Наука ли философия?.
На модерации
Отложенный
Наука ли философия?.
(Комментарий к статье «Не толерантность, не традиции, а научная проверка»).
А. Воин 22.9.12
Статью под этим названием разместил в «Гайдпарке» за 16.9.12 некто Technocom T. Смысл ее в том, что ни резиновая толерантность, превратившаяся в терпимость к любому дерьму, ни противопоставляемая ей опора на традицию не есть хорошо, а хорошо только то, что научно обосновано. С учетом необычайной остроты, которой достиг конфликт между фанатичными сторонниками безграничной терпимости и свободы и еще более фанатичными сторонниками традиции религиозной, национальной и т.п., причем не только в России, но и во всем мире, значение проблемы поднимаемой в статьеTechnocom -а трудно переоценить. Однако анализ этой проблемы, предлагаемый Technocom-ом недостаточно глубок. Мой ответ таков.
Там, где наука является действительно наукой, а именно в сфере естественных наук, там и сегодня нет места ни толерантности, ни традиции. Газы расширяются по законам Бойля – Мариотта и Гей – Люсака и даже коммунистическая партия, про которую ходил анекдот, что «газы расширяются по ее указаниям», на самом деле здесь не смела спорить с наукой. И толеранщики и традиционалисты на этом поле с наукой не спорят. Все споры и все шельмование происходит в сфере гуманитарной, в которой сегодня нет настоящей науки, а есть сплошные спекуляции и тьма школ, утверждающих каждая свою истину, при отсутствии между ним общего языка. И каждый толеранщик и каждый традиционалист находит себе «научное обоснование» на свой вкус. А терпимость, а на самом деле навязывание проституции, порнографии, сексуальных извращений, однополых браков и т.д. потому и распространилась, что, якобы, было научно доказано, что это - хорошо. Ницше, экзистенциалисты, Маркс, каждый по своему «доказывали» относительность морали. У Ницше «у каждого народа свое добро и свое зло». Экзистенциалисты релятивизировали мораль под предлогом, что, якобы, наше познание вообще не дает нам надежной истины, а потому невозможно доказать, что есть хорошо, а что плохо в области морали. По Марксу, последователи которого сильно напирают на то, что марксизм – единственное в мире научное учение, мораль зависит от общественного строя и семья – пережиток буржуазной морали – при социализме должна быть упразднена. А Фрейд «доказал», что человек – скотина, не способная обуздать свои сексуальные инстинкты, да еще к тому же гомосексуализм имеется в его нормальной природе. Что отсюда следует, не нужно объяснять.
В этой, так сказать, «научной» парадигме, аргументы Technocom-а, типа того, что заповеди Моисея, включая «не прелюбодействуй», вытекают из природы человека и общества и были известны еще в древнем Египте, не работают. Во-первых, я сомневаюсь, чтобы в древнем Египте существовала заповедь «не прелюбодействуй», если учесть, что во всем древнем мире распространены были культы, типа богини Астарты, это самое прелюбодеяние проповедующие, а в древнем Риме в период упадка бордельеро было не хуже нынешнего. Но даже если и была, то по Марксу это – пережиток рабовладельческого строя, давно канувшего в Лету.
То, что мораль и ценности имеют объективное основание в природе человека и общества (не зависящей от строя), - верно, но для того чтобы это доказать и чтобы это доказательство было принято, нужно сначала изменить сегодняшнее состояние гуманитарных наук. Дело в том, что единый метод обоснования научных теорий, выработанный и применяемый в сфере естественных наук, в гуманитарной сфере не применяется. Состояние гуманитарных наук и философии в частности, вызванное отсутствием в них единого метода обоснования, я описал в недавно вышедшей книге «Глобальный кризис: причины и пути выхода» (Lap-publishing, Саарбрюкен, 31.8.12) и во многих статьях, например, “Современная философия и глобальный кризис». Но чтобы не грузить читателя этой статьи необходимостью лопатить дополнительные материалы, приведу только один пример, иллюстрирующий ситуацию.
