А что у вас, ребята, в рюкзаках? Браконьеры Камчатки уверенно истребляют рыбное поголовье

На модерации Отложенный
 

Камчатские браконьеры добывают десятки тысяч тонн лосося незаконно. По оценкам экспертов КамчатНИРО, ежегодный браконьерский улов лосося в нашем крае может достигать 30 тысяч тонн. Правоохранительные органы изымают из нелегального оборота лишь небольшую часть этого объема.

 Заместитель директора по науке КамчатНИРО Евгений Шевляковопубликовал статью «Структура и динамика нелегального берегового промысла тихоокеанских лососей в Камчатском регионе в современный период». В ней приведены интересные данные о масштабах лососевого браконьерства на полуострове.

 

Фото: Такое возможно только в стране населенной собакоголовыми варварами

Как пишет Е. Шевляков, в 1990-е - начале 2000-х годов браконьеры добывали здесь по 50-70 тысяч тонн (до 50 процентов всех уловов).

С тех пор широкомасштабное промышленное браконьерство пошло на убыль. Зато появились новые формы нерегулируемого промысла. К ним автор относит рыболовство «с целью поддержания традиционного образа жизни и личного потребления гражданами из числа КМНС».

По мнению Е. Шевлякова, по ресурсному обеспечению некоторые родовые общины КМНС уже могут соперничать с промышленными рыбодобывающими фирмами. При этом под прикрытием общинных образований нередко работают криминальные структуры.

По экспертным оценкам КамчатНИРО, традиционное рыболовство, которое ведут отдельные представители КМНС, способно обеспечивать нелегальное изъятие до 10 тысяч тонн красной рыбыежегодно (порядка 3-5 процентов от общих подходов лососей к камчатским берегам). На другие виды браконьерства (организованное и бытовое) приходится еще 15-20 тысяч тонн (или 5-10 процентов).

Итого, до 30 тысяч тонн нелегально добытого лосося каждый год. На основе этой цифры стоит сделать некоторые расчеты дополнительно. Так, из 30 тысяч тонн можно заготовить, по приблизительным оценкам, до 1,5 тысячи тонн икры (при соотношении самцов и самок 1:1). Можно также примерно прикинуть и прибыль браконьеров. Валовой доход от вылова рыбы (усредненный по всем видам) обычно определяют, считая доллар за кг. Значит, в сумме получаем 30 млн долларов.

Вот еще несколько цифр для сравнения. Как сообщает управление МВД по краю, с начала оперативно-профилактической операции «Путина-2013» к 10-м числам сентября полицейские изъяли более 162 тонн рыбы и 12 тонн икры. Сюда можно прибавить около 4 тонн икры, изъятых в октябре совместными силами полиции, ФСБ и Россельхознадзора. Однако это все равно несопоставимо со статистикой браконьерства, которую опубликовал Е. Шевляков. Насколько эффективно работает рыбоохрана? Выводы делайте сами.

 РЕКАМ ПОСТЕПЕННО ПРИХОДИТ КАЮК

В распоряжении редакции имеется один весьма любопытный документ, можно сказать уникальное исследование, которое провели специалисты КамНИРО на деньги  WWF (Всемирный фонд дикой природы, учредители которого миллиардеры братья Рокфеллеры а по мнению быдло-Кремля и поцреотов -  ЦРУ и Госдеп США). Хотя и прошло уже 7 лет со времени исследования, но проблемы эти остались и даже еще больше обострились. Стоит процитировать отдельные моменты этого достаточного объемного документа. В 6-ти районах Камчатки людям разных возрастов и социальных групп предлагалось заполнить анонимные анкеты. И вот что получилось.

Более 68 % респондентов и их семьи  к незаконному сетному лову лососей относятся недоброжелательно; 23 % – вынужденно терпимо; 3,6 % – безразлично; доброжелательно – 1,8 %; 3,7  – иначе (2,6% – нетерпимо; 1,1% – «благоговейно, как все голодные люди относятся к еде»).

Для 100 % респондентов важно, чтобы на Камчатке было всегда много лососей (ни один респондент не обозначил своё отношение как «нет, неважно» или «безразлично»).

