Самое главное в советской школе — проформа соблюдена
Как я читал политинформацию...
Современные дети, вероятно, даже слова такого не знают — политинформация. И уж вряд ли им известно, что в советские годы каждый школьник (кроме самых отъявленных бездельников) должен был нести некую «общественную нагрузку». То есть, одной учебы, по мысли высокого школьного начальства, было мало — необходимо было взвалить на детей еще какую-нибудь обузу. Кому-то предписывалось быть председателем совета отряда, кому-то — ответственным за выпуск стенгазеты или за состояние библиотечных книг, а кому-то — за подготовку упомянутой политинформации. Вот эту идеологическую функцию я и исполнял на протяжении почти всех школьных лет.

Надо сказать, что большинство из общественных должностей были чистой воды синекурой вроде «Зеленого патруля», который должен был следить за состоянием чахлых горшечных растений в классах. Политинформация к их числу не относилась. Она, конечно, не принадлежала к ключевым постам вроде старосты, но предполагала наличие ответственности, широкого кругозора и политической грамотности. Вероятно, ваш покорный слуга владел этими качествами.
Впервые политинформатором меня выбрали (или назначили, что тогда означало одно и то же) по двум причинам. Во-впервых, с младых ногтей я читал взрослые газеты («Труд» и «Футбол — Хоккей», а отнюдь не то, что подразумевается под «взрослыми изданиями» сейчас) и регулярно смотрел передачу «Сегодня в мире». Фарид Сейфуль-Мулюков был для меня таким же знакомым персонажем, как тетя Валя из «В гостях у сказки». А во-вторых, я мог долго и обстоятельно говорить на публику, что для политинформатора было жизненно необходимо.
Мои обязанности состояли в следующем. Раз в неделю перед каким-то из уроков мне надо было сделать небольшой докладец о политической обстановке в мире. Рьяный официоз в духе «исторические итоги очередного пленума КПСС» был не обязателен, достаточно было ограничиться беглым обзором внешнеполитической ситуации. Обычно я, не мудрствуя лукаво, пересказывал содержание какой-нибудь статьи или просмотренного накануне сюжета из «Международной панорамы», и старательно растягивал свой рассказ, чтобы откусить побольше минут от академического часа урока.

Помимо этого необходимо было каждый раз готовить «со-докладчиков». То есть, кроме самого политинформатора должен был по очереди выступать кто-то из одноклассников, причем политинформатор был ответственным за их доклады. На практике это выглядело так. Я приносил какую-нибудь газетную вырезку и отдавал ее тому, чья очередь выпадала, со словами «прочти вот это». Со-докладчик бубнил, читая впервые виденный текст, но это никого не интересовало. Политинформацию решительно никто не слушал, а формально все проходило по регламенту. Самое главное в советской школе — проформа соблюдена.
Иногда приходили некие проверяющие лица. Им показывали меня, зачитывающего очередной доклад. Они сидели с внимательно-сосредоточенным видом, но, похоже, также не слушали. А однажды меня даже направили во Дворец пионеров на нечто вроде курсов повышения квалификации для политинформаторов. Что там рассказывали — совершенно не помню. Теперь был мой черед не слушать.
В общем, это была натуральная показуха в духе практически всех официозно-школьных мероприятий тех лет. То есть в самой по себе идее о том, что школьникам необходимо хоть слегка разбираться в мировой политике, ничего плохого нет. Но когда все делается исключительно ради галочки, а внешняя, практически обрядовая, форма полностью подавляет содержание, любое благое начинание превращается в бессмыслицу.