Согласно Канту в каждом человеке сидит моральный императив у всех одинаковый. А по Ницше «У каждого народа свое добро и зло». Эти два утверждения в лоб противоречат одно другому. ( Можно сюда подогнать также позицию Маркса, противоречащую им обоим и т.д.). Если бы философия была наукой, обладающей единым методом обоснования, то давно бы уже все мировое сообщество философов признало бы только одну из этих позиций истиной, а все остальные отбросило (или отбросило бы все и искало новую, научно обоснованную).
Но, к сожалению, сегодня философия – не наука, а некий «брейн ринг», на котором всякие умники упражняются в остроумии и только. Но если те, которые на настоящем брейн-ринге, не украшают себя научными званиями и не претендуют на то, чтобы учить нас как жить, то господа сегодняшние философы мало того, что переводят нам ум за разум, но еще и делают это на наши, налогоплательщиков денежки. И никто не задается вопросом, зачем мы вообще содержим всю эту ораву учителей фонвизинского «Недоросля».
Я, конечно, полемически заострил здесь картину. У того же, скажем, Ницше, есть замечательные мысли (наряду с неверными), прекрасно к тому же выраженные. Но суть от этого не меняется. Нет обоснования и в результате вся современная философия - это в лучшем случае специфический литературный жанр, который к задаче, стоящей перед философией – давать нам надежную, обоснованную истину, подобную той, которую дают естественные науки, отношения не имеет. А в худшем, причем массовом случае это - просто птичье чирикание: эне бене раба, финтер, квинтер жаба, жонглирование философскими категориями и терминами, за которым либо вообще нет никакой мысли, либо мысль никак не обоснованная. Не случайно директор московского Института Философии Степин, обращаясь к участникам философской конференции, сказал: «Прошу выражаться не с точностью до наоборот». (Хотя в трудах самого Степина есть достаточно мест с этой самой точностью).
В этой ситуации невозможно решать с помощью философии и других гуманитарных наук не только проблему конфликта между сторонниками терпимости и неограниченной свободы и традиционалистами, но и многих других важнейших проблем, стоящих сегодня перед человечеством (например, проблему избегания и преодоления финансово-экономических кризисов все сильнее потрясающих планету), и порождающих глобальный кризис его. Все это я описал в упомянутой книге «Глобальный кризис: причины и пути выхода». Но я не только объяснил причину кризисного состояния современного человечества, но и указал выход из него.
Выход этот заключается в перенесении единого метода обоснования из сферы естественных наук в гуманитарную. Но для того чтобы сделать это, надо сначала доказать, что этот метод и в сфере естественных наук работающий лишь на уровне стереотипа естественно научного мышления (подобно грамматике в языке до того, как она написана), действительно существует (вопреки утверждению господствующих на сегодня в этой области философских школ, вроде пост позитивизма), затем представить его эксплицитно и, наконец, показать возможность его применения в гуманитарной сфере (что далеко не самоочевидно). Все это я проделал в моих работах по единому методу обоснования, опубликованных в философских журналах и сборниках и в интернете и, наконец, в недавно вышедшей книге «Единый метод обоснования научных теорий» (СПб, Алетейа, 2012 – 212с.). Кроме того, опираясь на этот метод и мою теорию познания («Неорационализм», Киев, 1992), я построил и обосновал теорию оптимальной морали («Неорационализм», часть 4), рациональную теорию духа («Неорационализм», часть 5) и основы новой макроэкономической теории.
Но если все это сделано, спросит читатель, то почему никто не воспользуется этим? И почему конфликт между сторонниками безграничной свободы и толерантности к тому, чего терпеть нельзя, и фанатичными поборниками национальной, религиозной и т.п. традиции, а заодно поклонниками сильной руки и имперских замашек не только не утихает, но разгорается со все большей силой, грозя расколоть Россию и все человечество?
А потому, что разумное рациональное решение проблемы не устраивает ни фанатиков с той и другой стороны, ни всевозможных любителей половить рыбку в мутной воде. Но прежде всего, это не устраивает господ официальных философов, которые могут просто потерять место работы, если единый метод обоснования будет признан и станет ясно, что все, что они сделали, не стоит выеденного яйца. А эти господа стоят как камень преткновения на пути признания единого метода, поскольку это их сфера и большинство людей за ее пределами в ней не разбираются и доверяют их мнению. Они не способны спорить со мной публично, а немногие попытки отдельных философов делать это закончились их полным провалом. Но они просто зажимают меня, используя административный ресурс и поддержку власти, которая не может разобраться в сути спора. Именно поэтому прошло 10 лет с момента написания моей первой философской книги «Неорационализм» (1882 г.) до момента ее опубликования и почти 20 лет с момента написания цикла статей по единому методу обоснования (1994 г.) до выхода книги «Единый метод обоснования научных теорий».
