К какому сословию вы принадлежите?

На модерации Отложенный

В средние века в Европе существовали три сословия - духовенство, дворянство и крестьяне с ремесленниками. У каждого сословия были свои права и свои обязанности, причём у высших сословий прав было больше, а обязанностей меньше - а у низшего сословия наоборот.

В современной России дело обстоит очень похоже. Хотя официально задекларировано равенство, на самом деле система сословий никуда не делась. Только я бы говорил не о трёх, а о трёх с половиной сословиях - каждое из которых имеет свои права, свои обязанности и свои риски.

Аналогом холопов, смердов и «подлых людей» сегодня являются наёмные работники из числа легко заменимых - пролетарии, а также пресловутый «офисный планктон». Это люди, которые по сути максимально бесправны и несвободны. Они работают «на дядю» и в результате полностью зависимы от этого «дяди», как холоп был зависим от своего хозяина. «Дядя» решает, держать их на работе или гнать, платить больше или не платить, когда им работать, когда идти в отпуск... и даже может продать их скопом, как крепостных крестьян, вместе с фирмой. Никакой подстраховки у таких людей нет - если «дядя» решает уволить «офисного хомячка», тот теряет единственный источник дохода.

Когда первого мая я призывал читателей прекратить быть трудящимися и никогда больше не праздновать день трудящихся - причина была именно в этом: зачем Вам считать своим день, посвящённый борьбе бесправных пролетариев за минимальные права?

А поскольку «офисные хомячки» легко заменимы, платят им мало. Так что обычные для прочих сословий свободы - например, свобода перемещения по миру или свобода иметь собственный дом, а не съёмную квартиру в многоэтажном улье - низшему сословию недоступны вообще либо доступны очень и очень ограниченно.

Особым сословием можно считать государственных служащих. Формально будучи такими же низкооплачиваемыми наёмными работниками, как и менеджеры среднего звена в каком-нибудь офисе, по факту они в России зачастую перестают подчиняться закону и начинают использовать его как источник доходов. В стране, где человек с зарплатой в $500 ездит на «лексусе» и отдыхает на Мальдивах, и это не становится предметом прокурорской проверки, госслужащих можно считать особой кастой - но мне неинтересно её обсуждать. Отмечу только, что главный риск коррумпированного госслужащего состоит в том, что системе рано или поздно оказывается нужен козёл отпущения.

Следующим сословием являются предприниматели. Как ни смешно, даже владелец киоска «Куры-гриль» обладает гораздо большей свободой, чем наёмный работник пусть даже с более высокими доходами. С одной стороны, он финансово защищён тем, что у него много клиентов, так что мнение одного человека не может оказаться для него фатальным. С другой стороны, он гибче - ничто не мешает ему в какой-то день открыться позже или закрыться раньше или устроить себе выходной или вообще повесить на дверь своего киоска бумажку с надписью «Вернусь 4-го июня» и устроить себе отпуск.

Да, он потеряет на этом какие-то деньги, но он хотя бы имеет такую возможность.

А кроме того, владелец киоска может, с одной стороны, этот киоск продать, если разочаруется в этом виде бизнеса (попробуйте продать рабочее место, если разочаруетесь в карьере программиста или медсестры) - а с другой стороны, может открыть ещё десять таких киосков, если бизнес пойдёт хорошо: в отличие от наёмной работы, потолка доходов тут нет. А уж если говорить о бизнесе чуть более серьёзном, чем «Куры-гриль», перспективы будут ещё сильнее отличаться от перспектив наёмного работника.

Я вовсе не агитирую наёмных работников за то, чтобы они бросали работу и становились предпринимателями. Но мне бы хотелось, чтобы эти люди понимали свои ограничения и свои риски - и выбирали свой путь в жизни осознанно, а не по инерции.

И, наконец, своего рода промежуточным сословием я считаю тех людей, кто работает за зарплату, но при этом действует как предприниматель по духу, эдакая «корпорация "Я"». Они рассматривают себя скорее как бизнесмена, обслуживающего одного-единственного клиента - своего нанимателя. С одной стороны, они стремятся быть максимально полезными этому своему клиенту, чтобы сохранить его в качестве клиента постоянного, а также иметь возможность время от времени поднимать цену на свои услуги - а с другой стороны, они готовы переключиться на другого клиента, если окажется, что с прежним договориться не удалось либо если поступит существенно более заманчивое предложение.

Обычно такие люди делают финансовые запасы, вкладывают силы в самосовершенствование, уделяют время самопиару (чтобы их знали и ценили на их рынке)... и нередко они в какой-то момент переключаются с наёмной работы на бизнес, поскольку обладают всеми необходимыми для этого навыками. С другой стороны, они нередко остаются наёмными работниками не ради гарантированных макарон на ужин, а потому, что организация, выплачивающая им зарплату, предоставляет им какие-то ресурсы для работы, для достижения их профессиональных целей, которых у собственного бизнеса просто не будет - например, ускоритель частиц. Но даже если такой человек до конца жизни остаётся наёмным работником, его легко опознать по тянущемуся за ним шлейфу достижений, запущенных проектов, патентов, научных статей и т.п.

И поскольку такие люди ценны для своего нанимателя, они обычно имеют многие из тех прав и привилегий, которые имеют бизнесмены - высокие доходы, гибкий график, право голоса, проценты от прибыли... А также они не боятся увольнения - с их профессионализмом и репутацией им придётся не искать работу, а выбирать. Они ещё не бизнесмены, но и назвать их наёмниками язык тоже не поворачивается. Поэтому я и говорю о них как о некоем промежуточном сословии.

Скажите, к какому из этих сословий относитесь Вы, уважаемый читатель? А к какому хотели бы относиться? И почему?