Властолюбцы - герои человеческих джунглей!

На модерации Отложенный

Властолюбцы – герои

человеческих джунглей!

(О бессознательности элит)

 

Доброта, великодушие, искренность, принципиальность, честность, равнодушие к материальным ценностям и личной славе, благоговение перед природой! У кого из представителей современной элиты, независимо от её национальности, мы наблюдаем эти, вызывающие всеобщую симпатию, черты личности? Люди, которые преуспевают в конкурентной борьбе в условиях рыночной экономики, неизменно утрачивают самые гуманные, самые прекрасные человеческие качества. И эти же люди управляют организациями, стоят во главе коллективов, пишут законы, следят за их исполнением, то есть практически являются важнейшим звеном в жизни социума.

Почему же наделённые чинами и званиями, как правило, обретают алчность, тщеславие, лицемерие, цинизм, льстивость, лживость, угодничество, снобизм? Из-за чего происходит нравственная мутация бюрократии и партократии, плутократии и теократии, наукократии и технократии? По какой причине мир не может существовать без управленцев, без этих авторитарных и двуличных особей? Налицо ярчайший парадокс – обществом управляют, в общем-то, плохие люди, но и без них общество “почему-то” не может обходиться!

Джунгли!.. Если сравнивать мир людей с миром животных, где почитаются самцы с их жестокостью и коварством, где приняты забота и ласка только о своих детях и своих самках, и где равнодушный взгляд на поедание хищниками жертв, явление вполне заурядное, можно прийти к выводу о тупике в эволюции человечества. Метка границ, захват территорий, убийство пищевых конкурентов, угодничество перед “сильными” и прочие схожие явления – всё это пока остаётся частью и нашей с Вами жизни.

Homosapiens – человек разумный!? Наука польстила человечеству, назвав социализированное животное, обладающее обрывками профессиональных и житейских знаний (зачатками сознания), с конкретно-эмоциональным типом реагирования на внешние стимулы, разумным. Современный человек – человек потребитель, разумен ровно настолько, насколько разумна саранча, пожирающая гектары посевов, а затем стремительно исчезающая. Различие состоит лишь в масштабах уничтожения и времени существования популяции, где время пребывания отдельных видов биосферы, с позиций палеонтологической истории, всего лишь мгновение.

Одной из важнейших психологических причин углубления кризиса в природе и обществе следует считать сохранение отношений иерархии в социальных связях. В то время как материальные условия существования человека в обществе стремительно меняются, в межличностных контактах по-прежнему господствуют законы тотального подчинения одних людей, другим людям. Налицо жесточайшее противоречие между возможностями научно-технического прогресса, способного обеспечить достойное качество жизни народам и нациям, и застарелой моделью социальных отношений в виде грубых форм взаимного принуждения (экономических, политических, правовых, религиозных, силовых и пр.).

В теории исторического материализма, обанкротившегося в связи отсутствием достойных мыслителей-приемников вождей коммунизма, существует понятие о производительных силах и производственных отношениях, о базисе и надстройке. Базис – это совокупность производительных сил (трудящиеся массы и средства производства) и производственных отношений, возникающих в процессе производства. Надстройка - совокупность социальных учреждений (политических, правовых, образовательных, информационных и пр.), формирующих представления о нравственности.

Согласно истмату, надстройка вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своём развитии как соответствовать базису, так и отставать от него, стимулируя или тормозя развитие общества. Не правда ли, знакомая картина? Современный базис может легко обеспечить нужды подавляющей части общества, а современная надстройка в виде известных, вышеупомянутых институтов, хромает, оправдывая рынок, сложившийся тип товарно-денежных отношений между людьми и не давая возможности человечеству совершить прорыв в очередной технологический уклад, в более совершенную социальную формацию.     

 

В общем-то, крах социализма, это недоработка стратегов марксизма-ленинизма, не предъявивших обществу законченного учения о природе человеческой психики и его сознании, в частности. Особенность перехода к очередной общественно-экономической формации состоит в том, что без этих фундаментальных знаний, “естественный” переход от капитализма к коммунизму в наше время невозможен. Нельзя говорить о возможной кончине товарно-денежных отношений и дебюрократизации общества, без серьёзных аргументов в пользу коренного изменения сущности и личности человека.

 

***

В минувшие века отрицательными историческими персонажами, считались жрецы и рабовладельцы, цари и короли, феодалы и помещики, чья воля, словно топор палача, довлела над человеческими судьбами. В наше время место этих архаизмов заняло разнообразное чиновничество, начиная от высших государственных служащих и заканчивая рядовыми учителями, врачами и полицейскими, чья деятельность (тоже мелкая власть) так или иначе призвана доминировать над окружающими. Чиновник ведь это не только человек с портфелем, привычно занимающий кресло и получающий откаты, но и любой, кому приходиться подчиняться и подчинять, то есть участвовать в отношениях начальник-подчинённый.

