Церковь и рок-музыка
На модерации
Отложенный
Широки врата
В последнее время не раз слышала высказывания, что Церковь отстала от времени: мол, давно пора и внешний вид священников осовременить, и рок-музыку использовать как средство благовестия по примеру протестантов. Вспоминали и К.Кинчева, и Ю.Шевчука как создателей «православного рока», несущих в массы свет и слово Божие. Известный московский священник вообще заявил, что если бы Христос пришёл в мiр сейчас, Он был бы рок-музыкантом и проповедовал бы именно таким образом. Представляете себе Нагорную проповедь под бешеный ритм рока? Что это? Недопонимание или провокация? На эти вопросы мы попросили ответить настоятеля храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерея Игоря ФИЛИНА.
НЕ НАДЕВАЙТЕ ЧУЖИЕ ЛИЧИНЫ
— Священник, даже если сам когда-то увлекался рок-музыкой и снисходительно относится к подобным увлечениям молодёжи, не должен стараться быть похожим на рокеров или байкеров и этой внешней похожестью их привлекать. Зачем? Будь самим собой.
— А если он в душе рокером остался?
— Если священник остался рокером — это беда. Понятно, что человек не может испытывать отвращение к тому, чем раньше увлекался, но ты стал священником, стал православным, так уж определись. Если ты мирянин, то по крайней мере только за себя ответишь перед Богом. Но священник — лицо, облечённое определённой духовной властью, и отвечает он пред Господом не только за себя, но за всех, кто его слушает и следует его словам. Так вот, если я беру на себя крест проповедовать среди рокеров, делать я это должен как священник, а не как рокер. Я сказал бы: «Я вас понимаю, сам в молодости увлекался. Но есть в мире нечто другое, и я хочу поделиться с вами своим духовным опытом». И я не буду ходить на рок-концерты, ибо хотя я и вынужден находиться в этой среде, но только чтобы проповедовать.
В связи с этим можно привести опыт известного художника-импрессиониста Ван-Гога. Он пытался быть священником, ибо был человеком, эмоционально сострадающим несчастным. Будучи в Голландии, он стал пресвитером в самом бедном районе. Помните, одну из его первых картин — «Едоки картофеля»? Он изображает голландскую семью, живущую в ужасающей нищете, питающуюся одним картофелем, который сами выращивают. Ван-Гог жил в такой семье, и чтобы стать им родным, ходил грязный, и тоже ел только картофель. Кончилось для него это психическим срывом, он не способен был дальше служить. Я это к тому, что священнику не обязательно жить так, как живут те, среди кого он проповедует. Он должен стать духовно близок людям и подавать им пример своей праведной жизнью, подражая, в свою очередь, Христу.
Вспомним свт.Николая Японского. Он в течение долгих лет изучал японский язык, культуру, литературу, читал книги, которые не каждый японец мог прочесть… Но он не стал японцем, не стал носить японское кимоно, говорить только по-японски, поклоняться, как японцы, предкам. Он остался христианином. И японцы, наблюдая за ним, видели, что у него есть нечто, что отличает его от других. И это нечто — любовь. Хорошо известна история, как к святителю ходил один самурай и хотел его убить. Но свт.Николай встречал его всегда доброжелательно, разговаривал ласково. И когда святителя прославили и хотели установить его мощи в церкви, японцы воспротивились: почему он должен находиться в православной церкви? Он принадлежит не только тем, кто исповедует Православие, но всему японскому народу. И доступ к его мощам для поклонения должен быть для всех.
Поэтому, я считаю, нет необходимости садиться на мотоцикл, подражая байкерам, или брать в руки гитару или барабанные палочки. Если тебе понятны и близки эти люди, ну так ты им скажи про Христа. И говорить это вовсе не обязательно языком рок-музыки. В ней действительно много неприемлемого: разнузданность, вседозволенность, наркотики, алкоголь, блуд, призывы к самоубийству, порой откровенный сатанизм. И для многих поведение священника-рокера или байкера, конечно, будет соблазном. Представьте себе пожилую или среднего возраста прихожанку, которая сначала видит своего приходского батюшку на рок-концерте в качестве рок-музыканта или гоняющего с молодёжью на мотоциклах, а потом идёт к нему в храм исповедоваться… Как она раскроет такому батюшке душу? Как будет внимать его наставлениям?
