Битва при Марафоне.

http://www.greecetoday.ru/img/events/big/447_1283594958.jpg

Греческие гоплиты.

Афины поддержали восстание ионийских городов против персидского царя Дария. Персы разгромили ионийцев в кровопролитном морском  сражении у островка Леде в 494 гюдо н.э. Затем Дарий решил, что настал и час расплаты для Афин. Для покорения афинян персидский царь снарядил войско в 50 тысяч пеших и конных воинов. Армия была транспортирована в Грецию флотом – свыше 1000 кораблей. Преимущественно финикийских. Экспедицией по захвату Афин командовали перс Артаферн и мидиец Датис. Советником у них служил бывший тиран Афин Гиппий.
Персы были хорошо осведомлены о настроениях афинского войска. Мало  кто из афинян верил в победу над мощным и хорошо обученным персидским войском. Персидские военачальники решили выманить афинян подальше от их родного города, надеясь на то, что многие афиняне попросту дезертируют по пути к месту сражения.
Примерно 25 тысяч  персов высадились с кораблей у селения Марафон. Этим войском руковдил Аратаферн. Военачальник Датис отправился со второй половиной войска для внезапной атаки Афин.

Армии

Персы. Войско Артаферна составляли пехотинцы – лучники и копейщики, легкие кавалеристы и тяжелые, закованные в латы конники. Фланги персов прикрывали стрелки.

Греки. Основная масса греческих войск – тяжеловооруженные копейщики  гоплиты. Вооружены недлинным копьем, кирасой, круглым щитом, прикрывавшим торс воина. Перед фронтом греческого плотного строя (фаланги в 10 рядов) выстроены пращники и стрелки из небольших греческих луков, которые никак не могли конкурировать с  дальнобойными мидийскими луками.

http://militerra.com/images/stories/marafonbattle.jpg

490 год до н.э. На военном совете в греческом стане один из десяти главных стратегов греческого войска Мильтиад предлагает немедленно атаковать позиции персов. Он мотивирует это тем, что необходимо воспользоваться разделением персидских сил и успеть защитить Афины.

Главнокомандующий греческой армии Каллимах поддерживает мнение Мильтиада.
В день битвы армия греков полностью выполняет приказы Мильтиада. Афиняне и платейцы занимают позиции перед боевым охранением персов. Мильтиад принимает меры к тому, чтобы его армия упиралась флангами в два ручья, протекавшим к морю. Так греки старались обезопасить фланги от налета быстрой конницы врага. Такое построение таило в себе большой просчет. Центр греков оказался ослабленным и уязвимым для атаки конницы персов.
В начале сражения Мильтиад приказывает  фалангам двигаться вперед без остановки. Центральные фаланги идут  в бой несколько медленнее, чем фланги. Боевой порядок греков выгибается дугой. Плотность фаланги в центре ослаблена, ее ряды тают под прицельным обстрелом персидских и скифских лучников. На флангах греческого строя плотность фаланги обычная. Усиленные фланги быстрым шагом преодолевают расстояние до строя вражеских лучников. Удар сплоченных копейщиков силен и неотразим первой линией фланговых группировок персов. Натиск фаланг на флангах усиливается. Постепенно фланговые фаланги клещами стискивают строй персидского войска. Боевые порядки персов ломаются, воины разных племен смешиваются, не выдерживают натиска, бегут к кораблям.
Греки пытаются преследовать  бегущего врага. Но  теперь фаланга не может держать строй. Артаферн, между тем, выдвигает слабый резерв, который атакует греков у самых кораблей. В этом бою греки теряют больше всего воинов. Персы успевают погрузиться на корабли и отплыть от Марафона.  В рукопашной схватке у кораблей пал и командующий греческой армией Каллимах.

Последствия

По уверениям греческих публицистов, персы в бою у Марафона потеряли 6400 человек. Потери греков  -- 192 воина. Артаферн не успел атаковать Афины. Войско Мильтиада подошло к городу быстрее персидского флота.
Сражение у Марафона на несколько лет отбило у царя Дария охоту воевать с греками. Но это же сражение продемонстрировало и коварную сущность спартанцев, старавшихся вести двойную игру. Спартанцы намеренно не спешили к месту сражения. Они выжидали исход боя. Такая политика была оценена афинскими стратегами. Поступок спартанцев сбил еще один клин в отношения между демократией афинян и спартанской олигархией.