Донские земли в составе Запорожской Сечи


Как видим, все XVII и XVIII века между народами-соседями шла ожесточенная борьба за обладание землями в устье Дона.

 

Турки закрепились в донскому Приозивье, возведя здесь мощную крепость Азов, однако контролировать все смежные с тяжбы земли были не в состоянии, из-за чего на эти богатые соляные и рыбные промыслы почвы претендовали вместе и украинцы -запорожцы, и донские казаки, и крымские татары, а в XVIII веке к этой борьбе примкнула и Российское государство, которое очень усилило свои позиции с приходом царя-реформатора Петра Первого, и, в конце концов, именно оно одержало победу в этом международном противостоянии за побережье Азовского моря.

Украина решительно заявила о своем праве на земли в устье Дона еще в середине XVI века и с тех пор не оставляла попыток закрепиться в Азове и на окружающих территориях. Походы запорожских атаманов - Дмитрия Вишневецкого, Семена Скалозуба, Ивана Сулимы и других, держали в постоянном напряжении турецкие гарнизоны Азова, а победы 1637 и 1696 показали всей Европе силу и мощь казацкого оружия. Не зря Богдан Хмельницкий считал украинским все земли на юго-востоке от Изюмского перевоза к Дону, о чем свидетельствует его Универсал от 15 января 1655. В XVIII веке Запорожская Сечь боролась и с россиянами, и с донскими казаками, и с турками за то, чтобы соседи признали устье Дона украинской казацкой территорией.

В XVIII веке территория Запорожской Сечи простиралась до устья Дона.

Ситуация обострилась после того, как 1708-го запорожские казаки во главе с кошевым Костем Гордиенко поддержали гетмана Мазепу и выступили войной против русского царя Петра Первого. Запорожцы потерпели поражение и вынуждены были всем своим войском перейти под протекторат турецкого султана. Но 1711-го потерпела поражение и Россия в своей войне с Турцией, отказавшись по условиям Прутского мира и от власти над Запорожьем, и от своих крепостей Азова и Таганрога, которые были восстановлены россиянами на побережье Азовского моря (Петр Первый после получения тяжбы в 1696 году приказал главную военную крепость в регионе строить не здесь, а чуть севернее - в Таганроге). Перед тем, как покинуть крепости, русские их разрушили, но турки возобновлять Таганриг не стали, а передали его с окружающими землями под юрисдикцию Запорожской Сечи.

Пребывание Таганрога и Северного Приазовья в составе Запорожской Сечи весьма способствовало экономическому развитию казачества и заселению этого региона украинцами. Российское правительство, под страхом смертной казни, запрещало запорожцам любые отношения со всеми другими казаками, остававшимися под властью России - гетманскими, слободскими и донскими, основания опасаясь того, что запорожцы смогут с агитировать своих собратьев к общему мятежу против московской власти. Поэтому запорожцам приходилось теперь концентрировать свои усилия на освоении приазовських земель. Казачьи украинские промыслы возникают в это время на всем Азовском побережье до территории современной Кубани на Ейской косе. Не имея доступа к России, запорожские казаки ведут теперь широкую торговлю рыбой и солью с Правобережной Украиной и Галичиной, которые находятся под властью Польши. Это способствует росту экономических связей между различными регионами Великой Украины, и вместе с тем увеличению численности населения на юге, расширению старых и появлению новых зимовщиков на донскому Приазовьи.

Но отношения между запорожцами и турками ни были безоблачными. Разная культура, разная религия, многолетняя вражда и войны не способствовали установлению добрососедских связей между этими народами. В конце концов запорожцы решили вернуться под российский протекторат 1734. Но и здесь надежды на спокойную жизнь в составе Российской империи не сбылись. Повернув в состав России Азовское побережье, запорожцы сразу столкнулись с посягательствами донских казаков на эти земли. Не в силах подчинить себе устье Дона оружием, донцы прибегли к политике жалоб и клеветы, жалуясь российскому правительству на запорожцев и прося Петербург забрать у украинцев богатые рыбой и солью территории. Да и само российское правительство завистливым глазом смотрело плодородные запорожские степные почвы и мечтало присвоить эти земли. Начинается медленное заселение запорожских земель русскими крепостными и разными народами, бежавшие на российскую Украину от гнета турок, - болгарами, греками, сербами. Приходилось запорожским старшинам прибегать к гарантиям, заселяя военные земли казачьими семьями, чего раньше никогда не было, потому по традиции в Запорожье жили только мужчины-воины, а дети и женщины оставались в тылу, на Украине. 