НЕ В БОРОДЕ СВЯТОСТЬ
Расскажу одну поучительную историю. Русский епископ едет в поезде, напротив сидит дама, приятная во всех отношениях, хорошо образованная. Она говорит владыке о том, что Церковь не современна, что непонятно, зачем батюшки ходят в таких одеяниях и носят бороды, что пора брать пример с католических священников, которые близки к народу, бывают на различных светских мероприятиях. Владыка, мудрый сердцем, внимательно и терпеливо её выслушал, а потом спросил: «А вы сами-то в Бога веруете, в церковь ходите?» — «Конечно». — «А скажите, к какому священнику вы бы пошли исповедоваться — к бородатому, с длинными волосами и в рясе, или к коротко стриженному, в сюртуке?» Дама удивилась, раздумала несколько минут и ответила: «Я бы пошла к тому, кто с бородой и в рясе. К такому душа больше лежит…» Конечно, дело не в бороде, — не в ней святость, но веками сложилось, что так должен выглядеть священнослужитель. Мы ведь говорим с вами не о зарождающейся, а о существующей православной культуре. И поверьте, в нашем современном обществе рок не самое страшное. Есть много других, более серьёзных проблем, которые недвусмысленно грозят нашему существованию.
Конечно, есть сатанинский рок, разрушающий человеческие души. Оболванивающий ритм, громкость музыки подавляюще влияет на психику человека или, наоборот, взбалтывает её, как яйцо для омлета. Вот недавно показывали фильм: учёный-японец проверял, как вода откликается на поступающую информацию. Он между двумя пластинками стекла поместил тонкий слой воды, потом воздействовал на неё музыкой — классической, эстрадной, народной, рок-музыкой, произнесением молитв, речью доброй или, наоборот, грубой бранью. Тут же эти пластинки с водой замораживались, и замороженная вода складывалась в узор, подобный морозным узорам на окнах зимой. Так вот, классическая и народная музыка, молитвы, слова любви давали красивый гармонический узор. А рок-музыка, крик, брань, слова ненависти порождали хаотическое переплетение линий, разрывы, смещения линий узора. Ещё мы знаем, что освящённая вода приобретает Божественные свойства — она не портится, благотворно действует на человека, исцеляет от недугов. К чему это я? К тому, что человек больше чем наполовину состоит из воды. Представьте теперь, как разрушающе на наше тело, на наш разум действует рок-музыка.
Кстати, для меня рок-концерт и футбольное поле с орущими болельщиками — одного поля ягода. Там и там выплеск эмоций вплоть до разрушительных — ломают, бьют, дерутся, пьют. Вспомним святоотеческое Православие, которое говорит нам о восьми страстях. Так вот, если я свою страсть перевёл в другую сторону — на футбол или рок-музыку, — можно ли считать, что я освободился от греховных страстей? Нет. Переход от одного состояния в прямо противоположное возможен только как некое чудо Божие. А для человека требуется постепенный переход. Даже если я вдруг уверовал в Бога, требуются годы, пока то, что есть во мне от прежней жизни, растворится или преобразуется. И душа станет откликаться на Божественную благодать и слышать тихий голос Господа. Святоотеческий опыт подсказывает нам, что прежние грехи и страсти не исчезают, надо молиться и ждать, чтобы они перегорели, стёрлись в порошок и ты стал другим человеком.
— Есть предложение: при храмах создавать рок-клубы. Молодёжь сначала «отрывается», а потом идёт на службу и молится.
— Это фантазия. Потому что молодёжь после этого не пойдёт в церковь, даже если тексты песен, которые они только что слушали или пели, — православные. Ведь можно проникновенно сказать: «Я люблю Бога», а можно заорать: «Я люблю Бога!» Чувствуете, насколько разный выплеск эмоций? Молитва произносится в тиши. И если мы хотим, чтобы музыка настраивала нас на молитвенный лад, — это должна быть особая, умиротворяющая музыка. А когда в церкви появляются громогласные концерты — это всегда разрушает, коверкает молитвенную атмосферу. Люди духовные это чувствуют и понимают. Можно вспомнить письмо композитора П.И.Чайковского киевскому митрополиту. Чайковский в Киеве всегда ходил в некий храм, где звучали простые духовные песнопения, от которых умиротворялась душа.
