Несколько слов о современной этике

Это окончание статьи "Несколько слов о философии морали", опубликованной в Ленте 21 апреля.

Итак, современная этика – это этика ответственности. В 80-х годах XX века вышла книга немецко-американского философа Ганса Йонаса, посвященная принципу ответственности людей перед будущими поколениями. (Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. М.: Айрис-пресс, 2004). Автор показал ошибочность дихотомического разделения ценностных и научных суждений, гибельность программы «покорения природы» и идеологии общества массового потребления, он осудил не только капиталистический подход к использованию природных ресурсов, основанный на получении максимальной прибыли, но и марксизм как теорию не способную решить глобальные проблемы человечества по причине своей утопичности. Если человечество хочет выжить, то в своей деятельности оно должно руководствоваться принципом ответственности. Для этого необходимо выбирать ценности, опираясь на информацию, которую может дать наука. Нельзя говорить о должном, не зная сущего.

Современная этика объединяет этику ценностей и принцип ответственности, говорит о нравственных нормах, которые стимулируют людей сознательно брать на себя ответственность за своё личное благополучное и стабильное будущее, за будущее всего человечества на основе ценностей, обоснованных современным естествознанием и социальными науками. Принцип ответственности не допускает вседозволенности, предполагает самоограничение и совершенствование человека и социума. Этика ответственности является объективистской натуралистической теорией, отрицающей метафизические абсолюты долженствования и выводящая моральные ценности должного из научных знаний о сущем.

Центральной для этики остаётся проблема добра и зла.

Деонтологическая или служебная этика изучает особенности нравственного поведения профессионалов, работающих с людьми. Например, врачей, военнослужащих, полицейских, педагогов, продавцов, официантов, таксистов, чиновников.

Например, клятва Гиппократа или соблюдение врачебной тайны являются моральным долгом медицинского работника. Служебная этика обобщает моральные аспекты работы тех или иных специалистов с людьми, разрабатывает для них соответствующие рекомендации и правила общения. Деонтологическая этика граничит с психологией и профессиональным этикетом.

Метаэтика – применение логики и методологии, естественнонаучных, социологических и иных знаний для анализа самих этических теорий. К сожалению, важность логики и метаэтики для этиков не всегда очевидна. И если они при этом своим этическим понятиям и учениям придают идеологический статус и сакральные смыслы, если они опираются на внерациональные приемы внушения, то возникает терпимость к дефектам в аргументации, полная нечувствительность к нарушениям элементарных законов логики и открывается путь к моральной демагогии.

Моральная демагогия есть аморальное морализаторство. Она характеризуется этической перегруженностью языка, присвоением права выносить моральную оценку и восприятие самого себя как носителя Абсолютной Истины. Моральный демагог произвольно разделяет людей на добрых и злых, на своих и чужих. Моральную демагогию можно воспринимать как лицемерную форму последнего суда, в котором демагог присваивает себе функцию Бога. Практика моральной демагогии заключается в переходе от здравого смысла и профессионально-научного уровня на возвышенное, неопределенное, непроверяемое и витиеватое словотворчество, что часто связано с некомпетентностью и служит её прикрытием. Морализаторство часто присуще людям, страдающим комплексом неполноценности. Древнекитайский мыслитель Лао-цзы предупреждал: «Верные слова не изящны. Красивые слова не заслуживают доверия». Русский философ В. Розанов отрезал: «Я не такой подлец, чтобы говорить о морали». Это, конечно, эпатаж. Но всегда труднее моральные нормы соблюдать, чем о них говорить.