было уволено несколько медработников поликлиник.
Но вопрос заключается не только в том, сколько уволено или наказано, а в том, чтобы принципиально изменить систему. Чтобы врачи не были заинтересованы брать подобные неформальные платежи.
Кое-что о «скорых»
— Поскольку тема у нас исключительно о «бесплатной медицине», то и касательно неотложной медпомощи — поговорим о деньгах. Итак, «скорая помощь» бесплатная?
— Бесплатная.
— И когда она приезжает к тяжелобольному, то медработники обязаны снести его по ступенькам к машине тоже бесплатно?
— Да.
— Чувствуется, что вы несколько удивлены вопросами... Но один из наших читателей столкнулся со следующей картиной. Медработники «скорой», чтобы доставить к машине пораженного инсультом человека, фактически наняли абсолютно посторонних людей, заявив родственникам, что те должны заплатить этим людям за «доставку» пациента — это со второго этажа хрущевки!.. Пациент, кстати, оказался сухонькой старушкой 82 лет, ветераном войны... А когда доставили больную в одну из киевских городских больниц, то там вообще родственникам уже персонал отделения «огласил тарифы»... К примеру, нянечки согласились выносить горшок и кормить пациентку, но при условии оплаты в сутки от 50 до 150 грн. О закупке медикаментов самими родственниками даже говорить как-то излишне: увы, все покупают при нашей-то бесплатной медицине. Но проконтролировать, рационально ли использовались эти средства, вообще давали ли лекарства в полном объеме или нет — как выяснить? При условии, что пациент практически парализован... Что вы на это скажете? Если без оплаты никак, то, может, есть смысл придать этому цивилизованные формы? Чтобы хотя бы тарифы висели в больнице на видном месте.
— Вы затронули ключевую проблему реформирования — оплату за медицинские услуги. Проблему весьма болезненную, но требующую безотлагательного решения.
На сегодняшний день мы не отменим статью Конституции о бесплатной медицинской помощи. Значит, нужно исходить из того, что имеем. Есть абсолютно четкий рецепт, придуманный не нами, а мировым опытом, — страховая медицина, которая, по нашим прогнозам, может быть внедрена в 2015 году. Это в лучшем случае.
Но как быть сегодня, чтобы избавляться от негативных моментов, о которых вы рассказали, учитывая, что фактическое финансирование медицины значительно меньше потребностей?
Думаю, нам надо понимать, что государство сегодня гарантирует бесплатное оказание неотложной помощи, лечение острых стационарных случаев и проведение других жизненно важных врачебных вмешательств.
Также необходимо гарантировать медпомощь в полном объеме для малообеспеченных людей путем создания системы больничных касс, системы страхования на местном уровне.
Кстати говоря, мы над этим активно работаем, внедряя проект страхования для ветеранов войны, чернобыльцев, участников войны в Афганистане. Уже в этом году планируем создать систему муниципальной страховой кассы, куда впоследствии будут включены пенсионеры и другие льготники.
Где, что и почем?
— А как насчет системы открытой тарификации медуслуг? Вы уже рассчитывали, сколько будет стоить та или иная услуга?
— Конечно.
— Ориентируясь на цены частных клиник?
— Нет, мы ориентируемся на те протоколы, которые частично уже утверждены, частично еще утверждаются в Минздраве. Пока еще нет единой методики расчета мед-услуг, есть проекты таких методик, но вскоре мы получим четкую стоимость конкретной услуги, конкретного клинического случая. Реформа не делается за один день, за один год. В Штатах она продолжается бесконечно долго и до сих пор не завершена.
— Но как же все-таки быть с гарантией бесплатной медицины, прописанной в Конституции?
Если одним махом отменить и назвать вещи своими именами, — сразу же все переведется в политическую плоскость, а медиков обвинят, что нарушают Основной Закон страны.
— Все, что мы делаем, и все, что мы собрались сделать, — не идет вразрез с Конституцией. Но, кроме Конституции, кроме основного законодательства, есть еще Бюджетный кодекс, который предусматривает: финансирование и оказание услуг может осуществляться только в соответствии с выделенным финансированием. Т. е. мы не можем оказывать больше услуг, нам просто не за что это делать. И 95-я статья Конституции говорит о том, что все расходы бюджета должны осуществляться в соответствии с выделенными деньгами. Другое дело, что у нас, к сожалению, такая законодательная система, что зачастую норма одного закона противоречит другой.
— Готовы ли вы говорить о конкретных расценках? Скажем, сколько будет стоить день пребывания пациента в стационаре?