Так возникала на Запорожье паланковая система, когда территория Сечи состояла из отдельных Паланок, во главе которых стояли полковники, переназначавшиеся общевойсковым кошем. На побережье Азовского моря простиралась Еланецкая паланка (за рекой Грузский Еланчик, что сейчас в Донецкой области, недалеко от границы с Россией). В состав паланки входили земли от этой реки на западе до реки Еи на юго-востоке (ныне Краснодарский край), вдоль морского побережья до новой границы с Турцией. На территории Еланецкой паланки находились и руины Азхова и Таганрога, которые по условиям мира с турками вошли в состав России, но восстанавливать их было запрещено.

Взаимоотношения между донскими казаками и запорожцами ухудшались с каждым годом. О былом боевое братство никто и не вспоминал. Российское правительство откровенно поддерживал донских казаков, видя в нем этнических россиян, в отличие от украинцев-запорожцев. Между тем борьба за соль и рыбу дошла уже до вооруженных столкновений, когда казаки донцы и запорожцы смотрели друг на друга как на заклятых врагов. Пришлось правительству вмешиваться в этот конфликт. В 1743 году была создана специальная комиссия, на которую возложены обязанности детально изучить причины этих споров и провести разграничение земель Войска Донского и Запорожского. Комиссия работала целых три года, но приняла решение,  в пользу донских казаков. Согласно Сенатским указом 1746 граница между двумя казачьими республиками устанавливалась по р Кальмиус (в пределах современной Донецкой области, там где Мариуполь). Таким образом Еланецкая паланка ликвидировалась, ее земли отдавались донским казакам, вместе с остатками Азова и Таганрога, которые через несколько десятилетий были отстроены и переданы российской военной администрации. Так Донское казачье войско за счет запорожцев получило выход к Азовскому морю. Последними полковниками Еланецкой паланки были Павел Таран (1743), Осип Баран (1744) и Леонтий Таран (1746).

Но несправедливое решение российского правительства только разозлило запорожских казаков. Они отказывались признавать новую границу, и, как раньше, рыбачили на Азовском побережье, изгоняя оттуда прочь донских казаков. Споры продолжались. Доходило до того, что 1753-го донской атаман Данила Ефремов жаловался в Петербург на то, что запорожцы вступают не только на новые донские земли, а заходят даже на Кубань, в турецкие владения. Так донской руководитель заступался за турок перед российской императрицей Елизаветой , выступая против запорожских казаков.

Печать Кальмиуской паланки Запорожского войска 1768

Теперь, после разделения 1746, самой восточной паланкой Запорожского войска становилась Кальмиусская паланка, административный центр которой был на казачьем форпосте Домаха, в пределах современного Мариуполя. Кальмиусские казаки считали своими и земли бывшей Еланецкой паланки, хотя и не до Кубани, но в устье Дона и Азов тем не менее. Поддерживал кальмиусцев в этих требованиях и главный Запорожский Кош. Но для того, чтобы закрепиться на этих землях, надо было их активнее заселять. С таким намерением 1769 по распоряжению коша под Таганриг направилось 500 семейных казаков. Они поселились в устье реки Миус, вблизи возобновляемой Таганрогского крепости, где основали три новых казачьи слободы - Николаевскую, Троицке и Покровскую, которые названы так по главным запорожскими праздниками. Вскоре здесь появилась и четвертая запорожская слобода - Неклинивка. И сейчас существует в Ростовской области России Неклиновского район. Центром его является село Покровское (бывшая запорожская слобода), где по переписи 2002 проживало 12,5 тыс. человек, возможных потомков украинских запорожцев. Так и в современной России сохранилось упоминание о самом запорожское праздник - Покрова.

