Журнал «Партнер» №5 (188) 2013г.
Вадим ГОРЕЛИК (Франкфурт-на-Майне)
65 лет тому назад на основании резолюции Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН № 181, принятой 29 ноября 1947 г., была провозглашена Декларация независимости Израиля. Малоизвестные материалы о заседании ГА ООН 14 мая 1948 г., опубликованные недавно, на котором была подтверждена резолюция № 181 о судьбе Палестины, напоминают классическую рождественскую историю. Она, как и всякая традиционная рождественская история, содержала все необходимые атрибуты: имела светлый и радостный финал, в котором торжествовало добро, действующие лица были в состоянии духовного и политического кризиса, для разрешения которого потребовалось чудо в виде счастливой случайности и удачного совпадения, являющимися знаком свыше. Всё это имело место на заседании ГА ООН 14 мая 1948 года.
Палестина и ООН
Во время Первой мировой войны секретарь МИДа Великобритании Артур Бальфур издал документ, получивший впоследствии название «Декларация Бальфура». В нем говорилось, что Британия «положительно смотрит на основание в Палестине национального дома для еврейского народа». В 1922 году Лига Наций вручила Великобритании мандат на управление Палестиной для «установления в стране политических, административных и экономических условий для безопасного образования еврейского национального дома».
В 1947 году британское правительство поняло, что оно не способно найти приемлемое для арабов и евреев решение, и отказалось от мандата на Палестину. Дальнейшая судьба Палестины решалась на второй сессии ГА ООН, на которой обсуждались два проекта резолюции. Великобритания внесла в ООН предложение о создании на территории Палестины одного арабо-еврейского государства, в котором евреи были бы национальным меньшинством. СССР и США представили свой совместный проект, предусматривавший создание на территории Палестины двух государств: еврейского и арабского.
Столь трогательное единение двух противников в начинающейся «холодной войне» объяснялось временным совпадением геополитических интересов. И СССР, и США стремились ослабить влияние Великобритании на Ближнем Востоке, оттеснить ее от огромных источников нефти. Сталин, кроме того, надеялся на появление на Ближнем Востоке плацдарма для продвижения коммунистических идей в широкие ближневосточные массы. Когда эти надежды не оправдались, СССР сразу сменил курс на противоположный, которому Россия верна и по сию пору.
После напряженной закулисной борьбы (для принятия резолюции нужно было квалифицированное большинство в 2/3 голосов) 29 ноября 1947г. был принят советско-американский вариант раздела Палестины (резолюция № 181). 33 голоса «за», в т.ч. СССР и США, Украина, Белоруссия, Польша и Чехословакия; 13 «против», в т. ч. арабские страны, Турция, Греция и Индия;10 воздержались. Резолюция № 181 могла вступить в силу только после окончания срока действия британского мандата – в 18 часов 14 мая 1948 г. при условии, что до этого момента ООН не примет альтернативную резолюцию.
Aрабские страны, в отличие от евреев, принципиально отвергли идею создания двух государств. Джамаль аль Хуссейни, исполнявший обязанности председателя Высшего арабского совета, 24 ноября 1947 года заявил: «Палестина будет охвачена огнем и кровью, если евреи получат хоть какую-нибудь ее часть».
Заседание ГА ООН 14 мая 1948 г.
События, связанные с образованием Государства Израиль, только подтверждают мнение президента США Рональда Рейгана: «Говорят, что политика - вторая древнейшая профессия. Но я пришел к выводу, что у нее гораздо больше общего с первой (проституцией, прим. автора)». За считанные месяцы после ноября 1947 г. в политике США произошли резкие метаморфозы. США, озабоченные ростом советского влияния в Европе и других регионах, решили отказаться от идеи создания независимого еврейского государства и поддержать англичан. И на спецсессию 14 мая 1948 года был повторно вынесен английский проект резолюции, предусматривавший создание единого арабо-еврейского государства, что в сложившейся ситуации было равносильно уничтожению еврейского национального очага. Против этого проекта были всего несколько делегаций: СССР, Украины, Белоруссии, Польши, Чехословакии - всего не более 6-8 стран. Страны Латинской Америки, составлявшие тогда половину членов ООН, всегда безропотно голосовали вместе с США. Было ясно, что принятие антиизраильского проекта резолюции только вопрос времени. США учитывали, что если голосование до 18 час. 14 мая 1948 г. не состоится, то в силу вступает прошлогоднее решение о создании двух независимых государств.
Поэтому главной целью США и их союзников было обеспечить принятие английского проекта резолюции до 18 часов, что автоматически отменяло предыдущее решение ГА ООН от 29 ноября 1947 г. о создании на территории Палестины двух государств.
Заседание ГА ООН уже шло к концу. Дипломаты устали от длительного заседания, от речей и, предвкушая скорый отдых, стремились поскорее проголосовать и покинуть заседание. Их мало волновали проблемы еврейского народа. И тут произошло то самое чудо, без которого никакая рождественская история не обходится.
