Устройство социума и мораль

На модерации Отложенный

 Мораль отличает человека от животного, но человек понятие не вполне определённое, если речь идёт не о биологическом виде. Понятие о морали получает конкретное содержание в социальных отношениях. Вне социума нет в содержания в моральных категориях. Так как человек существо принципиально социальное, то и в понятиях моральных от древности до наших дней есть некая общность, несмотря на их содержание, конкретизируемое уровнем социального развития. Очеловечение социальных отношений заметно уже на исторической арене. Стоит сравнить нравы аборигенов, описанные германским юношей, участником второго кругосветного путешествия Дж. Кука ("Путешествие вокруг света") с нравами европейцев того времени, чтобы увидеть "направление" изменений в социальных отношениях.

Суть основного противоречия в социальных отношениях Л. Н. Толстой увидел в том, что "человек существо сознательное" (сознаёт своё "Я" в отличие от социальных животных). Вся история развития социальных отношений - история создания "сознательного общественного существа". На исторической арене совершается происхождение этого "сознательного общественного существа" = человека. Известно, какую роль в этом процессе играет развитое общественное производство. Продукт современного общественного производства не позволяет объективно оценить долевое участие члена социума в его создании, так что термин "заработная плата" уже не имеет внутреннего, следовательно и морального, содержания.

Явление неморальности труда вообще следует из неморального социального устройства суть которого в объявлении продукта общественного труда собственностью - имуществом лица.

Социум, построенный на презумпции  "права частному лицу нанимать работников для производства ими товарной продукции в собственность нанимателя" устроен принципиально аморально. Примечательно, что чем более свободного времени у членов социума от участия в общественном производстве, тем пагубнее сказывается на его нравах извращённое социальное устройство. Есть только один путь преодоления этой беды - признание продукта общественного производства не собственностью.

Тем самым продукт общественного производства становится тем, чем он есть - "преобразованным трудом членов социума физическим ресурсом"

 Теперь на первое место выступает проблема потребления части его в качестве собственности члена социума и коллективного потребления (инфраструктура и пр.).

 Сложная прооблема, но ради морали социума решать её придётся рано или поздно.