Общество и личность

На модерации Отложенный

Оставим в стороне сомнительные академически-политологические, квазинаучные рассуждения о формах, типах государственного устройства и правления, в моем понимании, главное в государственном устройстве - степень развития ее институтов, и самое главное - уровень развития гражданского общества. Именно активное, действенная, а не декоративная активность членов общества является критерием развития государства, его прогресса. Инициатива, то, что ещё называют "живым творчеством масс" напрямую связана с личностью, личностным ростом. То есть в тех формах и типах государственного устройства, в которых развита инициатива и живое участие каждого члена общества в жизни государства, с необходимостью мы имеем с ролью личностного начала. С появлением в геометрической прогрессии личностей, а не просто заурядных активных членов общества. То есть в развитых гражданских обществах все члены общества - все личности, от которых зависит судьба и развитие страны. И то, что в тоталитарных и авторитарных обществах зависело от одной или нескольких исторических личностей, в гражданском обществе от тысячи личностей. Речь, разумеется, идёт прежде всего о критически мыслящих, независимых в своих взглядах людей, а не об исторических государственных, культурных и научных личностей, именуемых в истории гениальными. Хотя в современных, развитых гражданских обществах, гениальность - признание не каких-то особенно личностных заслуг, сколько заслуг, делегированных представителю той или иной элитны групп.

И если можно говорить сейчас о чей-то гениальности, то эта гениальность больше всего связана со степенью активности и силой характера личности, а не о его исключительности и незаменимости. Но что больше всего отличает гениальных личностей в демократических обществах от авторитарных и тоталитарных - гениальная личность избавлена от ореола культа величия и непогрешимости. Не удивительно, что по сравнению с имперским прошлым человечества, знаменитым своими гениальными полководцами, правителями, учёными и философами, в наше время, в лучшем случае, можно услышать о чьих-то великих заслугах перед страной, наукой, культурой и т. д.  О которых в скором времени все забудут, когда появятся новые личности в политике, науке и культуре. Правда, все это зависит от уровня развития общества, его демократичности, открытости и готовности ко всему новому, прогрессивному. Если только развитие и прогресс видят в движение к новому, неизведанному, а не в прошлом - привычном и таком родным и близким. Ведь, что не говори, а в массовом сознании всегда присутствует идеализация прошлого, и всего, что с ним связано. И это понятно: какие формы государственного устройства - такие и герои. Настоящему гражданскому обществу, основанному на личностному начале, чужда психология толпы, охлоса.  Будущее человечества – это общество личностей, а не рабов и не толпы – бездумных исполнителей чьей-то воли.