Три четверти вузов закрыть, профессоров за плагиат выгонять!

На модерации Отложенный

Мы беседуем с абсолютно отвязанными экспертами, предложившими правительству программу подъема высшего образования до мирового уровня за 3-4 года.

...Я ожидал, что наш разговор будет радикальным. Но чтобы настолько! А я ведь пригласил руководителя направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрия Пескова и директора Фонда посевного финансирования компании «Майкрософт» Гайдара Магданурова поговорить о том, почему у нас такие скучные студенты.

- Мы с Дмитрием недавно были в австралийском Сиднее на финале конкурса Imagine Cup, где собрались самые талантливые студенческие команды со всего мира. А Россия даже в полуфинал не вышла. Мне показалось, что наша команда нешибко стремилась к победе, им это было не надо. Я не прав?

- Студенты просто ничем не отличаются от профессоров, которые их учат, - объясняет Дмитрий Песков. - Вот все стонут по поводу того, что российских вузов нет в мировых образовательных рейтингах. Подняться повыше - стратегия Министерства образования, есть поручение президента. Объясняют наши беды недофинансированием, отсутствием научных публикаций. На самом деле главная причина - лень.

- Лень?!

Профессора, как в Руанде

- Как составляют рейтинги? Профессорам рассылают анкеты, в которых просят оценить другие вузы. На основе ответов и составляют рейтинги. В России заполняют только 2 процента таких анкет. Из ста профессоров снисходят двое! Это на уровне Руанды и Камеруна. Откуда тогда в рейтингах появятся наши университеты? И это при том, что для России - единственной страны в мире - анкету перевели с английского на русский!

Вузы научились хорошо делать только одну вещь - симулировать. С точки зрения построения симуляции инновационной экономики мы мировые лидеры. А когда дело доходит до конкурсов... Там ведь симулировать невозможно: вышел - покажи, что можешь!

- Дмитрий, вы не перехлестываете? Я понимаю: средний возраст профессоров - за 50. Но это не объясняет, почему их студенты такие инертные.

- Студент пришел на первый курс. От него требуют один реферат, второй. Но не требуют исследования, за риск его никто не поощряет. Конкурс - это риск. Если он победит, может быть, ему кто-нибудь скажет спасибо. А если проиграет - получается, что он потратил кучу времени зря, да еще пострадал в процессе обучения...

- Я много общаюсь с молодыми ребятами, - перехватывает ответ Гайдар Магдануров. - Они говорят: «Если я провалюсь, мне никто больше не поверит».

- Поэтому лучше ничего не делать?

- Да. Они все рассчитали: отучатся и поступят на работу в Газпром. А идти в стартап, сделать что-нибудь не так... Потом не отмоешься.

- У нас людей, которые были готовы к риску, еще в первой трети двадцатого века поубивали или выслали, - говорит Магдануров. - А сейчас спохватились: «Ребята, нам нужны предприниматели!»

- У нас удачливый предприниматель - тот, кто рискует, кто готов развивать свое дело или тот, кто знает в какой кабинет занести?

- В некоторых отраслях, в частности, в IT или в биотехе, обходится без заносов, - это уже Песков. - Другое дело - нельзя учить предпринимательству с помощью государства. В Пензенской области захотели учить предпринимательству с детства. В каждой школе обязали проводить уроки. А как их оценивать? Нужно что-то продавать. Учителей заставили регистрироваться индивидуальными предпринимателями. Что получилось? Пятница. Учитель на рынке покупает на свои деньги мешок картошки. Приносит в класс, там распределяют клубни по пакетикам. А потом дети пакетики идут продавать на тот же рынок. В конце дня учитель отчитывается: ученики продали картошки на полторы тысячи рублей. Потом в учительской скидываются, чтобы покрыть убытки, - мешок-то он купил за тысячу шестьсот.

Зависть  

- В школе учить предпринимательству - перебор. Но для взрослых есть курсы МБА, фонды, готовые выделить деньги на раскрутку. Но - не идут. Мне рассказывали про венчурный фонд, который готов был поддержать сто прорывных заявок. Нашли две...

