Материя и дух. Наброски новой философии духа.

На модерации Отложенный

Без преувеличения идеалистическая и материалистическая философские системы внесли весомый вклад в формировании философии духа. В качестве водораздела между прошлой и нынешней философской мысли и зарождающейся новой философии проходит понимание того, что является основным вопросом философии. В отличие от идеалистической и материалистической систем, в философии духа ответ на вопрос, что первично, а что вторично - материя или дух не является основным, а имеет смысл лишь в гносеологическом аспекте. Онтологически основной вопрос философии в качестве объекта исследования для новой философии духа не представляет никакой научной ценности. Философия духа не отрицает и солидарна с главным положением материализма о материальном единстве мира. Однако из факта материальности мира вовсе не следует вывод о вторичности духа, мышления и сознания. Материя настолько же идеален, насколько дух материален. Пришло время, наконец, понять, что материя и дух – это единая и неделимая субстанция. Искусственное разделение и расчленение этой единой субстанции в рамках какой-то из одной философских систем, как это было в материализме и идеализме, равноценно насильственному разделению единого живого организма. Не этим ли, кстати, объясняется духовная и нравственная ущербность современных философских концепций. Например, в философской антропологии трудно добиться гармонизации человеческих отношений, отделяя внутренний, душевный мир человека от природных особенностей тела человека. Несмотря на то, что единство бытия и сознания, материи и духа состоит в их взаимоотрицании, из этого не следует, что реально существуют или материя, или дух. Есть, правда, ещё компромиссный вариант, представленный марксистской философией, - объективность духа, мышления признается, но лишь в качестве частного случая, производной от материального мозга. Такой релятивистский взгляд на мышление и дух сводит последние к свойствам высокоорганизованной материи, напрочь лишая дух и мышление абсолютного существования. В данном случае диалектический материализм учитывает только внешнее проявление феномена мышления и духа, а внутренний, онтологический, содержательный аспект духа и мышления остаётся без объяснения. Не учитывается возможность того, что мир, вселенная так же един в своей духовности, так и материальности. Шире, материя является формой, продуктом существования духа. Что же касается зависимости мышления от мозга, духа от материи, то такая зависимость является относительной. Эта зависимость является одной из форм объективизации духа и мышления, единства материального и духовного. Помимо материального субстрата – мозга, необходимым условием возникновения мышления является также наличие идеального – существования социальной среды.

Необходимыми элементами актуализации духовного выступают и воля, активность субъекта, свойства характера и воспитание. А поскольку всякой зависимости чужда какая бы то ни была исключительность, то, если существует зависимость «материя – дух», то по логике непременно должна существовать зависимость «дух – материя». Именно в этом ракурсе нужно рассматривать религиозную идею о «творце вселенной» Боге. В диалектическом материализме эта проблема решается заменой понятия дух на движение и в своём законченном виде предстаёт перед нами, как философская категория: «движение – форма существования материи». Кроме формальной, казалось бы никакой разницы нет: если в религии абсолютен Бог, то в материализме материя, которая «несотворима и неуничтожима». В действительности разница есть и она значительная: в отличие от «научного материализма», для которого материя – несотворима и неуничтожима, в религиозном сознании она (материя) нечто тленное, изменчивое и преходящее, абсолютным же является Дух. Грубо говоря, логика материалистической картины мира такова: нечто, именуемое материей вечно меняясь и переходя из одной формы в другую, двигаясь в пространстве и времени случайно, а также и необходимо, обретает такие высшие формы, что может познавать саму себя. При всей сумбурности и некорректности приведённой фразы ей нельзя отказать в стенографической точности и краткости передачи целого раздела марксистской философии о движении и материи. Дав материи жизнь, движение, дух как бы раздвоился, существуя и в то же время нет, поскольку он не осязаем и его нельзя увидеть. Реальная диалектика мира такова, что развиваясь как единственно объективная субстанция, материя в венце своего творения – человеке, вольно или невольно сама указывает на подлинную причину своего творения – дух, сверхъестественный разум. Ведь в человеке, как в капле воды отражается Абсолют, Дух. По-видимому, в самом фундаменте материи существуют такие механизмы, которые через отрицание своих форм движения как бы отрицают существование самой материи, делая из неё некую опосредованную субстанцию, напоминающую «ничто». Что это за механизмы, кстати тоже невидимые, приходится только предполагать. Мы полагаем, что в формировании такого механизма решающая и определяющая роль принадлежит Духу. Это даёт основание утверждать, что при всей своей латентности, скрытности дух более реальная субстанция, чем сама материальная вещь.