— Вы ставите вопрос, на который нельзя ответить четко. В данном случае стоимость будет зависеть от конкретного клинического случая. За ориентир можно принять средства, выделяемые на реанимационные койки, — это 1500 грн. с копейками в день, и порядка не менее 1000 грн. выделяется на койки планового лечения. Сюда входит все: содержание койки, заработная плата персонала и т. д., но этого, к сожалению, недостаточно.
Скальпель и «Утенок»
— Известно ли вам, что аптеки, которые находятся при больницах, порой торгуют препаратами по ценам в 2—3 раза дороже, чем те, что расположены через дорогу?
— Мы знаем об этой проблеме.
— Боретесь с этим явлением?
— А как с ним бороться? Это — частное предпринимательство. Аптеки, которые находятся в наших лечебных учреждениях, работают на условиях аренды, и арендными платежами наши взаимоотношения с ними исчерпываются. Согласитесь, что это не выход из положения — выгнать аптеки из больниц, оставшись без дополнительных поступлений.
— Пересказываем одно из недавних читательских писем. Трехлетнему ребенку в «Охматдете» должны были удалить гланды. И хоть клиника — на особом счету, то есть не городского, а республиканского подчинения, но находится же в Киеве — значит, и вам, возможно, будет небезынтересно знать некоторые отзывы об «охматдетовской» практике. Итак, родителям ребенка операция по удалению гланд обошлась где-то в 1,5 тыс. грн.: деньги ушли на закупку лекарств, бинтов, упаковки перчаток, катетеров, пластырей и т. д. Допустим, это еще как-то объяснимо. Но почему вместе с младенцем родители обязаны были привезти (для нужд больницы?!) бутылек туалетного «Утенка» плюс чистящий порошок «Доместос», если, пардон, ребенок пока еще обходится горшком?.. Надо так понимать, что «Утенок» — одно из многочисленных условий, без которого и гланды удалять не стали б? Как, вероятно, не стали бы и без скальпеля, который родители тоже должны купить перед операцией (спасибо, что хоть не томограф)! Напрашивается закономерный вопрос: а что, в больницах скальпели теперь одноразовые? Как пластиковые стаканчики?
— Я не могу комментировать требования клиник республиканского подчинения.
Пожертвования не могут быть принудительными
— Объяснение таким «причудам» — с упаковками перчаток и скальпелями — подсказал один из наших читателей. Подчеркиваем, это его мнение. И вот что человек предполагает: все, что приносят родственники больных, сдается в аптеку по «половинной цене». И аптеке хорошо (потому что продаст следующему клиенту за полную стоимость), и медработнику неплохо. «Навар», так сказать, на ровном месте... Это просто цинизм, который зашкаливает! Но в нашей почте есть и письма о Больнице скорой помощи. Так и пишут: если ты не заплатишь, к тебе даже не подойдут... Много жалоб на бригады скорой помощи? Или они тоже недофинансированы, т. е. чего ж от них требовать?
— Конкретно по Больнице скорой помощи. Мы решаем проблему, поставив задачу обеспечить бесплатно первые три дня обслуживания всех пациентов, которые поступают в БСМП в экстренном порядке, — это касается обследования, диагностики, оказания интенсивной помощи.
Насколько нам это удается, мне пока тяжело судить, поскольку мы этот проект начали финансировать только с начала этого года. Но первые отзывы, первые мониторинговые наблюдения свидетельствуют о том, что подвижки в этом плане есть.
То есть травматологический пункт, травматологическое отделение, политравма, куда поступают больные по скорой помощи, должны обеспечиваться всем необходимым бесплатно. Это то, на что нам на сегодняшний день хватает ресурсов.
Что касается выезда карет скорой помощи, то по сравнению с позапрошлым годом для бригад «скорых» финансирование увеличено в шесть раз, и в последнее время в управление не поступает жалоб, что помощь не оказывается в достаточном объеме.
— Развивается ли в Киеве система хосписов? Вы, наверное, помните истории шести-семилетней давности, когда в них помещали одиноких больных под залог квартиры. Это была, кажется, инициатива Черновецкого.
— Автором этого проекта точно была не система здравоохранения и не наше управление. Мы, слава Богу, к этому отношения не имеем и декларируем совсем иные подходы к оказанию паллиативной помощи.
На сегодняшний день в хосписе Киева — 125 коек, увы, этого недостаточно сегодня, таких коек должно быть как минимум в пять раз больше. Мы предполагаем создать в Киеве 10 хосписов, чтобы снять потребность в таком виде услуги.