- Проектов много - мы на одном заседании рассматривали 300 заявок, - парирует Магдануров. - Хороших мало! Приходят не за тем, чтобы добиться результата, а чтобы получить опыт - потом проще устроиться в тот же Газпром.

- Деньги дают не одному человеку - поддерживать готовы команду, коллектив! - добавляет Песков.

- А почему у нас талантливые одиночки не хотят работать в команде?

- Пример. На Олимпиаде побеждает английский спортсмен. Видели, как реагирует его команда? Все прыгают и радуются. Побеждает наш. Как выглядят остальные? Они надутые, смотрят в пол и думают: а почему не я? Работать в команде очень многим людям тяжело.

У нас работать в команде в школе или вузе не учат - настолько система образования заскорузлая и убогая! Были исследования, как своего нынешнего состояния добились наши современные олигархи. Там видно - они группируются по выпускникам одних курсов нескольких институтов. Тех, где учили со студенческой скамьи работать в команде.

- Мне студенты так и говорят: а почему я должен доверять другим? Я лучше все сделаю сам! - дополняет Магдануров.

- Наша система образования растит единоличников?

- Хуже, - горячится Песков. - У нас система учит худших за счет лучших. А надо бы наоборот. На курсе 100 человек. Появляется двое лидеров. Большая вероятность, что их задавят, чтобы не выделялись. В результате - из ста выпускников пятьдесят пойдут на биржу труда. Еще пятьдесят станут бухгалтерами, охранниками, менеджерами по продажам.

А надо наоборот - весь вуз вкладывается в тех двоих. Они становятся предпринимателями, создают бизнес и зовут к себе работать студенческих друзей. Возникло новое дело. С него платят налоги. Страна развивается.

- Все равно не понимаю. Нынешние студенты выросли в другую эпоху. Они должны быть более открытыми, амбициозными!

- А образование осталось советским.

- Ребята приходят в вуз, чтобы добиться результатов!

- Они приходят с желанием получить диплом и не попасть в армию - есть данные соцопросов, - подсыпает соли Песков. - Им не нужны компетенции и знания.

- Даже среди стартапов, которые за поддержкой обращаются в «Майкрософт», ребят, работающих по специальности, почти не бывает, - добавляет Магдануров. - По специальности идут работать лишь физтеховцы, выпускники математических факультетов МГУ, Бауманки.

И то далеко не все.

- 63% выпускников инженерных профессий работают не по специальности, - добавляет Песков. - Из выпускников педвузов - 90%. Мне пожаловался один олигарх, что ему на предприятии не хватает инженеров. Я его спросил, какая у них зарплата, если сравнивать с зарплатой главного бухгалтера. В три раза меньше. Говорю, поднимите инженерам зарплаты, и они придут! «Тогда мы в прибылях потеряем».

Планы студентов: уезжать из России или нет?

Инженеры, ау!

- Вы говорите, что инженеры на хорошие зарплаты пойдут. А есть ли вообще сильные молодые инженеры?

- Мало. Бауманка их готовит, еще парочка вузов. Даже очень качественные инженерные вузы провалились. В мире произошел технологический скачок. Все перешли на цифровое проектирование. А у нас профессура, даже безумно талантливая, учит по-прежнему за кульманом.

Хорошие мозги расхватывают. Например, есть в России конструкторский центр «Боинг». Там сотни специалистов делают для американской корпорации очень большую часть инженерно-конструкторских работ. Мозги наши, живут в России, а работают на западного дядю.

- В комментарии почти к каждой публикации про образование обязательно будут записи: «Верните советскую систему образования!» Вернуть ее, как и сам СССР, невозможно. Что делать?

- Не соглашусь, - парирует Песков. - Если вернуть некоторые параметры советской системы, у нас резко повысится качество образования. Начнем с того, что в СССР высшее образование получало около 20% молодежи. А сейчас - под 90. Если закрыть четыре пятых вузов, в оставшиеся будет высокий конкурс, туда пойдут приличные люди, резко повысится качество.

- И все?!

