Ярослав Мудрый спаситель Польши
На модерации
Отложенный
Яросла́в Влади́мирович (или Яросла́в Му́дрый; <small>ок.</small> 978 — 19 <small>или</small> 20 февраля 1054, Вышгород) — Ростовский князь (987—1010), князь новгородский (1010—1034), великий князь Киевский (1016—1018, 1019—1054).
Ярослав Владимирович — сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны, отец, дед и дядя многих правителей Европы. При крещении был наречён Георгием. Вошла в историю составленная при Ярославе «Русская правда», ставшая первым известным сводом законов на Руси.
http://www.hrono.ru/biograf/bio_ya/yaroslav_mudr.php
В 1014 году, утвердившись в Новгороде, Ярослав перестал платить дань Киеву, как это делали до него все новгородские посадники. Владимир, видя непокорность сына, хотел уже идти войной на Новгород и повелел дружине: "Расчищайте пути и мостите мосты". Ярослав, узнав об этих приготовлениях, послал за море и нанял варягов. С их помощью он хотел воевать со своим отцом.
Между тем в 1015 году печенеги пошли войной на Русь. Владимир послал против них своего любимого сына Бориса со всею дружиною, а сам сильно разболелся. От этой болезни он и умер 15 июля. Власть в Киеве сейчас же захватил пасынок Владимира, Святополк Окаянный. Опасаясь соперничества, он стал посылать к братьям убийц. Сначала убили Бориса, потом Глеба и, наконец, Святослава.
Ярослав еще ничего не знал об отцовской смерти и готовился к войне с Киевом. Собранные им варяги бесчинствовали в Новгороде, творя насилия над горожанами и их женами. И вот, когда Ярослав был в селе Ракоме, новгородцы восстали ночью на варягов и перебили их во дворе Парамони. Ярослав, узнав об этом, сильно разгневался, но не показал вида, а послал сказать горожанам: "Хоть и сделали вы большое зло союзникам моим, но их мне уже не воскресить. Приезжайте ко мне мириться". Новгородцы поверили дружелюбию Ярослава, избрали лучших мужей и отправили их в Ракому. Ярослав же велел их всех перехватать и перебить.
Но в ту же ночь Ярославу пришла весть от его единоутробной сестры Предславы: "Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве. Убил он уже Бориса и к Глебу послал убийцу. Берегись его!"
Сильно встревоженный и опечаленный этим известием Ярослав собрал на другой день новгородцев на вече и сказал им: "Вчера, в безумии, перебил я многих из дружины моей, а сегодня пришла мне весть, что отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве и убивает братьев моих. Хочу идти на него! Пусть не будет Между нами вражды, ибо за каждого убитого готов я откупиться золотом". Новгородцы же отвечали: "Хотя, князь, и иссечены братья наши - можем за тебя биться!" И собрал Ярослав тысячу варягов, а новгородцев три тысячи, и пошел на Святополка.
Враги встретились под Любечем. Святополк расположил свой стан между двумя озерами и, не ожидая нападения, всю ночь пил и веселился с дружиной. Новгородцы неожиданно ударили на него, прижали киевлян к озеру и многих перетопили. Разбитый Святополк бежал в Польшу к своему тестю Болеславу, а Ярослав вступил в Киев.
В 1018 году король Болеслав вместе со Святополком выступил на Ярослава. Ярослав ждал их на берегу Буга, на Волыни. Болеслав первый бросился вброд через Буг, поляки ударили за ним. Ярослав не выдержал напора и бежал в Новгород всего с четырьмя мужами, а Болеслав овладел Киевом.
Ярослав хотел из Новгорода бежать дальше за море, к варягам, но посадник Константин, сын Добрыни, вместе с горожанами изрубил все ладьи Ярославовы, говоря: "Хотим еще биться с Болеславом и Святополком!" Ярослав согласился, тогда новгородцы, собрав денег, наняли для князя варягов. С ними вместе Ярослав во второй раз пошел на Святополка.