Таким образом, пробыл я бессменным политинформатором класса вплоть до отмены политинформации в школе. Подозреваю, что некоего официального распоряжения об упразднении политинформации не было. Скорее всего, с учителей просто перестали за это спрашивать, а они скинули с плеч лишнюю заботу. Я был переведен на новую и последнюю, на школьной службе, должность — редактор стенгазеты. Смешно, но эти школьные чины проявились впоследствии — по образованию я политолог, и несколько лет работал в газете.
© sovkladovka
Комментарии
ж. д. разъезда 205-й км рядовой Соколов был окружен тридцатью немецкими солдатами. "Это пи*дец!" - подумал рядовой Соколов.
Солдатская смекалка его не подвела.
Вспоминаю армейские политзанятия со слезами от смеха. На галерке спит старшина роты прапорщик Горбатов, имитируя во сне чтение "Красной звезды". Молодому лейтенанту - замполиту роты с трудом дается чтение вслух, отчего он краснеет и смущается, а чтобы выглядеть солидней, распушивает шерстку и хвост, как котенок при виде пылесоса.
Слушатели занятий - сержанты роты - спасают ситуацию и просят замполита вызвать к доске (политической карте мира) Володю Томилина, родом из богом забытого поселка Сява Шахуньского р-на Нижегородской губернии, который поезд называет не иначе, как мотовоз, и к концу первого года службы путает звание лейтенанта и подполковника.
Володины белесые глаза - это торичеллиева пустота, она же и в его маленькой головке, да и сам он на вид - вылитый семиклассник.
— Рядовой Томилин! Покажи-те нам на карте страны социалистической ориентации.
— Тащ-летенант! Чо-то я... это... забыл...
— А пусть покажет на карте СССР! - звучит подсказка из зала.
Володя долго-долго обводит указкой всю Евразию, присоединив к СССР не только Японию, но и Африку с Мадагаскаром
Аплодисменты.
- Так, у тебя какое образование?
- Семь классов!
- Хорошо!
- У тебя?
- МГУ!
- Чего мычишь, читать-то умеешь?
Так что политзанятия проводил... я, рядовой Сила. У которого, в отличие от ротного, был-таки "поплавок", пускай и индустриального института.
Но оказалось, что нам не казалось.
Главное - политинформация!!!!..))
Мы называли - Тридцать девятый!..)))
61-летний пенсионер-ветеран самой древней спецслужбы России - военной разведки ГРУ-КПСС-МИД-ВКС-МЧС-МВД, честной госслужбы, неудавшихся до сих пор честных коренных Реформ во всех сферах, включая ЖКХ, а также 48-летней неустанной борьбы в наркомафией, коррупцией и оргпреступностью всех мастей и рангов. Писатель, блогер, психолог, сексолог, лучший эксперт-аналитик ГРУ-МИД-КПСС-КВ-ВКС-МЧС-МВД, особенно с 1978 г., когда ПО ОБЪЕДИНЕННОМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ ВСЕГО РУКОВОДСТВА СССР - был признан Лучшим офицером ГРУ. После чего бандочекисты и наркомафия начали меня убивать - в компании с бандоментами и чисто бандитами. Более 12 высших + 3 (реально 4) лучших Академии СССР, России и Мира. Более 50 реальных подвигов по защите государств, предприятий, семей и людей. Член и организатор Побед партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, Союза Казаков России и Зарубежья. Реальная Польза от моей работы СССР, России и Миру СОТНИ МИЛЛИАРДОВ в любой валюте Мира. Неудивительно, ведь я лучший правнук М.И.Калинина и А.И.Бенедиктовой (1885-1960).
Вот так учила полноценной ЖИЗНИ своих подруг и дружков по ВЛКСМ и КПСС - заслуженный деятель КПСС, России, будущий дважды совпосол в лакомых странах - Греция и Мальта - В.И.Матвиенко с совсем неясной биографией на уровне бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.
Запал, как видно, на красы
Валюши (кличка — Полстакана
Иль Валька-Красные трусы).
Ее он в град Петров направил
И поддержать ее заставил
(Тем больше дров, чем дальше в лес
У нас учителя любили устраивать вечерние работы - то окна мыть, то стены. А я все время в вечерние физматшколы торопился вечером. Потому не ходил. Вот и нагрузили "С дурной овцы хоть шерсти клок". Потом то узнали, что наряды на сделанные работы они закрывали. И абонементы на книги за сданную школой макулатуру они тоже делили. Так что по прошествии времени даже повода нет испытывать угрызения совести.
В старших классах я вкраплял известия из "Голоса Америки" и "Радио Свобода". Училки удивлялись "Так этого же в газетах не было!", а я им отвечал, что это по материалам политинформаторов ЦК.
Правда в "Политклубе" я был скучен и не выделялся - там люди были поразвитее в этом смысле, могли и на чистую воду вывести.
Еще Довлатова на магнитофон записывал с "Радио Свободы" и переписывал. А потом с ближайшими друзьями ржали.
Комментарий удален модератором
Подозреваю, что тест Программы партии вступавшие в неё тоже не читали.
Их она тоже не интересовала. Им был важен конечный результат и получение заветной хлебной карточки.
Сравните Геббельса и его коллегу Мехлиса... сразу ясно кто у кого учиться должен был :)
Комментарий удален модератором
Антисоветчик понимает и разоблачает глубоко порочную суть подобной деятельности. Действительно, дети в антисоветской школе гораздо более свободны, чем тупые совки, ведь время, затрачиваемое на ту обузу, сейчас они расходуют на пьянки, наркоманию, криминал. Слава нам, разрушителям совка, мы добились своих целей!