Павел Грачев. Человек без двойного дна

На модерации Отложенный


Сегодня Москва простилась с бывшим министром обороны России Павлом Грачевым. Он скончался в воскресенье от редкой болезни мозга. Генерала армии похоронили на Новодевичьем кладбище, недалеко от могилы Бориса Ельцина. Карьеру первого президента Грачев спасал как минимум дважды. В августе 1991 и в октябре 1993 года решения, которые он принимал, позволили Ельцину сохранить свою власть и тем самым повлияли на весь ход мировой истории.

Проститься с Павлом Грачевым в Культурный центр Вооруженных сил России пришли очень разные люди. Его боевые друзья и сослуживцы. И те, кто с армией никогда связан никогда не был. И те, и другие вспоминали сегодня своего Грачева — которого знали и которого любили.

"Сегодня мы хороним воина, которому много досталось в сложный период нашей российской новой истории. Он на свои плечи взвалил много того, что происходило и в армии и в обществе нашем", — говорит вице-президент Российской ассоциации Героев Александр Солуянов.

"Вы помните хоть один случай, когда Грачев кивал на своих замов, начальников оперативных управлений, на командующих войсками. Нет. Грачев брал на себя всю ответственность, и в этом его достоинство", — считает глава МВД РФ в 1995-1997 годах Анатолий Куликов.

Да — неоднозначный. Да — противоречивый. Но противоречивой была и вся эпоха.

Грачева часто критиковали. Одни припоминали ему штурм Грозного, забывая, что генералы не выбирают войн и что воевал тем что было. Другие — расстрел Белого дома. Третьи пеняют на близость к Ельцину. Четвертые припоминают, что он стал министром обороны в 44 года. И со многими критиками он соглашался и сам, но был и другой Павел Грачев. Боевой командир-десантник, у которого за плечами было пять тяжелейших лет в Афганистане. Кстати, своего Героя Грачев получил за "минимальное количество потерь". А унес с той войны несколько контузий, ранения — немногие, правда, об этом знали. Но те, кто воевал с ним там, на выжженных перевалах, помнят, что Грачев не прятался ни за спинами друзей, ни в уютных штабах за линией фронта.

"Два года в совместных боевых действиях принимали участие. Его всегда отличали самоотверженность, личное мужество, он никогда не скрывался, а был вместе с солдатами", — вспоминает заместитель министра обороны РФ в 1997-1998 годах Владимир Исаков.

Его миссией было сохранить армию, которую втягивали в политику. Но была ли в этом его вина. Грачев в хаосе тех лет ее сохранял. Как мог. Часто не имея ресурсов и полного влияния. Еще чаще в ущерб собственной карьере.

"Был 1991 год, потом октябрь 1993 и чеченская война. Это были суровые потрясения, и Павлу Сергеевичу удалось достойно их перенести", — считает главнокомандующий ВВС РФ в 1992-1998 годах Петр Дейнекин.

В девяностые Грачев одним из первых начал процесс взаимодействия церкви и армии. И за этот его шаг ему тоже благодарны тысячи военных. 

"Он был такой человек, про которого говорят "душа на распашку". Открытый простой человек. Его скорее всего помнишь улыбающимся искренним. Человек без двойного дна", — говорит председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов.

Павел Грачев был сыном своего времени. Его судьба — судьба человека в переходную эпоху. С ее водоворотом сложных ошибок и достижений. Где-то хаотичных, где-то героических. Но, в первую очередь, он оставался офицером своей страны. Таким его и запомнят.