Тем временем Святополк уже рассорился с тестем, который уехал в Польшу. Поэтому он не мог противостоять Ярославу и бежал к печенегам. С их помощью в 1019 году он в последний раз попытался овладеть Киевом, но был разбит в жестоком сражении на Альте и бежал за границу.
Ярослав же, сев на киевском столе, должен был выдержать борьбу еще и с другими родичами. В 1021 году он победил своего племянника Брячислава Изяславича Полоцкого, а в 1024-м воевал со своим младшим братом Мстиславом Владимировичем, который из Тмутаракани завоевал Чернигов. Несмотря на помощь варяжской дружины Якуна, Ярослав потерпел поражение в битве под Лиственом. После этого братья помирились. Мстислав остался в Чернигове и правил землями по восточному берегу Днепра.
Только в 1036 году, когда Мстислав умер, не оставив наследников, Ярослав завладел его волостью и стал самовластно править Русской землей. В том же году он пошел в Новгород и посадил княжить здесь своего старшего сына Владимира. Тут он получил весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав спешно собрал воинов - варягов и словен - и пришел к Киеву. Пробившись внутрь города и изготовившись к битве, русские вышли в поле. Варягов Ярослав поставил посередине, киевлян - на правой стороне, а новгородцев - на левой. Битва была жестокая, так что Ярослав лишь с большим трудом одолел печенегов к вечеру.
С этого года, одолев всех врагов - внешних и внутренних - Ярослав занялся государственными делами и стяжал себе на этом поприще славу не меньшую, чем в делах военных. На месте своей победы он заложил храм св. Софии, а неподалеку - монастыри св. Георгия и св. Ирины. Для защиты Киева с юга Ярослав велел рубить по реке Рось новые крепости - Юрьев, Торческ, Корсунь, Треполь и другие. Ярослав' очень любил книги и часто читал их. Собрав многих книгописцев и переводчиков, он умножил число книг на Руси и постепенно ввел их в употребление. С этого времени книжная премудрость прочно утвердилась среди русских. По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте. В 1054 году, чувствуя приближение смерти, Ярослав поделил землю между сыновьями и заповедал им жить в мире. Скончался он 20 февраля 1054 года и погребен в мраморное гробу в церкви св. Софии.
Среди прочих деяний одного из выдающихся князей русских до монгольского периода было и фактическое спасение Польши. Статья историка Сергея Цветкова посвящена этому.
http://pereformat.ru/2012/02/kak-yaroslav-mudryj-spas-polshu/
В годы правления Ярослава Мудрого обозначился важный перелом в отношениях Русской земли со странами Запада. Более или менее случайные политические контакты предшествовавшего времени уступили место осмысленной европейской политике. Русь стала великой европейской державой, закрепив за Ярославом роль равноправного партнера, желанного союзника, а в иных случаях и покровителя западных государей. Накануне церковного раскола христианского мира в 1054 году русский «самовластец» заставил Запад признать самую тесную причастность Русской земли к историческим судьбам Европы. Характерно, что Адам Бременский, писавший свою хронику уже после разделения Церквей, все же поименовал Ярослава «святым королем» (rex sanctus). Правда, слово «святой» употреблено здесь, скорее, в значении «благочестивый», а древнерусский книжник сказал бы, наверное, «христолюбивый князь»… Из сопредельных Руси западных стран больше всего внимания к себе требовала Польша. Хотя в 1030-1040-х годах русским границам с этой стороны уже ничто не угрожало, однако, внутри польского общества набирали силу тенденции, которые в Киеве считали нежелательными и опасными. Польская государственность стремительно деградировала. После того, как в 1034 году Мешко II был насильственно умерщвлен, княжеская власть окончательно сделалась игрушкой в руках могущественных вельмож. Наследник престола Казимир был еще слишком юным, чтобы княжить