А в последнее время в храме вдруг появились церковные концерты. Дело в том, что в своё время сложилась традиция петь допричастные стихи в то время, когда причащается духовенство. Потом вместо этих стихов появились церковные концерты на светскую музыку, разрушающую молитвенное состояние. Нельзя разваливать то, что создавалось в Православии веками. Об этом и писал Чайковский.
И когда после разрушительных страстей рок-музыки я иду в храм, то должен хотя бы успокоиться. На это уходит немало времени, потому что во мне звучат другие ритмы. Ритмическая музыка определённым образом воздействует на человека, зомбирует его. Поэтому вы не услышите в церковном обиходе музыку с чётким, навязчивым ритмом. Может быть, где-нибудь в Африке, где тоже есть Православие, и существует такая музыка… Но там другая культура, люди иначе воспитаны, иначе воспринимают мир.
А если мы начнём при храмах организовывать рок-группы и устраивать рок-концерты, храм перестанет быть храмом. Да и много ли тех, кто слушал рок с православными текстами, потом пришёл в храм? Хотите играть и слушать рок-музыку? — закройте храм. Наша задача Богу молиться, а не под рок-музыку беситься. Да, мы должны проникать во все слои общества, но не надевая на себя личину расцерковлённого, безбожного общества. Ап.Павел говорил: «Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую: не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской» (1Кор.10:21). Существует светская культура — и культура духовная, религиозная, и не надо их смешивать. Если ложку дегтя размешать в бочке мёда — мёд есть будет нельзя.
МОГ ЛИ ХРИСТОС СТАТЬ РОК-МУЗЫКАНТОМ?
— Кое-кто считает, что если бы Христос пришёл в мир сейчас, он был бы рок-музыкантом и именно таким образом проповедовал бы…
— Не могу с этим согласиться, потому что Христос не был ни фарисеем, ни саддукеем, не причислял Себя ни к какой не только религиозной, но социальной или общественной группе. Он ведь не стал рыбаком среди апостолов. Мы не знаем случая, чтобы Он Сам закидывал сети и вытягивал рыбу вместе с апостолами. А если бы Христос был рок-музыкантом, Он так бы им и остался. И, может быть, имел бы некоторую известность среди рокеров, но ни в коем случае не среди других. Считать, что вся молодёжь увлекается и живёт роком, неверно. Мы нередко судим об окружающем мире, исходя из личного опыта. Но наш опыт — это такая малость!
Вот, например, я не могу понять нищего или бомжа. Я могу его пожалеть, постараться чем-то помочь, но не могу понять, чем и как он живёт. А ведь он живёт, у него есть свои радости, свои огорчения, своя философия жизни. Я также не могу понять, как живут монахи в монастыре, даже если буду жить рядом с монастырём, ходить туда молиться и нести какое-то послушание. Поэтому переносить свои желания, свои понятия на весь остальной мир или на всю Церковь — это по меньшей мере самонадеянно.
Сказать, что Христос был бы рокером, мог только рокер. Кстати, какой-нибудь байкер сказал бы, что Иисус был бы байкером, футболист — футболистом… Подумайте, мы даже Христа пытаемся делать под себя! А вот великий русский писатель Ф.Достоевский, когда понял, почувствовал Христову любовь, сказал, что если бы даже узнал, что Христос ошибался, — всё равно остался бы с Ним.
Есть замечательная русская пословица: «Каков поп, таков и приход». Да, личность священника должна нравиться прихожанам, приниматься ими, но… Из своего маленького священнического опыта расскажу. Я служил в храме Смоленской иконы Божией Матери, где кроме меня было ещё шесть священников. Я сказал настоятелю: «Отец Виктор, а ведь мы все такие разные». А он: «Но это хорошо. Потому что каждый приходящий в наш храм найдёт себе такого батюшку, какого душа просит». Другой священник добавил, что когда он заходит в храм, то сразу знает, кто сегодня служит, — по прихожанам, по выражению их лиц. Вокруг каждого батюшки собирается своя группа прихожан, и ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы батюшки сана своего священного не постыжали личной жизнью, чтобы руководствовались в жизни Евангелием, Деяниями св.апостолов, преданиями Православной Церкви, чтобы не несли в Церковь обычаи сегодняшнего мира, но, мудро осмыслив веками сложившиеся обычаи Церкви, предлагали их обществу.
