«Постсоветский выбор»

На модерации Отложенный «Постсоветский выбор»
Владимир Лешуков, эксперт Научно-образовательного центра сотрудничества со странами СНГ и Балтии Саратовского государственного университета

ф

Об итогах года для постсоветского пространства можно говорить много, ибо события развивались всюду – от Украины до стран Балтии и от Южной Осетии до Узбекистана. Но сосредоточусь на главном. 

<cite>«Следует поблагодарить госпожу Клинтон за откровенность и господ конгрессменов за «акт Магнитского»</cite>

Основной успех России заключается в планомерном продолжении строительства Евразийского союза. Данный проект является ключевым механизмом реинтеграции территорий, которые вновь соединяются так, как это происходило раньше в российской истории. Естественно, с поправками на сегодняшний день. Когда «собирание земель» проводится экономическими методами, но постепенно формируются наднациональные органы управления и все приобретает вид единого сложного сетевого государственного образования.

Причем достигнуты уже конкретные результаты. От слов перешли к делу. Довольно сильно опаздывая, хотя главное, что движение набирает неплохую динамику. С 1 января 2012 года на территории России, Белоруссии, Казахстана, стран – участниц Таможенного союза, стало действовать единое экономическое пространство. Июль ознаменовался стартом полноценной работы интеграционных соглашений осени-2011. Исчезли таможни, началось беспошлинное перемещение товаров и услуг, свободное течение финансового, человеческого капитала. Появилась Евразийская экономическая комиссия, обсуждается создание Евразийского парламента. Размеренно, логично дело идет к общей валюте. Конечно, не каждый шаг дается легко и гладко. Например, казахстанские мажилисмены раскритиковали идею парламентской наднациональной структуры, поскольку таковая в их трактовке противоречит казахстанскому суверенитету.

Но поиск компромисса происходит постоянно. Рабочая группа парламентариев трех стран, обсуждающая идею евразийского совещательного и законодательного органа, создана. Тому имеются немалые стимулы. Слишком велика выгода. Экономическая отдача от возвращения к кооперации и хозяйственной целостности, воспроизводящим лучшие практики СССР, – бесспорна. Первый год работы Таможенного союза дал РФ, Белоруссии, Казахстану рост взаимного товарооборота в 40%.

Киргизия и Таджикистан подали заявки на вступление в Таможенный союз. Плюс в переговорном процессе о присоединении к ТС, а также ко всей будущей евразийской модели участвуют Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан.

Украину тоже зовут с самого начала – она не идет. Там демократия. Побоища в Верховной раде на фоне останавливающихся заводов, обнищания народа, вымирания населения. Помнится, раньше каждый Новый год нас, кроме поздравления первого лица, встречали обязательные российско-украинские газовые споры. В 2012 году наметились очертания скорого их завершения. Газпром увеличил транзит через Белоруссию на 30%, построены две нитки газопровода «Северный поток», начато строительство «Южного потока». Полная загрузка и модернизация газотранспортной системы Белоруссии, два потока по морскому дну полностью выведут Украину из транзита российского газа в Европу спустя несколько лет. То есть итог какой?

Белоруссия продала России 100% акций «Белтрансгаза», вступила в ТС. Там – развитие, модернизация инфраструктуры, газ по 200 долларов за тысячу кубометров. Украина не продала России газотранспортную сеть, не вступила в ТС. Там – деградация, гниение инфраструктуры, газ по рыночной цене в 435 долларов за тысячу кубов. Две модели. Повторение практик разумного белорусского прагматизма, очевидно, выгоднее народам постсоветских стран, нежели уподобление украинскому самостийному упрямству. Диктуемому, отметим, местными националистами, либералами, олигархатом. В чем толк упрямства для Украины, рентабельность промышленности и сельское хозяйство коей замкнуты на РФ? А ведь рядом со строптивым Киевом расцветет пример совсем иной модели – успешной. Ибо заработала реинтеграция территорий единого восхитительного имперского ансамбля. Разрезанного, угробленного два десятилетия назад мерзавцами, предателями, врагами при активной поддержке внешних сил. 

А внешние силы, между прочим, перестали стесняться малейших полутонов. Их отношение к Евразийскому союзу, представлявшееся очевидным давно, озвучено прямым текстом. Госсекретарь США Хиллари Клинтон 7 декабря 2012 года заявила на пресс-конференции в Дублине, что США не позволят России под прикрытием экономической интеграции создать новую версию Советского Союза. «Называться это будет иначе – Таможенным союзом, Евразийским союзом и так далее, – заметила она и добавила, – но не будем обманываться. Мы знаем, какова цель этого, и пытаемся найти действенные способы замедлить или предотвратить это».

Следует поблагодарить госпожу Клинтон за откровенность и господ конгрессменов – за «акт Магнитского». Чем больше они совершат антироссийских, враждебных деяний, тем дальше в прошлое уйдет идиотская химера под названием «перезагрузка». А значит, меньше придется обниматься с Обамой, разоружаться и звать в Кремль либеральную интеллигенцию. И больше – высылать американских агентов, вооружаться, ужесточать меры против организаторов «цветных революций».

Поскольку каждый новый шаг в строительстве Евразийского союза закономерно приводит к новым Болотным площадям и новым проспектам Сахарова, новым Навальным и новым схемам иностранного финансирования несистемной оппозиции. Здесь есть прямая связь. Как в прошлом веке, как в позапрошлом и ранее – никому не нужна сильная Россия. Мы обречены на попытки дестабилизировать и хаотизировать российскую действительность.

Я писал об этом в газете ВЗГЛЯД в конце прошлого года, пишу и сегодня. Законы о митингах, об «иностранных агентах», жесткие посадки участников болотных беспорядков – адекватный, вынужденный ответ зарубежной агрессии «мягкой силы». Наступает момент, лишающий нас особого выбора. Или консолидация, или все было впустую, или появление четкой идеологии грядущего, или угасание от отсутствия смыслов. Или жесткая расправа над коррупционерами, или все шло зря. Или окончательное подавление «цветных сценариев», или нас продолжат бить. Или изгнание некоторых особенно враждебных проводников чужого влияния, или их подрывная деятельность продолжится. В общем, приходим к стародавнему и актуальному – «или Россия будет великой, или ее не будет». Таков сейчас выбор путей 2013 года, предложенный историей.