- Второе. Поощрять риск. Вводить именные стипендии, командные, кубки, системы открытых инноваций, инкубаторы при университетах. Сделать так, чтобы вся эта движуха была не нагрузкой и проклятием для студента, а его правом. Чтобы, когда он работает в инкубаторе, ему шло это в основные учебные часы.

И выгнать профес-сорско-преподава-тельскую братию, которая занимается плагиатом.

- Легко сказать...

- Запросто! Вуз получает аккредитацию, только если все его курсовые, бакалаврские, магистрские, кандидатские, докторские работы выложены в Интернет.

- Их прочтут из другого вуза и, если заметят свои работы, сами настучат куда следует. А не настучат - тогда их обвинят в плагиате. Так?

- Да. Пирамида плагиата рухнет. Будет очень больно. Много преподавателей окажутся без работы. Но те, кто останется, - это лучшие.

Как долго выпускники вузов хотят пробыть за рубежом

Ждите перемен

- Еще вы предлагаете правительству ввести бизнес-отпуска с сохранением отсрочки от армии...

- Да. Такой венчурный отпуск.

- Я так понимаю, это не просто радикальные предложения?

- Летом у нас с председателем правительства прошло совещание по изменению предпринимательского климата в вузах. Даны конкретные поручения конкретным ведомствам.

- Даны-то даны. А дошли ли?

- Сейчас есть по крайней мере два министерства - образования и науки и связи и массовых коммуникаций, - куда пришли молодые смелые команды. Они иногда даже более радикальны, чем мы с Гайдаром. Если их не сломают, они нужные изменения проведут.

- И сколько ждать перемен?

- Если хорошо взяться, через три-четыре года мы можем получить несколько десятков тысяч образованных на высочайшем мировом уровне молодых ребят, которые создают сотни и тысячи стартапов и изменят мир вокруг себя.

Есть же потрясающие вещи! На прошлом Imagine Cup был проект, как резко снизить количество вони в городах. Ребята на мусоровозы  повесили ГЛОНАСС, а на каждый мусорный бак - простейший чип, который показывает, насколько он заполнен. Бак полный - приезжает, получив сигнал, мусоровоз. За счет оптимизации траектории движения получается система, при которой контейнеры не распространяют заразу. И резкое сокращение издержек на грузовые перевозки. Это сделала одна маленькая студенческая команда! Сейчас эту систему уже внедряют.

- Представляете, какие будут социальные последствия, если закрыть четыре пятых вузов?

- Если дать нашим людям свободу действия, они все сами отстроят, - парирует Песков. - Пример. Мы открыли Академию биотехнологической промышленности в Томском политехническом. Эта отрасль растет невероятными темпами. В основе - генетическая медицина, когда лекарства делают конкретно под анализ генокода человека. В академии хотят выращивать предпринимателей для биотехнологической промышленности - тех, кто сумеет на стыке технологий отстраивать цепочки, дающие длинную добавленную стоимость. В будущем ее выпускники - миллионеры. В эту академию - громадный конкурс.

- Как думаете, то, что следующий мировой финал Imagine Cup пройдет в Санкт-Петербурге, подхлестнет наших студентов быть поактивнее, создавать команды, бороться за победу?

- Надеюсь. Мы будем им помогать. Уже десятки ректоров пообещали поддержку своим студентам. Мы помогаем. Может быть, то, что конкурс пройдет на нашей территории, разбудит ребят.

В какие страны собираются эмигрировать

НА ЗАСЫПКУ 

Вопрос напоследок при выключенном диктофоне

- Ребята, вы сами верите в то, что наговорили, - и о сокращении вузов на 80% за 4 года, и о молодых, готовых идти в предприниматели?

- Мы не верим, мы делаем. Тупо, каждый день по 16 - 18 часов. И мы видим реальный результат, - говорит рассудительный Песков.

- Каждый делает то, что может на своем месте, - добавляет Магдануров. - Я занимаюсь обучением технологических предпринимателей. Дима - тем, чтобы всем этим людям было понятно, куда и зачем идти. На самом деле все двигается. Может, медленно пока двигается, но двигается.

Но движение есть - это факт.