В заключение я призываю тех, кто понимает, что проблемы в современной России и в мире невозможно разрешить ни революциями, ни железной рукой власти без правильного научно обоснованного понимания того, что есть хорошо и что плохо, и возможных путей достижение хорошего, поддержать меня, мою философию в целом и признание и распространение единого метода обоснования в частности.
Комментарии
Так что, уместно философам (обобщенно называя) поубавить амбиции. Спасителей человечества из них не получится. И "единый метод обоснования" - это не общечеловеческая, а внутрикорпоративная проблема.
- Судя по фото, Вы не вчера родились и должны знать, что кроме новомодной синергетики с ее самоорганизацией существуют и другие науки, которых синергетика не отменяет. Что по Вашему 70 лет жизни в Советском Союзе в соответствии с марксовой теорией – это синергетика или результат влияния философии «в первом приближении»?
P.S. и что такое у вас имеется ввиду под словом "та"? Та философия? :)))
И у каждой науки этот набор свой.
А слово «та», к которому вы придрались (очень важный ведь предмет), если Вы заметили, из цитаты. Если вы не знаете и не понимаете крылатых выражений, то, как сказал бы Бендер, дальнейшие пояснения неуместны.
Какие все обидчивые.
Там нет ничего кроме адекватного эксперимента, тезауруса и логики!
Ещё Ньютон говорил: "Сущностей не измышляю!"
, поскольку все ваши и подобных вам адекватные эксперименты-- "не измышляющих", а с тупым апломбом щелкающих клювами ни о чем, заканчиваются всегда одинакого -- фейсом об тейбл.
Может быть расскажете какова структура деятельности, из каких инвариантных компонентов она состоит, из каких подкомпонентов состоят её компоненты?
А вот с причинами деятельности Вы переборщили - это не о деятельности. Да и её последствия к феномену собственно деятельности отношения не имеют. Предмет разговора следует знать, господин Хвастунишка.
Да и идеомы перевирать не стоит. Она звучит иначе: "Фейсом о сейф".
Этим, в основном, и обусловлена структура моей деятельности -- пытаюсь разыскать хоть с десяток гибридов мартышки и попугая которым уже надоел их имидж самозванных венцов творения и пустопорожнее щелканье клювом обо всем. Пока, к моему сожалению, неудачно.
Есть ещё шанс излечиться.
Да поскорее, а то поздно будет.
Придётся обратиться в прокуратуру!
Они обеспечат Вам надлежащее место по своему усмотрению.
Золотые слова Александр Воин!
Если ваш метод верный и правильный, он вас непременно выведет на правидный путь развития. И вы семимильными шагами двинетсь по пути увеличения благости вашего личного состояния. "Не спасайте мир если вас не просят".
Спаситесь сами. И если у нас с вами это получиться, тогда философы выстроятся к вам в очередь. "И узнают их по делам ихним". Перестаньте им что-либо доказвать.
Думайте, как заработать не воруя, больше денег и использовать их для ускорения процесса продвижения по своему праведному
пути от веры до преображения и полного восстановления своего здоровья.
И смысл имеет то, что приближает вас к этой цели.
Всё остальное - это суета сует.
Оставте философов в покое.
Дайте им спокойно умереть.
А вам удачи. Статья ваша хороша.
Но нет предела совершенству. ...
P.S.Наука и ее открытия тоже не принадлежат какому-то одному субъекту. Ее законы – результат исторической практики, обобщенной самым подготовленным, наблюдательным и остроумным интеллектом. И в этом смысле профессиональный философ, в принципе, мало чем отличается от ученого. С той лишь разницей, что открытые им (философом) законы более уязвимы для критики и, тем более, для разного рода критиков. Здесь философия одного индивида опровергается жизнью и практикой другого «философа». Но так они все вместе в со-мнении и достигают полноты(единства) бытия и со-знания.