Мотив деятельности почти всех профессионалов, волею обстоятельств вынужденных занимать свои экономические ниши, известен – чем больше преступников, наркоманов, больных, кающихся грешников, наивных избирателей, и вообще, чем проще народ, тем легче им управлять (“мышковать”). Реальная профилактика проблем человека и общества, язв и порока цивилизации, почти никого не интересует. Даже экологи, которые вроде бы реально сражаются за сохранение человека в природе, на деле бьются с тенью. Правды не найдёшь нигде, даже в некогда уважаемой “Комсомольской правде” (к теме о гнилости надстройки). Коррупция – азартная игра госслужащих с населением и между собой, где выигрывает тот, у кого круче масть (положение) и фарт (влияние).        

Власть человека над человеком всегда была и остаётся явлением довольно неприглядным: cильный доминирует над слабым, богатый над бедным, знающий над незнающим, а умеющий над не умеющим. Жажда власти - одна из форм нехимической зависимости, которую властолюбцы обычно скрывают за маской респектабельности и добропорядочности, но по существу остаются хищниками в дебрях человеческих отношений.

Респектабельный - внешне основательный, солидный, важный, уважаемый. Респектабельный – это хорошие манеры, это дорогой костюм и парфюм, это уверенная, полная лжи и обещаний, сладкая речь. Прекрасно сказал о психологическом портрете властолюбца известный индийский мудрец Джидду Кришнамурти (“Проблемы жизни”).

“Респектабельность – это проклятие; это зло, которое разъедает ум и сердце. Оно тайком вползает в вас и уничтожает любовь. Быть респектабельным означает чувствовать себя преуспевающим, пробить себе дорогу в мире, возвести вокруг себя стену безопасности, определённости и той уверенности, которая приходит с деньгами, властью, успехом и добродетелью. Но исключительность, рождённая уверенностью в себе, вызывает ненависть и антагонизм во взаимоотношениях людей.

Респектабельные люди всегда составляют сливки общества; они всегда оказываются причиной борьбы и страданий. Респектабельные люди, как и презираемые, всегда находятся во власти обстоятельств. Влияние внешних условий и сила традиции представляют для них огромную важность, так как скрывают их внутреннее убожество. Люди, исполненные собственного достоинства, всегда находятся в состоянии обороны, полны страха и подозрений. Страх лежит в их сердцах; отсюда гнев – их праведность, а добродетель и набожность – их орудие защиты. Они подобны барабану, пустому внутри, но издающему шум при ударе. Респектабельные люди никогда не могут раскрыть себя реальному, так как, подобно презираемым, они замкнулись в заботах о себе. Счастья не существует для них, так как они избегают истины”.

Многие властолюбцы не скрывают своей звериной сущности, но большинство из них носит “маски цивилизованности”. То, что в природе называется мимикрией, в народе называется личиной, маской (умение говорить, красиво выглядеть, иметь хорошие манеры), которую приходиться надевать тем, кто любит власть над людьми. Ведь если в далёкие времена власть основывалась, чаще на грубой силе, то в наш просвещённый век ей приходиться ловчить и подстраиваться под псевдокультурные запросы общества.

Напрашивается вопрос, а как же профессиональные и деловые качества управленцев, их нацеленность на результат? Неужели вымуштрованные отличники карьеры, зачастую страдающие высоким самомнением, не заслужили высоких зарплат и уважения коллег? Ответ таков: пока мир людей малосознателен, без управленцев он существовать не может, и поэтому руководители больших и малых коллективов, от семьи до корпорации, от армии до государства, всё ещё являются, несмотря на глобальные вызовы эпохи, одними из самых востребованных членов социума.  

Между тем, рост сознания народов и совершенствование технологий будет сопровождаться потерей рабочих мест не только работниками тяжёлого механизированного труда, не только “белыми воротничками”, халатами и мундирами, но и якобы “легитимными” представителями высших эшелонов власти. Современным управленцам гордиться особо не чем, ибо их труд, это всего лишь детали будущих программ и механизмов, ещё не введённых в эксплуатацию человечеством.  

Что касается нравственной оценки властолюбцев, то под каждым ректором и директором, под каждым депутатом и генералом, под каждым мелким и высоким чиновником в государстве погребены “скелеты” профессиональных конкурентов, идеи и судьбы талантов, быть может, менее способных к карьерному росту, но готовых послужить обществу куда более эффективно.

Самообразование, самоисцеление, самоконтроль, самоуправление.   По мере того, как “железной поступью командора” наступает научно-технический прогресс, люди будут терять последние возможности заработать. А впереди у человечества самоходный транспорт, самоуправляемая авиация, программы для самообучения, медицинская аппаратура для самодиагностики и самолечения, самосборочные заводы автоматы, магазины самообслуживания, где не будут нужны даже кассиры и охранники, и т.д. Весёлое наступает времечко, когда масса людей останется не у дел, а деньги будут только у небольшой кучки контролёров, осуществляющих глобальный финансовый мониторинг. Может быть, тогда общество прозреет и поймёт, что экономика, есть обыкновенная лженаука, от которой миру предстоит мало-помалу избавляться.

Вероятнее всего, когда базис заявит о себе в полный голос, гнилая надстройка, поддерживающая товарно-денежные и бюрократические отношения, станет очередным пережитком прошлого. Осталось лишь найти то “плодородное зерно” – психологические перспективы и технологические возможности реализации мышления наиболее скромной и разумной части общества…