Свобода, права человека, демократия. Взгляд с системных позиций

На модерации Отложенный

Проблемы свободы, прав человека, демократии находятся в центре внимания власти и общества и широко дискутируются. Теория систем и системный подход позволяют с научных позиций разобраться в этих вопросах. Начнем с либерализма.

1. Либерализм (от лат. liberalis – свободный)

Основные принципы либерализма:

- приоритет личности перед государством и обществом,

- максимальная свобода, независимость от общества

- защита "прав человека".

Базовым принципом теории систем является приоритет интересов системы над интересами элементов, интересы целого всегда выше интересов ее частей (иначе система погибнет). Поэтому либерализм противоречит системным принципам, интересам системы, т.е. работает на ее разрушение. Либералы в любой стране всегда в меньшинстве, как только их становится большинство, система разваливается.

Система существует благодаря связям и взаимодействию элементов. Связь – это ограничение свободы элементов, при разрыве связи человек получает дополнительную степень свободы. Некоторые связи в системе можно разорвать без ущерба для нее, но нельзя рвать системообразующие связи. Таким образом, в системе есть предел, дальше которого разрыв связей становится уже деструктивным действием, этот предел называется "степенью свободы системы". В каждой системе (стране) своя степень свободы.

 Либералы очень любят повторять известное изречение Д.Медведева "Свобода лучше несвободы". Однако это утверждение в общем случае неверно. Свобода в системе (в стране) допустима лишь до определенного предела, дальше которого она становится уже деструктивной и разрушительной. Абсолютная свобода всех элементов тождественна смерти системы. Требование соблюдения "прав человека" – это фактически, принудительное навязывание системе каких-то, не присущих ей связей, а также принудительный разрыв других связей, что при определенных условиях также может стать для системы деструктивным фактором.

 Индивидуальные права и свободы человека должны быть ограничены, если они вступают в противоречие с интересами страны и общества. Пропаганда, навязывание свободы и "прав человека" выше присущего данной стране уровня может использоваться враждебными силами в качестве разрушительного оружия (что часто наблюдается в современной политической и идеологической практике).

 Из этих общесистемных соображений следует также, что свобода СМИ, митингов, демонстраций и другие гражданские свободы допустимы лишь до определенного предела, они должны быть ограничены интересами системы, общества, нельзя допускать их негативного воздействия на системообразующие факторы. Очевидно противоречит системной логике и существующая в России практика двойного гражданства.

 2. Толерантность, ксенофобия, национализм.

 На сегодняшний день в России существует устойчивое мнение, в том числе на официальном уровне, что толерантность – это абсолютно положительное явление, а ксенофобия и национализм – абсолютно негативное. Наиболее активно отстаивают такое понимание представители либеральных кругов, а также зарубежные информационные и идеологические центры.

 Толерантность (лат. tolerantia – терпение) – терпимость, безразличие к чужому, в иммунологии - состояние организма, при котором он не способен синтезировать антитела в ответ на введение определенного антигена, отсутствие защиты.

 Ксенофобия (греч. хenos - чужой, и phobos - страх) – негативная установка, страх и нелюбовь к чужому, к чужакам.

 Национализм – любовь к своей нации, народу, готовность защищать их интересы; определенная идеология, убеждение, что страна и государство могут быть стабильными, успешными и благополучными только на базе одной нации.

 С системных позиций, да и с точки зрения обычной логики, совершенно очевидно, что толерантность должна быть избирательной: она недопустима по отношению к внешним (и внутренним) неблагоприятным, враждебным для системы агентам и факторам. Пропаганда абсолютной толерантности – это либо глупость малообразованных людей, либо сознательные действия на разрушение системы.

 Известно, что дезинтегрирующие, деструктивные факторы могут проникать в систему извне, например, инфекция (чужеродный белок), которая вызывает инфекционное заболевание, что может стать причиной болезни и гибели биологической системы (организма). Механизмы защиты системе необходимы, без этого система нежизнеспособна. У биологических систем таким механизмом является иммунитет, выключить у человека иммунитет – и он погибнет через неделю. В стране как социально-экономической системе также есть механизмы внешней защиты – государственная граница, погранвойска, таможня, визовые, паспортные режимы и т.д. Ксенофобия и национализм – это неформальные механизмы защиты, аналог иммунитета. В данном случае неблагоприятным внешним фактором является проникновение иностранцев (чужеродный белок) в страну, что является деструктивным фактором, т.е. нежелательным и вредоносным для системы.

 Ксенофобия и национализм – это общесистемное явление, оно существует во всех странах, у каждой нации. Для страны это безусловно положительное явление, свидетельствующее о том, что механизмы защиты работают, т.е. нация, страна жизнеспособна. Борьба против защиты, иммунитета системы со стороны внешних сил – это враждебные действия на разрушение системы. Кроме того, национализм, сплачивая представителей нации, является мощным интегрирующим фактором.

 В России многие (некоторые - сознательно) путают национализм и фашизм, хотя это совершенно разные вещи. Национализм – это защитная, охранительная функция нации, страны, не более того; фашизм (точнее, национал-социализм, нацизм) – агрессивная человеконенавистническая идеология и политика, основанная на расизме.

