Как живет камчатский поселок где добывают рыбы на 10 млрд в год?

На модерации Отложенный

Камчатский поселок Октябрьский – самая что ни на есть окраина России. Он расположен на косе между рекой Большая и Охотским морем. Приехав сюда, ты понимаешь, что такое экстремальные условия жизни.

Здесь не растут деревья, сильные ветра сбивают с ног, туманы по 10-16 дней в месяц, даже в июне может выпасть мокрый снег. Во время штормов вода переливается через косу, разрушает ее и дорогу, единственную транспортная связь.

И в то же время Октябрьский – самый богатый поселок на Камчатке по рыбным ресурсам. Мимо него на нерест проходят десятки тысяч тонн лосося. А у морского побережья добываются минтай и краб. Однако местным жителям (их немногим более 2 тысяч человек) перепадает совсем немного.


На фото: Единственная дорога, соединяющая Октябрьский и райцентр Усть-Большерецк, которую регулярно разрушают волны Охотского моря.

Ситуация здесь типична для России: основные ресурсы оказались в руках крупных компаний, которые нацелены на вывоз сырца. Летом жители Октябрьского видят бесконечные автоколонны, которые увозят отсюда деликатесное «красное золото». А поселку остается разбитая дорога, которую он обязан содержать за свой счет.

В 2012 году в Усть-Большерецком районе, где находится Октябрьский, было добыто 159 тысяч тонн рыбы и морепродуктов, из них126 тысяч тонн лосося. Это примерно 10 млрд рублей. Большую часть дали предприятия, которые работают в Октябрьском (их здесь свыше десятка). В то же время собственный доход этого поселка составил всего-то около 4 млн рублей. Хотя в сравнении с 2011 годом (2 млн) это считается большим достижением.

Недавно в Октябрьском побывала группа архитекторов из Ростова-на-Дону, которая готовила для него генеральный план. Они предложили просто закрыть поселок, которому уже более 75 лет, и переселить людей в более комфортные условия. Но эта идея не нашла поддержки. И октябрьцы продолжают жить на берегу Охотского моря вопреки всем бедам. А куда деваться? 

 

Эти руины напоминают о событиях прошлого века, когда во время шторма здесь было уничтожено несколько домов.

Добро пожаловать в Октябрьский!

 

 

Зимние фотографии сделаны недавно.

А эти фото в 2002 году. Тогда в Октябрьский братва привезла попа Ярослава. На фото рядом с ним стоит Петр Веклич, неплохой управляющий который руководил во многих компаниях.

 

На фото: нагнулся и наливает себе чаек из термоса Роман Гранатов. Тогда он еще не знал, что будет депутатом. В Усть-Большерецке он с компаньонами делал бизнес.

На фото стоит с удочкой один из самых богатых людей Камчатки Де Ен Тяк, он же Валерий Иванович, он же Большой Денёк. Совладелец "Океанрыбфлота" и еше многих фирм на Камчатке. Сейчас в основном проживает в Пусане.

 

А летом отсюда тоннами повезут лосось и красную икру. Рыбообработчки заработают копейку. Браконьеры чуть побольше. Рыбные магнаты очередные миллионы. Пароходы набьют свою требуху выловленными косяками лосося и повезут его в Китай, Корею и Японию. Многие станут богаче, кто чуть-чуть, кто даже очень. Только поселок будет такой же обветренный, облупленный, грязный и никому не нужный.

Если подсчитать хотя бы примерно стоимость всей рыбы и крабов которые выловлены на камчатском побережье, и представить, что от всех доходов хотя бы 5 % оставалось в распоряжении поселков, то в крабовом Усть-Хайрюзово тротуары как минимум должны быть мраморные, а дороги посеребренные. В остальных поселках типа Октябрьского, Озерной, Оссоры,  Тиличик и т.д. народ должен жить не в хибарах, а в хоромах, летать на личных самолетах и владеть персональными яхтами чтобы в отпуске отдыхать на них в южных широтах, пока на Камчатке метет пурга. Но увы. В Советское время высасывала, выкачивала всю прибыль и все доходы оттуда партия, а сейчас капиталисты. А новые буржуа вряд ли скинуться на дорогу до Октябрьского. Зачем она им. так что спасибо КПСС что построили эти поселки и дороги которыми польщзуются нынешние нувориши, как и везде по России.

Игорь Кравчук

Частично фото и текст взяты с блога Кирилла Маренина на сайте "Эха Москвы".