Разумеется, донским казакам не слишком нравилось, что запорожцы все активнее заселяют земли, с недавнего времени доцами  считавшиеся своими. Но ничего поделать с запорожцами не могли - с началом восстановления Азовского и Таганрожскои крепостей россиянами эти территории были отобраны у донских казаков, а Военная коллегия, которой теперь подчинялись эти земли, была только заинтересована в увеличении рабочей силы в окрестностях новостроек, поэтому специальным Указом узаконила проживания украинцами в устье Миус.

Запорожцам приходилось защищать свои земли и от нападений донских казаков. (Сергей Васильковский «Сторожа запорожских вольностей», около 1890 г.)

Но столкновения между запорожцами и донцами продолжались все время. Особенно прославился в этом смысле Кальмиусский полковник Кишенський, который давал решительный отпор попыткам донцов нападать на запорожские рыбные промыслы и соляные озера. Донские атаманы постоянно писали доносы на запорожцев в Петербург, и, наконец, эти доносы сделали свое черное дело. В печально Манифесте императрице Екатерине II от 1775 о разрушении Запорожской Сечи, одной из причин уничтожения российской властью запорожского казачества называлось именно недовольство тем, что запорожцы распространяют свои поселения на земли, принадлежавшие Войску Донскому. В шестом пункте Манифеста писалось: «Наконец, то же Запорожцы стали распространять своевольные свои присвоения и к землям издревле принадлежащим Нашему войску Донскому, непоколебимому в должной к Нам верности, всегда с отличностью и мужеством в нашей службе обращающемуся и порядком и добрым поведением приобревшему навсегда к себе отлично Наше Высочайшее Монаршее благоволения, Делаю и сим Донским казаки запрещения пользоваться оными землями, Которые уже долговременно в их обладания состоят. Всякий здраво рассуждающей может здесь легко проникнут как лукавой намерение Запорожского Казаков, так и существительные от оного Государству вред ». И как вывод из этого: «Мы сочли себя обязанными перед Богом и перед Империей нашею и пред самым вообще человечеством разрушить Сечу Запорожскую и имя казаков от оной заимствованное ... Можем Мы в то же время им объяву, что нет теперь более Сечи Запорожской в ​​политическом ее уродства, следовательно и казаков сего имени ».

Так запорожское казачество было уничтожено, а донское продолжило существовать, став верной опорой царизма в его борьбе с национально-освободительными движениями народов империи и социальными волнениями среди самих россиян. Но о карательные функции донских казаков в XIX и начале ХХ веков речь в этой работе будет дальше. Сейчас надо добавить, что не все донцы предали запорожцев и общее казачье дело. На Дону долгое время сохранялась легенда о том, что последний кошевой Запорожской Сечи Петр Калнышевский, после разрушения Запорожья несколько лет скрывался на Дону, среди донских казаков. Об этом якобы свидетельствует и украинская народная песня:

 

Ой, полети ж ти, та чорна галко,

Та й на Дон рибу їсти.

Ой, принеси нам, ти чорна галко,

ОдКалниша вісті.

«Та вже ж мені не летіти

Та й на Дон рибу їсти.

Та вже ж мені не носити

Од Калниша вам вісті».

 

 

Но это, вероятно, лишь легенда ...

 

Икона Праведного Петра Многострадального (Калнышевского). Почитается УПЦ КП

 

 

Только после провозглашения Украиной Независимости в августе 1991 года начало понемногу возрождаться запорожское казачество в его современном виде. В мае 1992-го в Донецкой области была создана общественная организация «Кальмиусская паланка». Помня о том, что их предки владели когда-то землями и на Дону, участники общественного объединения уделяли немало внимания и установлению контактов с современными казаками Дона и Кубани. Так в июле - августе 1992 ими был организован конный переход Украина - Дон - Кубань, а в течение 1993-1994 годов с участием «Кальмиуской паланки» состоялось несколько встреч между руководством украинского казачества и атаманами Всевеликого войска Донского и Кубанского казачьего войска. Благодаря этим встречам удалось в какой-то мере договориться о невмешательстве донских и кубанских казаков в Приднестровский конфликт и противостояние в Крыму.