- А догма разве не руководство к действию? Еще как руководство. Так что, Ваня, не повторяйте благоглупостей, даже если они сказаны известными философами. А лучше, Ваня, поучитесь шевелить собственными извилинами. А разработанный мной единый метод обоснования научных теорий - прекрасное средство для постановки мозгов.
В противном случае было бы всё правильно.
Закон перехода количества в качество.
Закон отрицания отрицания.
...То, что наука еще не научилась их ( всего три закона) правильно использовать (интерпретировать), в частности, применительно к естествознанию, на его примерах, и делает естествознание в массе своей не естественным, а навязанным знанием. Но этот свой недостаток легче выдать за недостаток философии, чем за свою собственную недостаточность. А главное, позволяет приобщить себя к некоему клану "ученых" с помощью эзотерики якобы "научного" языка. Языка, который уже не только ничего не объясняет, но, наоборот, "выносит мозг" и уже поэтому, тем более, не способен ни к какому преобразованию.
Методика системно-деятельностного анализа не оставляет места для подобных квазизаконов.
Кстати, представление о естественном знании - это нонсенс: в природе (у природы) знание отсутствует, т.к. она не является организмом и не способна взаимодействовать с информацией.
Ничего не предсказывающая наука - это не наука.
Комментарий удален модератором
Однако, если взять "Капитал" К.Маркса, то это он первым вывел Закон смены общественно-экономических формаций и на этом основании "предсказал" неизбежность коммунизма. Более того, сформулировал основные принципы коммунизма в Коммунистическом Манифесте. Впервые участвовал в организации пролетарской политической партии, чтобы ускорить с помощью политической революции этот естественный процесс в истории общественно-экономического развития. Вы скажете, результат оказался не соответствующим ожиданиям. Однако, и в науке даже простое отсутствие результата - тоже результат. А у нас в Истории появился не просто результат, а целое результативное со-бытие, не заметить которого не возможно, в принципе.
"к нам в отдел ФИАНа должен был приехать из Америки -фамилию не помню - известный в философских кругах. Один из моих родственников, философ, стал угноваривать меня организовать с ним встречу. Я обратился с этой просьбой с америкаецу. Он спросил - А кто он по специальности? - Философ... Ну это понятно, а основная то у него специальность какая? Я повторил - философ. Американец удивился: у них философия - это дополнение к какой то вполне реальной специальности"Вы можете приводить мне какие хотите доводы, но я никаких философов кроме как преподавателей не встречал.
" есть учёные, которые могут хорошо работать головой, но не могут руками. Это теоретики
Есть такие, которые могут хорошо работать руками, но не очень головой. Это экспериментаторы.
Есть такие, которые не могут ни руками, ни головой, но могут учить этому. Это преподаватели.
А есть такие, которые не могут ни руками, ни головой, не могут учить этому, но могут поучать тех, кто учит. Это методисты"
Как видите и в его понимании роеподы, какими бы продвинутыми они не были, но они всё равно на третьем месте.
Философия, занимаясь рассмотрением необъяснённых явлений действительности, вполне оправдывает своё название (Любительница мудрости), но иногда ей удаётся находить начало логической дорожки к адекватному их объяснению.
Однако, в силу своей специфики, не имея собственного исследовательского инструментария, она оказывается неспособной вести технологический процесс исследования сущности рассматриваемого явления, который может вести только частная наука.
Проходя горнило частного исследования, представление о конкретном явлении действительности наполняется адекватным содержанием и поступает в хранилище Знания, адекватное применение которого и является Софией.
А философия снова и снова оказывается на обочине пути к Софии.
К сожалению, автор, как и 100% философов, ошибается,
Выше показано, что философия является не "царицей наук", а неким рудником знаний, в котором из почти абсолютного конгломерата грязи и пустой породы в очень редких случаях появляются некие намёки на новые знания, которым ещё предстоит длительная проверка на их адекватность с целью "выплавления" из них и "изготовления" нового научного инструмента для практического применения. Поэтому философ имеет примерно такое же отношение к науке, как шахтёр, добывающий редкоземельный металл для изготовления специального хирургического инструмента, к проведению операции этим инструментом. Поэтому философия - это не более чем практика "поболтать", показать людям, далёким от неё своим умением жонглировать их представлениями о действительности, открывающем возможность паразитирования на них.