Далее я предоставляю слово тогдашнему представителю Украины в ООН Василию Акимовичу Тарасенко: «Примерно в 17-45 представитель Аргентины доктор Арсе, председательствующий на заседании, прервал очередное выступление Громыко и объявил голосование. В зале заседаний места для делегаций закреплялись в алфавитном порядке, и делегация Украины располагалась рядом с делегацией СССР. Я обернулся к Громыко, и тот проворчал что-то вроде «всё кончено». Поднявшись с места, я в обход всех правил и регламентов громко объявил, что хочу высказаться по процедуре голосования, и не обращая внимания на возражения председательствующего, быстрым шагом направился к трибуне, выкрикивая: «I want to state my point of view». (Я хочу высказать свою точку зрения.) Но английское словосочетание «point of view» (высказать точку зрения) у меня прозвучало как «point of you» (разобраться с Вами), что председательствующий воспринял как угрозу. Он немедленно оставил свое кресло и выбежал из зала с криком: «Полицейский, полицейский, скорее сюда!» А я тем временем уже экспромтом произносил свою речь. Вдруг раздались аплодисменты. Я посмотрел на часы — стрелка перевалила за отметку «18».
Первым меня поздравил Громыко, потом главы делегаций Польши и Югославии, представители еврейской общины Нью-Йорка. В начале седьмого вернулся Арс с полицией и заявил, что, поскольку по известным всем причинам голосование не состоялось, предыдущее решение ООН о создании двух государств остается в силе.
Когда Арс намеревался уже объявить о закрытии сессии, глава делегации США генерал Осборн попросил продолжить заседание, чтобы дать ему возможность связаться с президентом Трумэном для обсуждения сложившейся ситуации. Предложение Осборна было принято, и через два часа он сообщил, что США пересмотрели свою позицию по палестинской проблеме и согласны с решением об образовании на территории Палестины двух независимых государств: еврейского и арабского.
В тот же день в Тель-Авиве было провозглашено Государство Израиль и образовано его первое правительство во главе с Бен - Гурионом».
Так сбылась двухтысячелетняя мечта евреев. А на следующий день армии шести арабских государств начали войну на уничтожение Израиля. Но это уже другая, отнюдь не рождественская история.
История с продолжением. Бен-Гурион в ту же ночь через своего представителя передал украинскому дипломату Тору благодарность от себя лично и от правительства Израиля за это героическое и не согласованное с руководством СССР выступление, которое сыграло решающую роль в судьбе Израиля. Кроме того, Бен-Гурион попросил согласия г-на Тарасенко на присуждение ему звания почетного гражданина Израиля (первый подобный случай в истории Израиля). Но после обсуждения с Василием Акимовичем неизбежных в то время и совершенно предсказуемых последствий такого шага для него самого и его семьи, было решено от него воздержаться.
Но последствия, тем не менее, были. За два месяца до окончания срока пребывания в Штатах его отправили в отпуск, а, проще говоря, отстранили, с формулировкой: за активную произраильскую позицию и… тенденции к украинскому сепаратизму.
Коротко о В. Тарасенко
Уроженец Черниговщины, Василий Акимович не был кадровым дипломатом. Видимо, этим и объясняется его слабый английский язык, спасший Израиль в далёком 1948 г. Он был партийным выдвиженцем и имел за плечами только исторический факультет Киевского педагогического института. В Нью-Йорке поддерживал дружеские отношения с Моше Шаретом, с которым часто вместе обедал. После возвращения из США заведовал кафедрой международных отношений Киевского университета. После провозглашения независимости Украины одним из первых подал заявление о выходе из КПСС и основал общественный фонд «Украина – Израиль».
Необъяснимая забывчивость политиков. Факт о роли украинского дипломата в становлении Государства Израиль до недавнего времени не афишировался ни в Украине, ни в России, ни в США. И даже в Израиле. Причины этого Тарасенко объяснял так: «Ни у кого, ни в Нью-Йорке, ни в Тель-Авиве не было сомнения, что дело, на которое потрачены десятилетия, провалено. И вдруг какой-то украинец, посторонний в сущности человек, поворачивает ход событий. Это задевало самолюбие, национальную гордость, в израильской историографии подобный эпизод отсутствует. Что касается американцев, то кому, как не им, главному стратегическому партнеру Израиля, не разглашать этот, мягко говоря, странный факт.
В последние годы, правда, ситуация в Израиле несколько изменилась. Еще при жизни Тарасенко получил письма от премьер-министра Биньямина Нетанияху и тогдашнего министра иностранных дел Давида Леви, в которых отмечалась его персональная роль в создании Государства Израиль. В 1998 г. по приглашению правительства и кнессета он посетил Израиль вместе с детьми. Израиль произвел на него неизгладимое впечатление: «Израиль - это чудо, жемчужина Ближнего Востока. Я безмерно рад, что в мае 1948 г. сыграл определенную роль в срыве плана создания единого арабо-еврейского государства и тем самым внес свой личный вклад в создание Государства Израиль».
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором