Казачество и еврейство: факты и домыслы
На модерации
Отложенный
Казачество и еврейство: факты и домыслы
Существует устоявшееся мнение о том, что казачество и евреи — непримиримые враги и антиподы, что во всей истории их взаимоотношений нет ничего, кроме вражды и противостояния. Мнение это настолько утвердилось в общественном сознании, что малейшая попытка разобраться в истинном положении вещей вызывает в лучшем случае непонимание, в худшем — откровенное противодействие. Логика такого противодействия настолько же непримирима, насколько и беспочвенна: по-другому быть не могло, потому что не могло быть никогда. Однако история — наука точная, ибо оперирует фактами, с которыми не поспоришь. Наиболее рациональным способом исследования в данном конкретном случае будет попытка рассмотреть наиболее устойчивые точки зрения относительно данной проблемы, при этом подтверждая или опровергая их известными науке фактами — в той или иной степени приближаясь к истине. С самого начала следует установить определенные принципы изучения данной проблематики, опираясь на которые можно рассуждать в известных пределах допустимого.
Это следующие принципы: Как казачество, так и еврейство — понятия гораздо более широкие, чем те, которые укоренились в обывательском сознании. Казаки — это не просто служилое сословие, еврейство — это не просто сионисты. Рассуждения на уровне социальных групп сильно ограничивает исследовательские возможности, поскольку существование социальной группы ограничено исторически. Рассматривать следует именно явления, феномены, имевшие самое различное воплощение в различные исторические эпохи. Как казачество, так и еврейство при всем внешнем единстве внутренне очень разнообразно.
Поэтому в различных условиях сосуществования отношения строились по разному: от взаимного проникновения до совершенного антагонизма. Изучать следует реальные причины происходившего, а не поводы для тех или иных действий. Слова «общеизвестно», «традиционно», «как принято считать» доказательствами реальности тех или иных фактов не являются. Доказательны ссылки на источники, а также логически выверенные схемы рассуждений. Доказанные факты безусловно должны отделяться от гипотез и версий. Казачество, к сожалению, на долгие годы было вычеркнуто из исследований ученых. Считалось, что казаки являются безусловными сторонниками монархии и капитализма, поэтому изучать их не нужно.
Поэтому в современной науке даже определения казачества как такового не существует. А если нет определенного понятия — обязательно появятся домыслы, которыми будут пользоваться в собственных интересах те или иные политические группировки. Так, сегодня казачество считают народом (А.Мартынов, Союз казаков России), резервом кадров для государственной и иной службы (П.Дейнекин, Главное управление по вопросам казачества Администрации Президента РФ). Существуют точки зрения на казачество как на образ жизни, исторически сложившуюся общность, определенную часть населения тех или иных регионов России. На уровне социального феномена казачество только начинают изучать, поэтому говорить о нем с точки зрения категориальной пока рано. Еврейство изучено гораздо лучше. Мало того, существует достаточно ясное понятие относительно него как социокультурного явления, субъекта цивилизационного процесса. Как утверждает Рэймонд П.Шейндлин евреи — это народ, некогда составлявший единую нацию с собственной территорией, языком и культурой. Несмотря на то, что много тысяч лет тому назад эти атрибуты нации были утеряны, потомки этого народа сохраняют ощущение своей национальной принадлежности, общего прошлого и общей судьбы. Евреи не объединены некоей особой системой вероисповедания, скорее еврейский народ составлен из людей, придерживающихся различных религиозных воззрений помимо иудаизма, равно как и из людей иррелигиозных. Их культура настолько же многообразна, как и культуры, в которых они жили, но их чувство национальной принадлежности и их единство зиждутся на сознании общих истоков и общего исторического опыта[1] Из вышеприведенных формулировок следуют два вывода.
Во-первых, как казачество, так и еврейство исторически очень мобильны, поэтому они никак не могли избежать соприкосновения друг с другом.
Во-вторых, в различных исторических условиях это соприкосновение могло приобретать самые различные формы, но именно эти исторические события и являются наиболее запоминаемыми. Причины, как правило, забываются. Если же идти от фактов, отображенных в исторических источниках, а также от восприятия этих фактов различными людьми, то мозаика окажется довольно пестрой. Выберем наиболее яркие ее элементы и попытаемся подвергнуть их исторической экспертизе.
Мнение первое. Евреев среди казаков никогда не было. Здесь следует четко ограничить нижний предел исследования: 1444 год, когда казаки как военная организация впервые упомянуты русскими летописями[2]. Наибольшей силы казачьи военные организации достигли на границах земель Литовских и Московских к началу семнадцатого века. К этому времени сформировались социальные группы казачьего населения, жившие на Дону и в низовьях Днепра, в Запорожье. Запорожские казаки евреев хорошо знали, о чем пишет самый известный исследователь запорожской казачьей истории Дмитрий Яворницкий. Цитируя польского историка Якова Собесского, отца короля Яна III, он отмечает, что « ... на Сечи можно было встретить всякие народности, чуть не со всего света выходцев: украинцев, поляков, литовцев, белоруссов, великоруссов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, евреев, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан»[3] Здесь же приводится рассказ казака Василия Перехриста о его происхождении: «Родился ... в польской области, губернии Чигиринской, в местечке Чигирине, от евреина Айзека, и в 1748 году, будучи там по купечеству войска запорожского низового козаком куреня Пластунивского Яковом Коваленком его Перехриста оттоль с Чигирина, с добровольного его в Сичь запорожскую желания привезено»[4]. Из этих фактов можно сделать два вывода. Первое: при отборе в казачество во времена его наивысшего расцвета основной упор делался на профессиональные качества, личное желание и стремление к данного рода деятельности. Особого внимания на национальность (если в те годы вообще сущестовало такое понятие) не обращалось. Однако вероисповедание в любом случае должно было быть христианским: до 1635 года — православным или католическим, с 1635 года — только православным. Мало того: если еврей, желавший покозачиться, выкрещивался, то возникавшие проблемы во взаимоотношениях с кагалом зачастую разрешались в пользу именно выкреста, причем на самом высоком уровне. Отец Ю. Мыцык (Национальный университет Киево-Могилянская академия) в своей статье «Евреи-казаки» приводит документы, сохранившиеся в Главном Архиве древних актов в Варшаве. Это письмо короля Речи Посполитой виленскому стольнику и берестейскому старосте Иерониму Ходкевичу. Король в самой категорической форме требует от стольника обеспечить беспрепятственный проезд казаку в Берестье за своим имуществом, а также приказывает выступить, если понадобится, на защиту казака перед притязаниями кагала. В той же статье упомянут достаточно влиятельный в казацкой старшине Ильяш Караимович — чье отчество говорит само за себя. В антипольских восстаниях времен Руины участвовал винницкий сотник Лейбенко, доктор-еврей вместе с гетманом Дорошенко ушел в московскую ссылку. Во времена Калнышевского (70 –е годы восемнадцатого века) на Сечи действовала еврейская торговая компания, которой руководили Уманские евреи Самуил Маркович, Нусим Нусимович и Хаим Беркович. В более позднее время исследователи отмечали значительное число казачьих фамилий, имевших явно еврейское происхождение: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки. Многие еврейские роды вошли в казачество во времена становления Гетманщины, начиная с 80-х годов семнадцатого века и до времен гетмана Ивана Мазепы. Среди них — Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, те же уже упоминавшиеся Перехристы[5]. И второе: резкое противопоставление евреев и казаков, как якобы непримиримых антиподов, было действием искусственным, предпринятым (рискну добавить: и предпринимаемым) в конкретных политических интересах, в конкретных политических обстоятельствах и для конкретных политических группировок. Мне не удалось найти никаких данных относительно наличия евреев в Войске Донском в том же историческом периоде, что и в запорожском, однако это скорее от недостатка возможностей в изыскании информации. Именно поэтому нельзя говорить ни о присутствии евреев среди донцев, ни об их безусловном отсутствии. Однако астраханский исследователь В.Викторин сумел разыскать доказательную информацию по интересующей нас тематике. «Астраханский краевед А.А.Горшков, основываясь на данных Астраханского областного архива, приводит данные о приеме в начале 1900 годов без крещения и в благодарность за проделанную работу евреев-музыкантов, создателей полковых оркестров. Прецедент имел продолжение: в Великую Отечественную войну в воссозданной казачьей коннице генерала Доватора служили призванне из Астраханской области прекрасные кавалеристы, тоже евреи, которые до сих пор прекрасно владеют конем, шашкой, и считают, что право носить казачью форму заслужили собственной кровью на поле брани»[6]. Наконец, краткий энциклопедический справочник «Приморский край» отмечает: «Циммерман Иван Иноккентьевич — известный общественный деятель города Владивостока в начале 20 века. Происходил из казаков Забайкальского войска»[7]. Таким образом, утверждение, с которого начато рассуждение, оказалось несостоятельным.
Мнение второе. Именно казаки всегда отличались неоправданной жестокостью по отношению к евреям и стремились уничтожить их поголовно. В подтверждение данного довода приводятся чаще всего события войны Богдана Хмельницкого (1647-1655) . Утверждается, что было уничтожено от 14 до 45 тысяч евреев. Факты уничтожения евреев, причем зачастую действительно ничем не объяснимые, приводят множество авторов. Казаки Хмельницкого действительно были очень жестоки к евреям. Однако не меньшую жестокость они проявляли и к полякам, и к наемникам-немцам. Тенденциозность оценки вызвана еще и тем, что до последнего времени войны Хмельницкого расценивались как национально-освободительные. Однако современники событий считали эти войны ни чем иным как бунтом — именно так назвал свое произведение неизвестный польский современник событий[8]. В гражданскую войну все воюют против всех, национальность или вероисповедание служит лишь поводом, но не причиной происходящего. Евреи действительно сильно пострадали в этой войне — как и во множестве других гражданских войн, причем пострадали от обоих явно противостоявших противников. Как отмечает Н.Костомаров, именно евреи были главными кредиторами польского шляхетства, в большинстве своем разорившегося. В уплату долгов дворяне ставили своих кредиторов управляющими православными приходами и деревнями. Чтобы вернуть долги, евреи вводили новые платежи уже с населения этих деревень и с православного духовенства. Поэтому ненависть к ним росла постоянно — что и вылилось впоследствии в крайнюю жестокость по отношению к ним.[9] Кстати, те же шляхтичи частенько разделывались со своими кредиторами вместо того, чтобы платить им долги. Устоявшаяся точка зрения существует и на участие казаков в еврейских погромах начала двадцатого века — однако никаких реальных подтверждений этому нет. То есть нельзя сказать, что казаки не могли в этом участвовать, однако их исключительное участие в погромах ничем не подтверждено. Однако подтверждено другое: именно кубанские казаки-батарейцы в 1905 году спасли от полного разрушения синагоги в Калараше и Кишиневе, встав на пути погромщиков. Некоторые были при этом серьезно ранены.[10] Что касается попыток придать национальный оттенок гражданской войне на Дону и Кубани — от этой идеологии давно отказались даже профессиональные историки. Тем более, что сами евреи считали революционеров — террористов отщепенцами, людьми ущербными и опасными прежде всего для собственно еврейской общины. Таким образом, второй довод также оказывается весьма сомнительным.
Мнение третье. Казаки и евреи никогда не уживались между собой, никогда не соседствовали, никак не взаимодействовали между собой. Довод совершенно надуманный. Значительное число евреев держали постоянно лавки в Запорожской сечи, причем снабжали казаков не только горилкой, но и порохом. Многие из них были ценной агентурой во вражеском тылу, пользовались значительными привилегиями и льготами за свою деятельность[11]. Не избежали тесного взаимодействия с евреями и сибирские казачьи Войска. Следует отметить, что с самого начала колонизации Сибири (имеемые источники с 30-х годов семнадцатого века) как казаки, так и евреи попадали в Сибирь в качестве ссыльного контингента. В отличие от самозародившихся казачьих Войск — Донского, Запорожского, Уральского, Терского — сибирские казаки являются искусственно созданным социальным институтом, предназначенным для выполнения практически всех государственных функций на вновь колонизируемой территории. Здесь, очевидно, как и в начале Запорожского казачества, ценились прежде всего профессиональные качества, а не происхождение и вероисповедание. Серьезное и обстоятельное исследование забайкальского еврейства произвел в конце XIX века член Приамурского отдела Императорского географического общества, исполнявший на момент написания работы обязанности секретаря Приморского областного статистического комитета, врач И.С.Колбасенко[12]. Он, в частности, отмечает: «Со временем появления золотопромышленных операций в окрестностях Сретенска появились в среде Сретенского населения появились и евреи, как постоянные жители.»