Очень часто национализм связывают с экстремизмом, хотя они тоже не имеют ничего общего, экстремизм присущ многим различным общественным движениям. Экстремистами могут быть религиозные фанатики, или представители тех или иных партий (например, левые экстремисты - большевики - совершили вооруженный захват власти в 1917 г. и уничтожили Российскую империю). Экстремистами становятся тогда, когда иными, легальными способами добиться своих целей невозможно.

Борьба самой системы со своим иммунитетом свидетельствует о ее тяжелом неблагополучии (ст. 282 УК РФ - уголовное преследование за "разжигание" межнациональной ненависти, преследование националистических организаций в России и т.д.). Совершая ошибки в национальной и миграционной политике, российская власть собственноручно взращивает в России крайний экстремистский национализм и фашизм. Если он выйдет из-под контроля, всем придется плохо. Поощрение толерантности, массовой иммиграции и борьба с национализмом – это как раз тот случай, когда власть противодействует интегрирующим факторам и формирует дезинтегрирующие, т.е. совершает тяжелые системные ошибки и в конечном итоге действует против своей страны.

 3. Демократия.

 Демократия (как участие граждан в управлении страной, коллективное принятие решений, гражданские права и свободы) в стране обратно пропорциональна ее неоднородности. Чем больше неоднородность, тем менее способны договориться (и совместно принять решение) разнородные подсистемы, тем сильнее должна быть центральная власть, чтобы соединить и удержать их вместе. Усиление региональных структур, самоуправления и ослабление центральной власти может привести к распаду страны (выходу наиболее сильно отличающихся подсистем). Поэтому чем больше неоднородность в стране, тем сильнее должна быть центральная власть, тем меньше в ней демократии, и наоборот, увеличение демократии в системе, состоящей из разнородных частей, ускоряет ее распад.

 Демократические процедуры, составляющие принцип коллективного принятия решений, недопустимы в условиях чрезвычайных ситуаций, кризиса, войны, природных катаклизмов. Если кто-то во время кризиса или войны требует соблюдения демократических принципов в полной мере, тот, очевидно, играет против системы (страны).

 Выборы – составная часть демократии, в контексте системного подхода – это формирование власти как органа управления страной. Система, не сумевшая сформировать качественное и эффективное управление, обречена на низкоэффективное функционирование, поражение в конкурентной борьбе и в конечном итоге на распад и гибель. Поэтому формирование органов управления (власти) в стране является крайне важной и сложной задачей. В связи с этим вызывает сомнение такое "достижение" современной демократии, как всеобщее и равное избирательное право.

 Например, в России избирательным правом, т.е. правом формировать органы управления, наделены все граждане в возрасте от 18 лет. Вряд ли молодой человек в 18 лет способен осознанно и ответственно участвовать в столь сложной деятельности и принимать правильные решения. Поэтому более разумной представляется избирательная система, существовавшая в дореволюционной России, где участие в выборах было ограничено системой цензов: возрастной ценз, имущественный, образовательный ценз, ценз оседлости и т.д. Эти ограничения отсеивали часть людей, заведомо не способных принимать качественные решения, и таким образом повышались шансы на формирование более эффективной системы управления в стране.

 4. Открытость.

 Одной из важнейших характеристик любой системы (страны) является устойчивость. Устойчивость системы – это ее способность не разрушаться, не терять жизнеспособности и достигать своей цели (целей) при возникновении непредвиденных внешних воздействий, возмущений. Устойчивость системы тесно связана с ее открытостью - чем более система открыта, тем она менее устойчива и наоборот. Абсолютной устойчивостью обладают полностью закрытые системы, однако из теории систем известно, что полностью закрытые (как и полностью открытые) системы обречены на гибель. Поэтому каждая реально существующая система является полузакрытой (полуоткрытой). Определение оптимальной степени открытости системы (страны) – одна из важнейших задач руководства страны. 

Требования либеральных кругов и западных идеологических центров максимально увеличить открытость России чревато переходом безопасной границы, за которой повышается уязвимость и снижается устойчивость. 

Россия в настоящее время – яркий пример неустойчивой системы, обусловленной ошибками в определении степени открытости. Незначительные колебания европейской и мировой экономики и конъюнктуры сразу негативно сказываются на нашем самочувствии, и дело здесь не в глобализации и международной интеграции, а в слишком большой открытости. Слишком высокая зависимость (чувствительность, открытость) от мировых цен на нефть, газ и другое сырье привела (при их сильном изменении, т.е. снижении), к примеру, в период мирового кризиса 2008-2010 г.г. к серьезным изменениям жизнедеятельности страны, падению производства, безработице, тяжелому экономическому кризису.

Постулаты западной свободы и демократии очень привлекательны, но и очень опасны. Демократия может быть (в умелых руках) мощным разрушительным оружием. Хорошо известен применяемый западными "партнерами" к своим противникам деструктивный идеологический "пакет" (под видом конфетки с отравленной начинкой):

1) максимальные либерализм, свобода и "права человека",

2) поощрение толерантности и иммиграции, борьба с ксенофобией и национализмом,

3) максимальные свобода и независимость СМИ.

Это оружие на практике доказало свою высокую эффективность, оно отлично работает и активно применяется западными идеологическими и политическими центрами, в т.ч. и против России.