Более 90 % респондентов  считают, что численность лососей в реках их района по сравнению с предыдущими годами (например, с 1998 г.) уменьшилась. Ни один из опрошенных респондентов не считает, что численность лососей в реках их района возросла, и только 7,7 % считают, что численность лососей не изменилась.

На вопрос «Сколько незаконно поймано Вашей бригадой, компанией, фирмой в 2005 г. рыбы, тонн» ответил только 1 респондент (≈1,1 % из числа опрошенных), который указал, что его компания в пос. Усть-Камчатск в 2005 г. при лимите по чавыче в 46 тонн выловила фактически около 500 тонн, и при лимите по кете в 165 тонн выловила фактически около 1000 тонн. Т.е. компания выловила в 11 и 6 разбольше установленного лимита и отраженного в официальной статистике уловов. Остальные респонденты предпочли умолчать о незаконном перелове.

Ответы на вопрос «Сколько рыбаков в Вашем поселке регулярно ловят лососей на реках во время хода лососей с целью заготовки икры для её последующей реализации?» приводятся по районам и поселкам:

– Усть-Камчатский район. В пос. Ключи половина респондентов указывают от 50 до 100 человек, другая половина респондентов указывают более 100 человек. В пос. Усть-Камчатск 60 % респондентов указали от 50 до 100 человек, 40 % указали – более 100 человек.

– Мильковский район. В пос. Мильково 90 % опрошенных считает, что таковых в их поселке более 100 человек, причем 10 % из этих 90% считает, что их численность составляет от 500 до 1000 человек. Остальные 10 % мильковских респондентов считают, что таковых 50-100 человек.

– Усть-Большерецкий район. В пос. Усть-Большерецк половина (50%) респондентов указали, что в их поселке заготовкой икры для её последующей реализации регулярно занимаются от 10 до 50 человек,33 % респондентов указывают более 100 человек, 17% – от 50 до 100 человек.

В Усть-Камчатском районе около 56 % респондентов считают, что по сравнению с предыдущими годами число рыбаков на реках их района увеличилось; около 44 % считают, что не изменилось.

В Усть-Большерецком районе около 72 % респондентов считают, что по сравнению с предыдущими годами число рыбаков на реках их района увеличилось; остальные 18 % считают, что не изменилось.

.Характерно, что ни в одном районе, ни один респондент не указал, что число рыбаков на реках их района снизилось. В целом 2/3 всех опрошенных считают, что количество рыбаков в их районах по сравнению с предыдущими годами возросло.

В Усть-Камчатском районе 90 % респондентов считают, что по сравнению с предыдущими годами (например, с 1998 г.) нелегальная добыча лососей увеличилась, и только 10% респондентов считают, что нелегальная добыча не изменилась. При этом никто не считает, что нелегальная добыча лососей уменьшилась.

В Тигильском и Олюторском районах абсолютно все респонденты (n=27 чел.) считают, что нелегальная добыча лососей увеличилась.

В Мильковском районе 58 % респондентов считают, что нелегальная добыча лососей увеличилась; 16 % считают, что нелегальная добыча не изменилась; 26 % считают, что уменьшилась.

В Усть-Большерецком районе 70 % респондентов считают, что нелегальная добыча лососей увеличилась; 15 % считают, что нелегальная добыча не изменилась, и ещё 15 % – уменьшилась.

Как видим масштабы браконьерства впечатляют.

В нищих камчатских поселках, где повальная безработица, немало тех, кто рассекает на дорогих джипах, импортных снегоходах и квадроциклах. Откуда все это? Все от нелегального рыбно-икорного бизнеса, от незаконного вылова соколов-кречетов. Еще можно понять, когда человек идет на реку чтобы прокормить себя и семью. Но если он идет, чтобы заработать на новый снегоход, то так мы скоро прикончим реки, так лосося не напасешься. Если исчезнет лосось в реках, что тогда – голодные бунты? Вывозить в срочном порядке население на материк? Скажем прямо, что в северных поселках полиция и органы рыбоохраны не достаточно эффективны. Создают видимость работы для отчетов, а порой  сами крышуют браконьеров. 

Кирилл Маренин, Игорь Кравчук