Столь невежественное отношение к философии систематически проводило все цивилизации по бесконечным тупикам, оставляя для прогресса кратчайшие временные промежутки коллапса очередной идеологии в очередном тупике.
Тем не менее, автор призывает к смене сегодняшней философии (понимая, что это комплекс
Суть этого заблуждения состоит в несоответствии наших практических представлений о действительности её многоуровневому характеру вложенности её компонентов.
Действительность, в том числе и социальная, в своей экзистенции существенно отличается от наших представлений о ней, поэтому все построенные нами информационные модели её компонентов и их функционирования отличаются чрезвычайно низкой адекватностью, не позволяющей надёжного прогностического эффекта.
Такой эффект может быть получен только при адекватных представлениях о системном характере материальной, социальной и информационной сторонах действительности, в которые погружён человек со своей деятельностью.
Те механизмы торможения развития, на которые указывает автор поста, послужили причиной отставания развития гуманитарных дисциплин от естественно-научных и технических, создав существенный перекос в функционировании современных цивилизаций, начавших процесс объединения во всеземную.Однако на этом пути много препятствий%
религии,
марксизм,
паразитизм,
Комментарий удален модератором
К сожалению, такому варианту развития событий имеется только единственная альтернатива. Это наверстывание упущенного уровня развития обществоведения на системно-деятельностной основе опережающими темпами и немедленного внедрения в практику результатов решения управленческих задач на комплексно-деятельностной основе.
Все другие варианты развития неумолимо приближают историю к очередному мировому катаклизму, причём, чем скорее будет освоено системное мышление, тем меньшие потери понесёт цивилизация.
А как же философия? Философию стоит оставить, но только в рамках клубной деятельности, никак не влияющей на судьбоносные решения правительств и правителей.
Я посмотрел Ваши работы. Да, я ошибался: Вы действительно профессионально занимаетесь современной философией и, как мне показалось, искренне пытаетесь найти причины нестабильности современной цивилизации, применяя философский метод исследования.
Я занимаюсь исследованием систем как таковых и системным характером действительности, что позволяет понять, что кризис современной цивилизации вызывается не теми причинами, о которых вы говорите в своих работах, а непониманием системного характера действительности, одноуровневой логикой, лежащей как в основе бытового мышления, так и философии, позволяющей предполагать возможность взаимодействий объектов, находящихся на разных системных уровнях.
Такое применение логики к исследованиям и построениям систем, носящих многоуровневый характер, вносит множественные логические ошибки, незаметные для оператора.
Учёт системного характера действительности позволяет группировать взаимодействующие объекты, соответственно отделяя их от невзаимодействующих, что позволяет избегать того винегрета представлений, который Вы представили в своих работах.
Повнимательнее посмотрите мой предыдущий комментарий.
- Это как раз и делает разработанный мной единый метод обоснования научных теорий
Функции разные! Неужели так трудно понять такие простые отношения?
Комментарий удален модератором
Философам до науки, как до звезды ...
Комментарий удален модератором
Там отсутствуют представления о системном характере действительности, стркутуре деятельности и многое другое.
Она также бессильна перед действительностью, как и все современные философии вместе взятые.
Комментарий удален модератором
Я знаю что говорю.
Если Вы этого не знаете, то это не значит, что не знает никто.
Я знаю что есть система и в чём суть системного характера.
Я знаком с не только с рядом индуистских представлений, часть из которых имеет отдельные свойства системности, но и с десятками других философий, подавляющее число из которых системностью похвастаться не могут.
Как же так, Вы, не зная признаков системности, берётесь рассуждать о её наличии или отсутствии? Или считаете , что в ГП можно нести всякую околесицу?
Комментарий удален модератором
И что?
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Меня интересуют только сущностные вещи: принципы, алгоритмы. я не собираюсь овладевать в тонкостях, поэтому выношу только главное, что позволяет тратить времени меньше.
Комментарий удален модератором
Мы живём в мире информации, доставляемой нам органами чувств, доставляющих нам лишь частичные сведения о действительности посредством формирования неких моделей, состоящих из информации, которые оказываются недостаточно полной. Наше сознание, постоянно достраивая всякого рода информационные модели действительности, приобретает способность к их самостоятельному построению, в том числе и моделей не имеющих аналогов в действительности.