— Ощущается ли в Киеве проблема нехватки врачей?
— Да, сегодня система укомплектована на 70% от потребности. И нехватка в первую очередь порождена тем, что система заработной платы, к сожалению, несовершенна. Несмотря на все те усилия, которые мы предпринимаем в Киеве в последние два года.
Но есть и определенные подвижки, особенно для врачей первичного звена. В двух пилотных районах заработная плата для врачей «первички» составляет уже порядка 6 тыс. грн. И это только первый шаг.
Мы начали мотивировать врачей, на которых лежит основная ответственность. Это — семейные доктора, врачи скорой помощи, для которых мы внедрили определенные надбавки, это те же медработники, которые работают в хосписе (начиная с нового года их заработная плата увеличена на 70%).
— А сколько стоит сейчас содержание человека в хосписе?
— Это бесплатная услуга.
— Один из читателей утверждает, что ему назвали сумму 4 тыс. грн. в месяц... Допустим, кто-то нечистый на руку хотел подзаработать на чужом горе, и это — не повально, а лишь единичный случай. Но как бы там ни было, возвращаясь к главной теме беседы — платно-бесплатной медицины, — задаешься вопросом: а не проще ли сейчас вернуться к практике так называемых «добровольных пожертвований»? По крайней мере тогда хоть было понятно: сколько ты платишь. И где-то это, наверное, фиксировалось?
— Я категорически против таких подходов. Любое пожертвование, вы абсолютно правильно говорите, должно быть действительно добровольным, должно поступать в кассу или на счет лечебного учреждения. Наличный расчет с медработниками — это криминал. Призываю киевлян в случае, когда они сталкиваются с вымогательствами в медицинской сфере, обращаться на нашу горячую линию по тел. 278-4191 или лично ко мне по тел. 284-0875.
Но важно и не делать медработников заложниками ситуации, которая сложилась в государстве. Мы не отрицаем, что злоупотребления в нашей сфере существуют. Недобросовестные сотрудники есть везде. Поверьте, практически ежедневно я получаю письма, в которых люди благодарят медицинских работников за их самоотверженный труд.
http://2000.net.ua/weekend/gorod-sobytija/ot-pervogo-litsa/91636
------------------------------------------------------------------------------------------------
Существование медицинских протоколов делает возможным проверку правильности проведения диагностики и лечения пациентов, но в ситуации когда пациент оплачивает лечение из собственного кармана заинтересованных в проведении такой проверки не будет.
Вывод: медицина должна содержаться за счет бюджета (речь не идет о частных клиниках это отдельная история).
Комментарии
Если люди, которых обслуживает врач здоровы, то они отчисляют ему из своих заработков. Если заболел, хоть кто-то, то ни платит ни кто, пока он не выздоровеет. Врачам было ВЫГОДНО. что бы люди не болели.
Не только злоупотребление, а хронические поборы... А не проще вывесить тарифи и "борцам за бесплатное конституционное лечение" платить налоги. Похоже, только из-за налогов...
и т п, а народ не идет,тут либо гособеспечение, либо народ не идет, характерный пример профосмотры .
Я знал,что в Украине уровень медпомощи на нижайшем уровне,но чтобы на таком низком...А ведь выход один-единственный-страховая медицина,при которой,кроме приличных отчислений из бюджета страны на здравоохранение (не меннее 8-9% от годового бюджета), молодые,здоровые,работающие люди отчисляют ежемесячно из зарплаты не менее 5% и таким образом лечат больных,немощных стариков.Кроме того,насущно необходимо устранить эту "отрыжку социализма"-промежуточное,полностью воровское админ.звено (всякие обл.,гор.,рай.здравы,главврачей б-ц,которые только и делают,что воруют).Ремонтом и строительством б-ц должны заниматься гос.предприятия и,в основном,частные фирмы,а не главврачи б-ц.Всенепременно надо резко улучшить качество высшего мед.образования в стране.Надо резко,м.б.наполовину, сократить кол-во мед.вузов в Украине (в 25 областях Рiдной неньки в 25 же имеются мед.вузы).Везде в мире на "Скорой" работают парамедики,а не врачи и вызовы "Скорой" на дом платный,правда,затем возвращается на 85%.Система страх.медицины не держится в секрете-езжайте по миру и учитесь.Всё это касается и России тоже.
Привет с Б.Востока.Ваш Поэль.