самостоятельно, поэтому поначалу опеку над ним приняла его мать Рикса (или Рихеза), урожденная принцесса пфальцская, племянница германского императора Оттона III. Не имея никакой опоры при княжеском дворе, она окружила себя немцами, которые попытались править Польшей как завоеванной страной. Польские паны не потерпели подобного обращения. Рикса была изгнана и опека над Казимиром перешла к представителям знатных польских родов. Польша в первый раз испытала прелести шляхетского правления. Несколько лет страну раздирали междоусобные свары. Когда же паны согнали с престола и повзрослевшего Казимира из опасения, что он захочет отомстить за свою мать, Польша погрузилась в полный хаос. Паны растаскивали польские земли по кускам. Простой люд, доведенный до отчаяния бесчинствами шляхты, восстал и принялся избивать знать и грабить богатые поместья. Социальный протест сопровождался почти повсеместным возвращением поляков к язычеству, убийствами христианских священников, сожжением церквей и монастырей, разграблением церковного имущества. Несчастьями Польши немедленно воспользовалась соседняя Чехия. В 1039 году чешский князь Брячислав I (Бржетислав) вторгся в Польшу с сильным войском и, не встречая на своем пути никакого сопротивления, овладел обширной Силезской землей. Польское государство оказалось на краю гибели. Казимиру не оставалось ничего другого, как обратиться за помощью к бывшим врагам Польши. Германский король Генрих III (с 1046 года — император Священной Римской империи), в чьи замыслы не входило чрезмерное усиление Чехии, согласился оказать военную поддержку польскому изгнаннику. Он начал войну с Брячиславом I, который после упорной борьбы был вынужден отказаться от дальнейших планов на Польшу, хотя и удержал за собой завоевания в Силезии. Тем временем Казимир в сопровождении 500 немецких рыцарей вступил на польскую землю, где к нему примкнули все те, кто смертельно устал от бесконечной смуты — вместе с князем в страну вернулось христианское духовенство. Законная власть была восстановлена на всей территории Польши по левую сторону от Вислы. Иначе обстояло дело на висленском правобережье, в Мазовии — племенной земле мазовшан. Христианство не успело пустить глубоких корней на этой лесистой и дикой польской окраине. Мазовецкая знать отказалась признать Казимира и признала своим князем некоего Маслава (в русских летописях — Моислав). Польские летописцы, по всей видимости, намеренно исказили его происхождение. Согласно Галлу Анониму, прежде он был чашником при дворе отца Казимира Мешко II. Винцентий Кадлубек называет его слугой «из низкого рода прислуги». Однако «Повесть временных лет» присваивает Маславу княжеский титул. Возможно, вождь мазовшан был представителем боковой линии династии Пястов. Он провозгласил независимость Мазовии и заручился поддержкой окрестных языческих народов — ятвягов, пруссов и поморских славян. Сражаться в одиночку со столь могучим противником Казимиру было не по силам. Между тем, надеяться на немецкую помощь больше не приходилось: воссоздание единой сильной Польши было не в интересах германской империи. Тогда Казимир попросил содействия в борьбе против Маслава у русского князя, чьи владения граничили с Мазовией. Вероятно, у Казимира не было твердой уверенности, что его предложение будет принято. За предыдущие полвека Польша показала себя злейшим врагом Русской земли. Польская рука наводила на Киев печенегов, опустошала сокровищницу русских князей, захватывала Червенские города, брала русских в плен. Казалось бы, вместо помощи Русь должна была терзать ослабевшего врага, как это сделала Чехия, тоже немало потерпевшая от ляхов. Однако Ярослав не стал поминать полякам прежних обид. На переговорах с Казимиром русский князь выступил поборником христианской веры и христианского добрососедства. Заключенный в 1038/1039 году русско-польский союз был скреплен сразу двумя