[13]. В значительной степени это были потомки ссыльных, в основном — по делу о польских бунтах 1830-31 и 1863 года. Автор приводит интересные статистические данные: по переписи 1896 года христиан в Сретенске было 3.274 человека, евреев — 724 человека. Число лиц с определенным родом занятий (то есть зарабатывающих на жизнь определенным ремеслом или родом деятельности) у христиан отмечено 1449 человек (или 41 % от общего числа), у евреев 194 (27%) . Из этого следует несколько неожиданный вывод: «Оказывается, что занятия евреев вообще прибыльнее занятий христиан в данной местности, ибо евреи могут жить на счет 27% из своей среды с определенными занятиями, а все христиане — на счет 41 % лиц с определенными занятиями.»[14]. Отмечается, что евреи занимались в основном самыми прибыльными занятиями: торговлей, подрядами, извозом. Но ни один из них не состоял на государственной (имеется в виду гражданской) службе. Среди них не было дворян, не было и казаков, в основном это были мещане (42%) крестьяне (38%) поселенцы (7,73 %), купцы (10,91%), отставные солдаты (0, 96%)[15]* . В исследовании приведены интересные сравнительные таблицы, наглядная статистика. Вывод, который делает автор, весьма примечателен. « Еврейское население ст.Сретенской отличается большей культурностью сравнительно с местным христианским населением, например : грамотных у христиан 32, 56 % , у евреев — 53.31%, большая культурность еврейского населенея имеет своим последствием благоденствие (сравнительное) еврейства»[16]. Из вышеприведенных данных следует очевидный вывод : казаки и евреи жили бок о бок, тесно сотрудничали, не испытывая никаких проблем во взаимоотношениях. Проблемы возникали во времена социальных коллизий — гражданской войны, например, когда разделяются не только социальные группы, но и семьи — но сейчас не об этом. Кстати, забайкальские евреи воевали и в партизанах у Лазо и Каландаришвили, и в особой полусотне (казачье формирование!) атамана Григория Михайловича Семенова. Его же серьезно поддерживали финансами владивостокские купцы Циммерманы — о чем сохранились документальные подтверждения. Делая вывод, отметим следующее. Тема взаимоотношений казачества и еврейства является совершенно неисследованной. Однако исторический опыт таких взаимоотношений имеет место. Изучать его надо как казачьим, так и еврейским исследователям. Помня при этом знаменитую фразу английского философа Тойнби: «История — это не то, что было. Это то, что может быть, потому что уже было однажды...»
автор: Михаил Кутузов, действительный член Русского географического общества, Уссурийский казак ст.Иманской.
[1] Рэймонд П.Шейндлин. Летописи еврейского народа. М. 1997, стр.5.
[2] Казачьи войска Справочная книжка Императорской главной квартирыМ.1992 стр.5
[3] В Яорницкий. История запорожских казаков Киев 1991 т.1 стр 143.
[4] Там же , стр 145.
[5] См. Валерій Томазов , „Вони служили Україні” (з історії козацьких родів єврейського походження).
[6] Государственная служба российского казачества: от Тихого Дона до Тихого океана. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Владивосток, 1998 год. Стр 34.
[7] Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. Владивосток 1997 год. Стр.535.
[8] Краткая история о бунтах Хмельницкого и войнах с татарами, со шведами и уграми в царствование Владислава и Казимира в продолжение двенадцати лет начиная с 1647. См. «Чтения в Императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете» №4 Москва 1846 год.
[9] См. Н.Костомаров Богдан Хмельницкий М. «Чарли» 1996 г.
[10] Бессарабский журнал №2 1932 г., Бухарест.
[11] См. Д.Яворницкий История запорожских казаков т. 1, М.Грушевский Иллюстрированная история Украины Киев 1997 г.
[12] См. И.С.Колбасенко Станица Сретенская (Забайкальской области) ее народонаселение и санитарный быт – Записки Приамурского отдела Императорского Русского географического общества Т V, выпуск II Хабаровск 1899 год.
[13] Там же, стр.122
[14] Там же, стр. 123.
[15] * Из отставных солдат Восточно-Сибирского линейного батальона – Абрам Циммерман, основатель деревни Циммермановки на Нижнем Амуре. За заслуги на воинском поприще получил разрешение на проживание во Владивостоке. Его сыновья Исай и Давид – богатейшие владивостокские купцы начала XX века. В 1920 году выехали в Америку.
[16] Там же, стр. 128
Опубликовано на сайте "Русский архипелаг"
http://www.archipelag.ru/authors/kutuzov/?library=1054
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
.
Впрочем, мои наблюдения-впечатления с солидной уже "бородой". Впечатления без "бороды" - донские казаки ребята очень серъезные, военные во всех смыслах.