Отсюда проистекают задачи по установлению соответствия и адекватности действительности наших представлений.
Письменные памятники древних культур содержат информацию мало соответствующую действительности, представляя не сущностную, а не имеющую аналогов в действительности информацию, а вот отношения людей, их алгоритмы действий отражены с некоторой степенью соответствия действительности, из которых только и можно выяснить некоторые особенности их культуры отношений.
Вероятно Оккам подразумевал примерно то же, но в синкретичном состоянии.
Комментарий удален модератором
Как и в науке, философские "открытия" и соответствующие "откровения" работают, в первую очередь, по принципу: "Польза сомнительная, а вред возможен". Успехи науки и техники, с одной стороны, - доказательство в пользу действительности, а с другой, - не всегда в пользу ее разумности. ...
Наукой является лишь история философии, но только как история..
Философия не имеет главного признака науки: специфического (философского) исследовательского комплекса методик. Она не проводит собственного исследования, всегда интерпретируя чужие. Следовательно не имеет основных признаков науки.
Можно, конечно, назвать стол и трамваем, но от этого он не превратится в транспортное средство для перевозки пассажиров.
Вы сможете доказать обратное?
подавляющее большинство результатов деятельности философии действительности не соответствует, практикой не подтверждается.
Следовательно, признак науки отсутствует.
Статус науки для философии необходим только для обоснования обмана доказательства которого невозможно построить на научных подходах.
Марксистско-ленинская философия - ярчайший тому пример, наряду со всеми прочими теософиями.
Математика на основании строгих алгоритмов выстраивает информационные модели величин, т.е. объектов, аналоги которых отсутствуют в действительности, а философия произвольно выстраивает информационные модели объектов, аналоги которых содержатся в действительности.
Признак научности определяется наличием признака алгоритмизации информационных моделей. Как видите, у философии он отсутствует.
Наука не существует без строгости формулировок.
У философии она полностью отсутствует.
http://propaganda-journal.net/1712.html
Вы этого не знали?
У меня прекрасное противоядие.
Да и с истиной следует быть поосторожнее: она далеко не всегда имеет такое соответствие.
Не стоит путать объект действительности с нашим представлением о нём.
Поэтому, доктор или кандидат философских наук, доктор или кандидат медицинских наук, доктор или кандидат технических наук - безграмотные словосочетания пришедшие к нам из советского времени, когда на смысл слов власти не обращали особого внимания.
Правда и философия, и медицина, и инженерия используют в своих исследованиях научные методы, поэтому пользуются заслуженным уважением, не меньше, чем науки, но это не делает их науками.
Просто, науке еще далеко до настоящей философии. Но, в отличие от псевдо науки, настоящая философия и не претендует на доминирующую роль в науке вообще. Больше заблуждений - больше оснований для философских обобщений. Наука сближается с философией тогда, когда философия сближается с наукой.
Во-вторых, настоящая философия, - это та которая существует в настоящем времени, а будущем будет уже философия будущего.
В-третьих, никто расстояния от науки до философии не измерял. Это бессмысленно,- у них различные предметы исследования.:-)
написал в 1992 году. Опубликовать в «Комсомольской правде» не удалось, хотя
была договорённость со старшим редактором, но время было революционное, и
кукловоды тормознули. В 1993 году опубликовал в местной газете. Никаких возражений,
но и никакой поддержки. Это новое мировоззрение, написанное с чистого листа, в
отличие от других научных работ, где новая научная работа это творчески переработанная
старая. Создавая свою теорию, мне очень хотелось где-то, что-то подсмотреть, но
поиски были напрасны. Тем не менее, моя теория сошлась с Библией, но Библия это
инструкция жизни, а теория это конструкция жизни. Если я бы читал Библию и по
ней сочинял теорию, то у меня бы ничего не получилось. Моя теория это открытие,
а многие изобретения и открытия были не поняты современниками. План Даллеса по
уничтожению СССР, а теперь России легко объясняется с помощью моей теории, и
совершенно не понятен с помощью нынешнего мировоззрения, поэтому политики
смотрят на план Даллеса как на послание из других планет и не могут
расшифровать. Нас по этому плану уничтожают, а мы помогаем. Философия не наука, так как рассматривает отдельную деталь от машины жизни
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором