Иерусалим в акварели и живописи Марека Яная
На модерации
Отложенный
Культурный центр «Бейт Ави Хай» в Иерусалиме представил персональную выставку Марека Яная, одного из легендарных преподавателей живописи Академии искусства «Бецалель», примечательной фигуры иерусалимской артсцены. Куратор выставки, поэт Амихай Хассон и директор «Бейт Ави Хая» Давид Розенсон «усилили» экспозицию, добавив фрагменты поэтических текстов и превратив ее в диалог творцов, понимающих и любящих свой непростой город.
Вход в здание в районе Немецкой колонии, Иерусалим
Марек Янай — художник, известный и укорененный в Иерусалиме. Он родился в 1946 году в лагере для перемещенных лиц около города Мангейм в Германии. Его семья репатриировалась в Израиль в 1957 году, когда мальчику было 11 лет. После службы в армии он поступил в Академию искусства и дизайна «Бецалель», где учился вместе с Йозефом Киршем, известным израильским графиком. В 1969 году основал театр кукол «Тедди» и проработал его директором до 1971 года.
В 1973–1974 годах отправился прослушать курс по технике живописи старых мастеров в музеях Вены и Мадрида. Спустя какое‑то время начал преподавать в «Бецалеле». Говорят, Янай изменил традиционное для того времени отношение к студентам и стал одним из самых популярных преподавателей. По сей день он ведет курсы рисунка и живописи на факультетах визуальных коммуникаций и экранных искусств. Он оказал большое влияние на несколько поколений студентов, воспитав множество дизайнеров, аниматоров, художников. Второй поток учеников и поклонников его таланта — частная практика Яная в студии, расположенной в промышленной зоне района Тальпиот.
МудбордDubi Shiff Art Collection, Tel Aviv
В экспозиции «На пороге: Иерусалим в акварели и живописи» Марек Янай представляет свой личный Иерусалим через образы пограничных пространств: подъезды в старых домах, двери, окна, бойлеры, виды старых известных и новых бедных районов. Отдельное место на выставке занимает галерея портретов людей, сыгравших важную роль в жизни художника.
Лев Сыркин
Пространство культурного центра является многофункциональным. Первая группа живописных работ находится в лобби на первом этаже, рядом с кафетерием, а более хрупкие и чувствительные к свету акварели — на втором. Там же расположен зал, «посвященный людям»: это множество портретов авторства Яная и единственный в экспозиции автопортрет.
Марек (автопортрет)
Живопись Яная яркая, реалистичная, фигуративная, с очень сочными цветами. Это большие полотна, где иерусалимская городская среда представлена в европейской манере. Синие двери, красные электрощитки, ржавые баки, затейливые тени от решеток и точное знание композиции, цвета и света. Пейзажи и натюрморты в духе старых мастеров, но доведенные до реализма, представляют собой художественный жест автора: сочетание романтических чувств с хорошо выполненной «домашней работой» по технике живописи.
Марек Янай. Район Кирьят‑Ювель, Иерусалим
«Марек Янай обладает редким даром запечатлевать мимолетные моменты иерусалимской жизни, переплетая величие города с повседневной реальностью, подчеркивая его особый свет», — пишет Давид Розенсон в прекрасном полноцветном двуязычном каталоге, изданном к выставке.
«Его искусство будит воспоминания, люди начинают рассказывать истории, — говорит Амихай Хассон, указывая на работы с историческими зданиями в районах Катамоны, Бака и Кирьят‑Ювель. — Из‑за своей скромности Янай‑художник не получил того признания, которого заслуживает. Меня интересуют глубинные слои, которые скрываются под живописным, — то, что неочевидно и может привести к некоей тайной истории».
Марек Янай. Завтрак в Тальбие
Хассон добавил в экспозицию собственное стихотворение «Лунная роща», демонстрируя, какой ассоциативный ряд вызывает у него серия одноименных пейзажей.
The Moon Grove
At night a howl
is heard in Jerusalem’s heart
and he who cannot sleep goes out to seek
in the streets empty of people.
a defiant jackal that walks among us
and it happens that in the Moon Grove
a man sits under the lofty pine,
a burning bush consumed at his feet
his hands coals and his voice
the voice of the jackal.
(Trans. V.E. 21.11.21)
Лунная роща
Вой в ночи
слышен в сердце Иерусалима
и тот кто спать не может идет искать
на безлюдных улицах.
строптивого шакала среди нас
и как хорошо что в Лунной роще
под величавой сосной сидит человек,
и горящий куст у ног его пожирал
рук его угли и голос его
голос шакала.
(Подстрочный перевод Л. Г. Беспаловой)
Камни в Лунной роще
В экспозиции также использованы стихотворения Зелды, Натана Зака и Иегуды Амихая.
По контрасту с реалистическими и декоративными работами на первом этаже на втором представлены акварели, среди которых уже упомянутый замечательный автопортрет и серия портретов «своего круга»: бабушка Марека Яная, учителя, художники, кураторы, а также портреты… трех древних олив.
Портрет оливы № 3
Этой выставкой Марек Янай подвел итог своей почти полувековой работе, сложив мозаику из иерусалимских видов и людей. В его картинах сакральное перемешивается с будничным, напряжение сочетается с расслабленностью, разнообразие фактур и стен представляется гармонией. Посетителя этой выставки не покидает ощущение, что существует большое пространство для нового, надо просто открыть окно, устроить завтрак с видом на город, беречь в себе возможность удивляться и не бояться войти в еще одну дверь, перешагнуть еще один порог… Глазами Марека Яная нас ждет удивительная и радостная встреча с известным и тайным, всегда магическим Иерусалимом.
Комментарии