Простите меня грешного

На модерации Отложенный

13 марта 2013,  16:47                                 

Простите меня грешного в преддверии поста. «Преддверье покаяния, предпразднство воздержания, предпутие поста»
Откуда приходит и почему так комфортно устраивается в душе нашей это желание осуждения иных?Фото: lady.tsn.ua

Нынешняя неделя – Масленая. Завершает эту веселую пору с блинами и прочими лакомствами Прощеное воскресенье, за которым следует Великий пост, который продлится до самого Светлого Христового Воскресения.

                                                         Протоиерей Александр АВДЮГИН

 

Когда в Прощеное воскресенье православные испрашивают прощения друг у друга, то в ответ слышат: «Бог простит, и я прощаю». Именно изначально «Бог простит», а уж затем собственное извинение. Иначе и быть не может, потому что это очень тяжело для человека – взять и простить.

Обычно лишь дежурное: «Я зла не держу», а вот чтобы забыть и не вспоминать о причиненной тебе боли – не получается. Это сверх наших сил. Все равно напомнится и сердце кольнет несправедливость или безвинное обвинение. Разумея, что трудно вытравить память о несправедливости, что она имеет свойство раз за разом напоминать о себе, мы именно и говорим вначале «Бог простит». Только у Него, у Спасителя, хватит прощения на всех…

Почему же так трудно дается прощение и столь тягостно перенесение винных и невинных скорбей? Ответ прост и для собственного «я» крайне неблагозвучен:  желание обличать и клеймить брата своего за его реальные или мнимые грехи укоренено в каждом из нас. Попрекать, укорять, винить и воспитывать стало любимым занятием. Этот грех – сладок. И если не будет рядом близкого человека или соседа с соседкой, то мы тут же переходим на обличение дальних. Молодежь – развращена, врачи и судьи – взяточники, начальники – глупы и самолюбивы, правительство – непрофессионально и сребролюбиво и так далее и тому подобное…

Хотя – молодежь мы сами такой воспитали, а врачи с судьями уже не один раз прямо или косвенно нас с того света вытаскивали, да и начальники с правительством нами же и избраны.

Есть еще один риторический злободневный вопрос: откуда приходит и почему так комфортно устраивается в душе нашей это желание осуждения иных? Ответ дан уже давно и заключен он в словах апостольских:

«Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин. 2,15-16).

Любовь к миру, упоение благами этого мира, ежедневное стремление к телесным услаждениям и есть то уютное кресло, в котором столь уверенно и по-хозяйски сидит в нас осуждение и обвинение. И не приведи Господь покуситься хотя бы на малую толику нашего собственного любимого «я», тут же камни осуждений и булыжники обвинений полетят в обидчика. Хотя, как часто бывает, «обидчик» и не виноват вовсе или по нашей вине стал таким «плохим и нехорошим».

Есть такая популярная, к месту и не к месту применяемая библейская фраза: «Время собирать камни». Так вот, прежде чем собирать камни для возрождения утерянного, забранного и разрушенного, надобно выбросить глыбы греха из своего сердца.

Наверное, многие помнят старую притчу о том, как однажды приехал на рынок крестьянин по делам своим хозяйским.

Привязал лошадь с повозкой там, где полагалось, да пошел за нужным ему товаром.

Около привязи подростки баловались (они всегда во все века балуются, когда без пригляду остаются). Наносили они крестьянину в повозку валунов каменных да сверху попоной прикрыли.

Вернулся хозяин. Мешок с покупками в телегу бросил, лошадь отвязал, вожжами подергал, поехали, мол. Стоит кобылка. Дернулась и ни с места. Кнута безвинно получила, брани наслушалась, да что толку? Не хватает силы лошадиной…

Лишь глянув внимательно на телегу, понял крестьянин, что зря животину вожжами да кнутом хлестал. Поругался еще хозяин маленько, валуны каменные сгрузил и домой отправился.

Прошло много лет. Перед очередным постом, в один из вечеров постучались в избу к крестьянину четверо уже немолодых седовласых человека. Бухнулись на колени да и просят прощения за ту давнюю и далекую глупую «шутку».

Улыбнулся хозяин, с колен гостей поднял да и сказал: «Вы вот почти всю жизнь свою камни эти в душе носили, а я их еще тогда, на базаре, выбросил из своего сердца».

Вот и нам нынче предстоит – выбросить то, что сердце отягощает и от Бога отделяет. Сложно это. По многим причинам. И первая из них та, что камни греха стали необходимым приложением собственной повседневности. Загрузили мы ими повозку тела своего и, задыхаясь от болячек, от них произошедших, тащим этот груз из года в год до самой ямы… Хотя там камни не нужны. Землей обходятся.

Прощеное воскресенье. Затем Великая Четыредесятница. Пост.

Уже нынче священники и храмы к концу службы будут в темных облачениях покаяния, чтобы через 47 дней в Великую Субботу переоблачиться в белый цвет очищения, а затем, на следующий день, засверкать радостными красными пасхальными ризами.

Надобно, чтобы и души наши, нынче темные от струпьев грехов, стали к Христову Воскресению «паче снега убеленными», поэтому и звучит в этот день в устах православных умилительная и искренняя просьба: «Простите меня грешного».

 

Питание в Великий пост

В отношении трапезы Церковный Устав предписывает следующие правила:

● в первую и последнюю (Страстную седмицу) недели – особо строгий пост;

● полностью запрещаются «скоромные» продукты (cкоромная пища от древнерус. «скором» – «жир, масло») – продукты, не дозволенные в пост: мясные продукты, яйца, молочные продукты – сливочное масло, сыр, творог, сметана, молоко. Кратко – это продукты животного происхождения. При строгом посте воздерживаются и от рыбы;

● есть можно один раз в день – вечером, но по субботам и воскресеньям – два раза, в обед и вечером;

● в понедельники, среды и пятницы – холодная пища без масла;

● во вторники и четверги – горячая пища без масла;

● по субботам и воскресеньям разрешается употреблять растительное масло и виноградное вино (кроме субботы Страстной седмицы);

● в Великую пятницу (на Страстной седмице) ничего есть не положено;

● в Великую субботу (на Страстной седмице) многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи;

● рыба разрешается только в праздники Благовещения (если не совпал со Страстной седмицей) и в Вербное воскресенье; в Лазареву субботу рыба не разрешается, но можно употреблять в пищу икру.

 

Календарь Великого поста

Великий пост начинается за семь недель до Пасхи и состоит из Четыредесятницы – сорока дней и Страстной седмицы – недели перед самой Пасхой. Четыредесятница установлена в честь сорокадневного поста Спасителя, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Христа. Общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей – 48 дней.

Чистый понедельник, начало Великого поста – 18 марта.

Седмица 6-я, иначе – «Седмица ваий» (в переводе с греческого – «седмица пальмовых ветвей») – 22–27 апреля.

В пятницу 6-й седмицы Великого поста, 26 апреля, – окончание Святой Четыредесятницы, то есть Сорокадневного поста.

За Вербным воскресеньем, праздником в честь Входа Господня в Иерусалим (28 апреля), следует Страстная седмица, или Неделя Страданий Господа (29 апреля – 4 мая).

Светлое Христово Воскресение – Пасха (5мая)