династическими браками: Казимир тогда же взял в жены Ярославову дочь Добронегу, а свою сестру, Гертруду, чуть позже, около 1043 года выдал замуж за Изяслава, сына Ярослава Мудрого. В знак полного примирения с Русью польский князь отпустил на волю всех русских пленных, захваченных в Киеве его дедом, Болеславом I. Но справиться с языческой коалицией оказалось непросто даже двум крупнейшим государствам Восточной Европы. Зимой 1038/39 г. Ярослав ходил на литовское племя ятвягов, «и не можаху их взяти», как сообщает Повесть временных лет. Повторный поход 1040 года, видимо, также не принес ощутимого успеха, поскольку летописец ограничился краткой заметкой: «Иде Ярослав на Литву». С той же подозрительной лаконичностью ПВЛ под 1041 годом говорит о походе против Маслава: «Иде Ярослав на мазовшан в лодиях» (вероятно, русское войско приплыло в Мазовию по Западному Бугу). Натолкнувшись на упорное сопротивление литовцев и мазовецкого князя, Ярослав сделал попытку усилить русско-польский союз, дополнив его аналогичным двухсторонним соглашением Руси с Германией. В средневековых немецких хрониках сохранились известия о двух посольствах Ярослава к Генриху III в начале 40-х годов XI века. Впрочем, цели первого из них остаются неясны. Анонимный «Саксонский анналист» написал только, что 30 ноября 1040 года, находясь в Тюрингии, «король принял послов из Руси с дарами». Но в конце 1042 года Ярослав уже прямо предложил германскому королю династический союз. По сообщению «Анналов» Ламперта Херсфельдского, в этом году Генрих III встречал Рождество в Госларе, одной из своих тюрингских резиденций, и «там среди послов из многих стран были и послы Руси, отбывшие в печали, ибо получили ясный отказ по поводу дочери своего короля, которую надеялись сосватать за короля Генриха». Молодой германский король, овдовевший в 1038 году (его первая жена Кунегильда умерла от моровой язвы), действительно подыскивал себе невесту. Но его предпочтения были отданы французской принцессе. Тем не менее, Генрих III постарался смягчить свой отказ, чтобы он не выглядел оскорбительным для русского князя. Как уточняют «Альтайхские анналы», «послы Руси привезли большие дары, но в обратный путь двинулись с еще бóльшими». В 1043 году Ярослав еще дважды «ходи в лодиях на мазовшане», на следующий год воевал с Литвой, и вновь безрезультатно. Цепь военных и дипломатических неудач была разорвана только в 1047 году, когда «иде Ярослав на мазовшаны, и победи их, и князя их уби Моислава [Маслава], и покори их Казимиру». Этот поход стал последним военным предприятием Ярослава. Подчинив Мазовию Пястам, русский «самовластец» обеспечил прочный мир на западных рубежах Русской земли. Вскоре в Польше было восстановлено архиепископство с центром в Кракове. Вслед за восстановлением церковной самостоятельности преемник Казимира I — Болеслав II Смелый добился государственной самостоятельности, короновавшись в 1076 году. К сожалению, Польша за всю свою последующую историю ни разу не отблагодарила Русь такой же бескорыстной помощью. Сергей Цветков, историк
Комментарии
С рождением Ярослава Владимировича не всё так" гладко"
Некоторые историки вслед за Н. И. Костомаровым высказывали сомнения о том, что Ярослав является сыном Рогнеды
Существует также гипотеза французского историка Арриньона, согласно которой Ярослав был сыном византийской царевны Анны и именно этим объясняется вмешательство в 1043 году Ярослава во внутривизантийские дела.
В 1034 году Ярослав ставит князем новгородским сына Владимира. В 1036 году внезапно на охоте умер Мстислав, и Ярослав, по-видимому опасаясь каких-либо притязаний на киевское княжение, заточил своего последнего брата, самого младшего из Владимировичей — псковского князя Судислава — в темницу
Судислав просидел в тюрьме 23 года, пережив Ярослава Мудрого и оказавшись последним остававшимся в живых сыном Владимира Святого.
