Говорили, что Олимпиада принесет миллиарды... Размечтались!

'The Daily Mail', Великобритания
 
Дата публикации: 01-08-2012


Алекс Брамме

 

 

Издержки Олимпиады в Лондоне, преподносившейся как образцово-показательное мероприятие начала XXI века, оказываются весьма велики.

 

Расписывая, как Лондон будет переполнен гостями Олимпиады, и постоянно предупреждая о потенциальных проблемах с пробками, Борис Джонсон и его коллеги по Сити-холлу успешно убедили людей держаться во время Игр подальше от столицы.

 

Это было достигнуто путем бесчисленных временных дорожных знаков, которые советовали автомобилистами не въезжать в город во время Игр, и созданием вызвавших много споров выделенных полос для деятелей олимпийского движения.

 

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о звучавших из громкоговорителей обращениях самого мэра Бориса, в которых он говорил пассажирам об «огромном давлении», оказываемом на транспортную сеть, многозначительно добавляя: «Не попадите впросак. Зайдите в Интернет и спланируйте свой маршрут».

Всего через 72 часа после начала Олимпиады стало ясно, что была совершена катастрофическая ошибка и Лондон превратился в город-призрак.

 

Правда такова, что экономический стимул от Олимпиады, о котором столько трубили, похоже, оказался миражом. Как отличается эта реальность от помпезных заявлений Тони Блэра в 2005 году о том, что «она откроет уникальные возможности по развитию британского туризма».

 

Джонсон в панике распорядился снять дорожные предупреждения и открыть большую часть выделенных полос для общего пользования. Но урон уже был нанесен.

 

Однако ответственность за саботаж в машинном отделении британской экономики несут не только Борис и его коллеги из Transport for London.

Несмотря на самый тяжелый экономический кризис на памяти нескольких поколений, изнеженным чиновникам Уайтхолла было позволено шесть недель работать из дома, дабы бедные овечки не пострадали от транспортных затруднений во время Олимпиады.

 

Добавил мрачного настроя и Эндрю Ллойд Уэббер, предсказавший, что Игры станут «кровавой баней» для театра в Уэст-Энде, и закрывший на время Олимпиады три из своих семи театров.

 

Правда такова, что апокалиптические предупреждения о миллионе людей, которые нагрянут в центр Лондона, просто отпугнули народ. Добавьте к этому тот факт, что многие тысячи разочарованных лондонцев, не сумевших добыть билеты на олимпийские состязания посредством сложной системы жеребьевки, взяли отпуск и вместе с семьями покинули город.

 

Так что же случилось с предсказаниями о том, что Олимпиада станет золотой жилой, которая поможет Британии выбраться из обильно смоченной дождем двойной рецессии и стимулирует расходы?

 

Мало того, что в Лондон не хлынул поток туристов-толстосумов, так еще и некоторые владельцы гостиниц, поначалу поднявшие цены в надежде на огромный дополнительный спрос, сообщают, что этим летом зарезервировано на 30 процентов меньше номеров, чем прошлым, и они вынуждены делать значительные скидки.

 

Что же касается предполагаемого импульса, который должно было дать экономике строительство олимпийских объектов, то теперь, когда работа завершена, а краны начинают исчезать с горизонта, в строительной отрасли наблюдается упадок.

 

Наихудшие опасения эта мрачная картина должна вызывать у министра финансов Джорджа Осборна.

 

Накануне Игр с Даунинг-стрит прозвучало хвастливое заявление о том, что параллельно с проведением Олимпиады правительство будет стремиться вновь сделать Британию поистине Великой. Для этого предполагалось провести серию конференций для инвесторов, в ходе которых Лондон посетило бы 3 000 международных лидеров бизнеса. Утверждалось, что потенциальная выгода для экономики составит 13 миллиардов фунтов, а британские бизнесмены воспользуются конференцией для продажи своей продукции и заработают на дополнительных продажах 1 миллиард.

 

Однако на настоящий момент эта инициатива принесла только один по-настоящему крупный корпоративный плод — от гигантского американского конгломерата General Electric, который предоставил для Олимпиады оборудование на 1 миллиард долларов. Речь идет об освещении спортивных объектов, поликлинике для спортсменов и электрооборудовании на велодроме.

 

Конечно, глупо недовольно хмыкать по поводу миллиарда долларов, но очень жаль, что это американская компания и что большая часть материала произведена за пределами Британии.

 

Осборна следовало бы предупредить об опасности постановки излишне амбициозных целей в расчете на импульс, который должно придать экономике такое разовое мероприятие, как Олимпиада.

 

Наш экономический рост уже пострадал от празднования Бриллиантового юбилея (и необычайно сырой погоды весной и в начале лета).

 

Если таков эффект потери одного рабочего дня — хотя и в масштабах всей страны — то представьте себе, какой урон может нанести двухнедельный спад коммерческой активности в Лондоне.

 

И все это в то время, как домашние хозяйства продолжают переживать существенное сокращение чистого дохода. Статистические данные объединения работодателей CBI показывают, что в июле, когда шла подготовка к Олимпиаде, рост объема розничных продаж замедлился гораздо сильнее, чем ожидалось.

Возрождающаяся автомобильная индустрия показывает стабильный рост, но 70 процентов национального богатства Великобритании приходится на сектор услуг, сконцентрированный прежде всего на Юго-Востоке. Притом, что страшилки о проблемах на дорогах во время Олимпиады отвлекли от производственной занятости гораздо больше людей, чем предполагалось, издержки для ЗАО «Британия» могут оказаться весьма значительными.

 

Более того, все это произошло в самый неподходящий момент. Ведь важнейшая часть этой экономики услуг, финансовый сектор, переживает трудности на фоне громких скандалов, связанных с махинациями банка Barclays при определении процентной ставки Libor и отмыванием денег мексиканских наркобаронов в HSBC.

 

Между тем, история показывает, что наибольшую краткосрочную выгоду Олимпиада приносит, как правило, за счет расходов на товары и услуги, прямо связанных с Играми, таких как временное трудоустройство персонала, охранников и ритейлеров в непосредственной близости к стадионам.

 

Изначально городские эксперты оценивали стоимость всего этого в 2 миллиарда фунтов. Однако есть опасения, что Лондон-2012 при нынешних реалиях не достигнет этой цифры.

 

Перед тем как парламент закрылся на «славное олимпийское лето», министр финансов инициировал процесс принятия мер по повышению объема британского промышленного производства. Они включают в себя осуществление крупных инфраструктурных проектов, таких как новые железные и автомобильные дороги и выделение 89 млрд. фунтов на будущее кредитование малого бизнеса и домашних хозяйств.

 

Но издержки Олимпиады в Лондоне, преподносившейся как образцово-показательное мероприятие начала XXI века, оказываются весьма велики.

Теперь тревогу должно вызывать то, что организаторы, пекущиеся о собственном благосостоянии, а не о благе нации, упустили представляющуюся раз в жизни возможность восстановить национальную уверенность и гордость, и Олимпиада не сможет пробудить Британию от спячки и вывести ее из двойной рецессии.