Почему я не хочу в колхоз

На модерации Отложенный

Государство придумало так называемое "общее" имущество собственников помещений в многоквартирном дме (МКД), чтобы загнать их в своего рода коллективные хозяйства. Простите, но я в колхоз не хочу. И не только потому, что не желаю нести бремя содержания фактически бесхозного имущества. Я не хочу отвечать за трагедии, которые случаются порой из-за этого самого "общего" имущества.

И откуда вообще берется имущество? Очевидно, что оно либо создается, либо передается одним собственником другому. В результате сделки, условия которой стороны прописывают в соответствующем договоре (купли-продажи). При этом переход имущества от одного собственника к другому удостоверяется соответствующим актом (приемки-передачи).

Стоит добавить, что согласно действующему законодательству договор купли-продажи жилья не считаются заключенными, если он должным образом не зарегистрирован.

Я живу в пятиэтажной хрущевке, построенной еще при советской власти и, следовательно, являвшейся национальным достоянием. А в этом доме мне не принадлежит ничего, кроме квартиры, которую я приобрел на свои деньги.

После развала СССР этот дом, как, впрочем, и весь жилищный фонд, отошел Российской Федерации, которая Постановлением Верховного Совета от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 весь жилищный фонд передала в муниципальную собственность. А это означает, что о содержании нашего должно заботиться муниципальное образование «Город Казань».

Но оно не заботится, потому что бремя содержания многоквартирных домов законодатель возложил на собственников квартир. Именно поэтому я пожелал Галине Хованской и ее коллегам по ГД РФ сконцентрироваться на усовершенствовании жилищного законодательства. И, представьте себе, Галина Петровна в этом со мной согласилась. См. http://echo.msk.ru/blog/efim/979348-echo/.

Вот, что она пишет.

"Уважаемый Ефим Яковлевич!

В ответ на коллективное обращение граждан по вопросу принадлежности общего имущества в многоквартирном доме сообщаю следующее.

Правовая позиция относительно принадлежности объектов общего имущества в многоквартирном доме выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 марта 2010 года № 13391/09 по делу № А65-7624/2008-СГЗ-14/13.

В частности, в данном постановлении указано, что с момента начала реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», жилой дом, в котором была приватизирована хотя бы одна квартира (комната), утрачивал статус объекта, находящегося исключительно в муниципальной собственности.

Поэтому правовой режим отдельных помещений как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности определяется на дату приватизации первой квартиры в доме в зависимости от того, были ли эти помещения предназначены (учтены, сформированы) на тот момент для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, или использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами.

Таким образом, право общей долевой собственности на общее имущество возникает в момент приватизации первого помещения в доме и в отношении того имущества, которое реально существовало в тот момент и фактически использовалось в качестве общего.

При этом Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации особо было отмечено, что принятые в дальнейшем федеральные законодательные акты (включая Закон Российской Федерации от 24.12.1992г. № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики», Временное положение о кондоминиуме, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 23.12.1993г. № 2275, статью 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации) лишь подтверждали наличие у домовладельцев уже возникшего права общей долевой собственности на общее имущество дома и уточняли его состав, но не порождали названное право заново.

Кроме того, считаю, что закрепление общего имущества в многоквартирном доме за органами местного самоуправления нецелесообразно ни с точки зрения формирования «полноценного собственника», ни с точки зрения возможности наступления неблагоприятных последствий, связанных с использованием органами местного самоуправления таких объектов (чердаки, подвалы, технические этажи и т.д.).

В настоящее время правоприменительная практика передачи органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в собственность или в пользование третьим лицам нежилых помещений, фактически предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме, приводит к возникновению аварийных ситуаций, разрушению отдельных элементов здания и тд. и тем самым наносится ущерб жителям дома.

Поддерживаю Вас в необходимости совершенствования жилищного законодательства, но только в той части, в которой это будет отвечать интересам собственников и иных пользователей помещений в многоквартирных домах, в связи с чем, готова привлекать к данной работе и взаимодействовать с независимыми экспертами.

Председатель Комитета

Г.П.Хованская"

Правовая позиция относительно принадлежности объектов общего имущества в многоквартирном доме выраженая в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, это, конечно, нечто. Но как быть с упомянутым Постановлением ВС РФ?

Его, впрочем, можно изменить или даже вовсе отменить. А экономическую теорию, которая не допускает присвоение имущества на основе деклараций, депутатам не изменить...

Так вот, я утверждаю, что в доме, в котором живу, мне ничего не принадлежит, кроме приобретенной мной квартиры. Желающим доказать обратное, придется представить договор, по которому я приобрел соответствующую долю в "общем" имуществе. А еще - акт, подтверждающий, что я осмотрел и принял в долевую собственность крышу дома, подвал и прочее «общее» имущество.

Я уже писал, что 20 января 2013 года насмерть угорели две мои соседки сверху: 34-х летняя Марина и ее 10-ти летняя дочь Ксюша. Уорели, скорее всего, из-за неисправности дымохода. Который, очевидно, относится к "общему" имуществу.

Но ведь я в жилищный колхоз не вступал и, соответственно, никакого отношения к этому дымоходу не имею. И, следовательно, ответственность за гибель соседок не несу.

А тому, кто-то пожелает доказать обратное, сначала в судебном порядке придется установить факт. имеющий юридическое значение. А именно то, что мне в нашем доме принадлежит что-то еще, кроме своей квартиры.