Судислав стал монахом в Киевском Георгиевском монастыре, где и умер
Ярослава, как и других его потомков, сильно "отретушировали" и идеализировали.
[URL=http://radikal.ru/F/s018.radikal.ru/i500/1305/4d/f868da4045a6.png.html][IMG]http://s018.radikal.ru/i500/1305/4d/f868da4045a6t.jpg[/IMG][/URL]
Существует версия, что именно Ярослав , первый поднявший руку на отца, был виновником гибели Бориса и Глеба. Версия очень убедительная.
Даже то , что многие Рюриковичи, долгое время не называли своих детей "Ярославами", говорит о многом.
Но вот, пассаж " По всей земле собирали при Ярославе детей и обучали их грамоте"..
Ну, не могу себе представить такое. Зачем надо было "собирать" по ВСЕЙ земле...? На местах нельзя было учить?
Тем более , что христианство уже распространилось по Руси, были церкви, многие священники умели читать... .
2) На отца положим руку он не поднимал, а выйдя из его воли отказался дань платить.
3) О гибели Бориса и Глеба написано много чего и думаю реальной правды уже и не найти.
4) C перепиской летописей это не спорю, каждый великий князь старался о себе след оставить и все же больше документальных источников мы потеряли от пожаров и нашествий иноплеменников.
Христианство - "книжная" религия. Священник должен читать псалмы, главы из библии , другую религиозную литературу. Можно предположить . что память у них была хорошая и они читали по памяти...
О Борисе и Глебе я сказал , что существуют версии...
далее читаем:http://www.pravoslavie.ru/analit/rusideo/yaroslav.htm
В лѣт̑ . ҂s҃ . ф҃ . к҃в ❙ [1014] Ӕрославу же сущю 17 Новѣгородѣ . и оурокомь дающю 18 Къıѥву 19. двѣ тъıсѧчѣ гривнѣ 20 ѿ года до года . а тъıсѧчю 21 Новѣгородѣ гридемъ 22 раздаваху 23. а 24 тако даӕху 25 [вси] Д посадници Новъгородьстии . а Ӕрославъ сего не даӕше [к̾ Кыєвү] Е ѡц҃ю своѥму . и реч̑ Володимеръ . требите путь 26 и мостите мостъ . хотѧшеть 27 бо на Ӕрослава ити на сн҃а своѥго . но разболѣсѧ ❙
лѣт̑ . ҂s҃ . ф҃ . к҃г . [1015] Хотѧщю Володимеру ити на Ӕрослава . Ӕрославъ же пославъ 28 за море . приведе 29 Варѧгъı боӕсѧ ѡц҃а своѥго . но Бъ҃ не вдасть 30 дьӕволу радости . Володимеру бо разболѣвшюсѧ . в се же времѧ бѧше оу него Борисъ . Печенѣгом̑ идущемъ 31 на Русь . посла 32 противу имъ Бориса . самъ бо 33 болѧше велми . в неиже болести и 34 скончасѧ . мс̑ца . иоулѧ . въ 35 . е҃ı . дн҃ь ❙ /л.45/ Оумре же на Берестовѣмь . и потаиша и . бѣ бо Ст҃ополкъ Къıєвѣ . ночью же 36 межю [двема] Ж клѣтми проимавше 37 помостъ . ѡбертѣвше в коверъ 38. и 39 оужи съвѣсиша на землю . възложьше и 40 на сани везъше 41 поставиша и 42 въ ст҃ѣи Бц҃и . юже бѣ създалъ самъ . се же 43 оувѣдѣвъше людьє . бе-щисла 44 снидошасѧ . и плакашасѧ 45 по немь болѧре . и акъı 46Вперёдка ихъ земли . оубозии акъıВперёдка и 47 кормителѧ . и вложиша и в корсту 48 мороморѧну . схраниша 49 тѣло ѥго с плачемь блж҃наго кнѧзѧ . се єсть новъıи Костѧнтинъ великого Рима . иже крс̑тивъсѧ 50