А говорить, что Христос был бы рокером в наше время… Такое можно было сказать разве что в пылу полемического задора. Если бы это было так, то такой Христос большинству людей был бы совершенно непонятен. Но Он пришёл ко всем. Как говорил апостол Павел, «Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещанное отцам. А для язычников — из милости, чтобы славили Бога» (Рим.15:8,9).
Мне вспомнилась история, случившаяся, когда мне было 16 лет. Я слушаю с восторгом новый альбом «Биттлз», там есть песня, где голос и гитара вступают одновременно. Для меня, молодого, это было откровением. Я говорю маме: «Послушай, как это здорово!» Она улыбается: «Я тебе могу назвать много песен, где используется этот приём. Это не изобретение группы «Биттлз». Вот и с рокерами: надо не восторгаться вместе с ними рок-музыкой, а расширить их кругозор. Ведь молодёжь часто убеждена, что то, что они имеют, — это и есть сокровище, откровение, главное в жизни, а остальное — ерунда. Конечно, у молодёжи есть своя культура, свои предпочтения. Вот Виктор Цой пел: «Перемен, мы ждём перемен». Мне эта музыка непонятна, тексты кажутся примитивными. Но молодёжь принимала его, потому что вкладывала в его тексты своё понимание. Каждый по-своему понимал этот призыв к переменам. Мы в своё время слушали Высоцкого. Он пел душой, откликаясь на всё происходящее вокруг. В его песни можно было вместить любую человеческую судьбу. Мой знакомый любил песню «Охота на волков», говорил: «Это про меня». Какой он волк? Кто на него охотился? — непонятно. Но он так чувствовал, его это трогало. Быть может, так же и с роком, и кого-то он может сделать лучше, добрее, взрослее. Может стать ступенькой, чтобы идти дальше, выше… к Церкви. Но этого может и не произойти. Многих же шум и гам рока отталкивают. Так нужно ли им его навязывать? «От юности моея мнози борют мя страсти…» (Антифон 4-го гласа). И меня бороли многие страсти, но зачем же мне сегодня их идеализировать и распространять на других свой личный опыт? У людей свой опыт имеется. Об этом хорошо сказала поэтесса Т.Шорохова:
Тем, кто ищет подвига и чести,
Но не может в жизни обрести,
Ты несёшь евангельские вести,
Пробуя рок-музыкой спасти.
В тех — грехом окованных, — как узники,
Кто идёт в разврате до конца,
Ты вбиваешь молотом рок-музыки
Истину в оглохшие сердца.
Крестики помножены на нолики…
Но встаёт вопрос, как ни гони:
Те — твои несметные поклонники —
Понимают ли тебя они?
Если серьёзно говорить о роке, то он ведь многолик: корни одни, но ветвей-направлений много. Если это самовыражение молодого поколения — это одно; если отрицание существующего мира, который им не нравится, — другое; а если это призывы к наркотикам, к добровольному уходу из жизни — ну тут уж извините. Значит, надо мудро обратить внимание рокера на другое. Чтобы не только рок, но джаз, эстрада и классика стали ему понятны. Существует много задушевных, хороших по смыслу песен, которые будят во мне доброе — любовь к ближнему, к Отечеству, милость к падшим… Там, глядишь, и духовная музыка станет ему не чужда. Одна музыка служит для духовных переживаний, другая — для душевных. Со временем он решит, что спасительнее для души. Задача священника — стараться понять всех — и этого молодого, восторженного человека с его ценностями тоже. Не отрицать их, не говорить: «Брось сейчас же этот рок!» — ибо Бог создал его свободным. Но, как говорил ап.Павел, «всё мне позволительно, но не всё полезно» (1Кор.10:23).
Записала Ирина РУБЦОВА
Комментарии