методы толкования Библии

На модерации Отложенный

При толковании Св. Писания необходимо применять системный подход, который предлагает библеистика. Нужна мудрость и благоразумие для познания и исполнения слова Божия.

Библеистика изучает Библию во всех ее проявлениях и включает разделы: исагогика; герменевтика, экзегетика.

Исагогика изучает внешнюю сторону письма и решает следующие вопросы: история происхождения текста, филология, переводы, исторические памятники, историю, эпоху, время, авторство и богодухновенность (принадлежность к апостолу), стиль апостола, термины и язык.

В древние времена автор зачитывал, а переписчик записывал, иногда автор собственноручно подписывал оконцовку текста.

Герменевтика использует принцип применения правил и методов в толковании текстов:

1)                  Буквальный смысл – при толковании текста следует понимать язык эпохи (времени) написания,

2)                  Переносный смысл – в текстах встречаются иносказания (греч. «аллегория»), н-р: вырви глаз (иносказательно) означает откажись от зрелища, отруби руку (иносказательно) означает откажись от деяния, символизирует призыв к решительности.

3)                  Параллелизм (часто практикуется в протестантизме) – при толковании необходимо осуществлять поиск параллейных мест в других источниках, н-р, в текстах евангелий имеются параллейные места о царстве Божием, о милостыне и т.д.

4)                  В контексте речи – при толковании фразы нужно учитывать предшествующее и конечное событие.

5)                  Антропоморфизмы – при толковании в текстах Св. Писания встречается феномен антропоморфизма, когда автор (или переписчик) наделяет Бога свойствами человеческой природы, н-р, десница (рука) Бога, возлюбил Бог, разгневался Бог, наказал Бог и т.д.

Экзегетика изучает (внутренний) опыт толкования Св. Писания в трудах Св. Отцов и учителей церкви: авва Иустин , бл. Аврелий Августин , бл. Иероним Стридонский , бл. Феодорит Киррский , бл. Феофилакт Болгарский , Евфимий Зигабен , прп. Варсонофий Великий , прп. Ефрем Сирин , прп. Иоанн Дамаскин , прп. Исидор Пелусиот , прп. Максим Исповедник , прп. Нил Синайский , прп. Симеон Новый Богослов , св. Амвросий Медиоланский , св. Амфилохий Иконийский , св. Андрей Кесарийский , св. Андрей Критский , св. Астерий Амасийский , св. Афанасий Великий , св. Василий Великий , св. Григорий Богослов , св. Григорий Двоеслов , св. Григорий Неокесарийский, св. Григорий Нисский , св. Григорий Палама , св. Евстафий Антиохийский , св. Зинон Веронский , св. Игнатий Брянчанинов , св. Иоанн Златоуст , св. Ипполит Римский , св. Лев Великий, св. Кирилл Александрийский , св. Кирилл Иерусалимский , св. Киприан Карфагенский , св. Николай Кавасила , св. Николай Сербский , св. Симеон Фессалоникийский , св. Феофан Затворник.

 

Христиане знают, что Св. Писание нужно толковать по Священному Преданию. Св. Предание это опыт жизни отцов церкви. В книгах Св. Предания содержатся абсолютно единообразные ответы отцов церкви на все сколь-нибудь значимые вопросы.