784 года со дня блаженной кончины Петра и Февронии!

На модерации Отложенный
784 года со дня блаженной кончины Петра и Февронии!

Лавреньтьевская летопись: В лето 6736. Умре сын Давидов Муромского, месяца апреля, святыя неделя праздная. Той же недели представися и сам Давид Муромский в черньцих и в схиме.
 

Светлая седмица – это радостное время для всех православных христиан. Но не все знают, что, оказывается, это еще и дни памяти святых Петра и Февронии Муромских. Многие ошибочно полагают что Петр и Феврония (в монашестве – Давид и Евфросиния) скончались 8 июля 1228 года и день их кончины – это день их Церковного Поминовения, который в 2008 году сделали общероссийским светским праздником, известным как День любви, семьи и верности. Однако, Лаврентьевская летопись гласит следующее: В лето 6736 умре сын Давидов Муромского, месяца апреля, святыя неделя праздная. Той же недели представися и сам Давид Муромский в черньцих и в схиме.

Рис.1 Родословная Петра и Февронии Муромских.
(у князей могло быть два имени: крещаемое и княжеское. Т.е. Петр и Давид – одно имя крещаемое, второе – монашеское. Если Давид имя княжеское – то он его взял при постриге. Феврония взяла имя Евфросиния – созвучное с именем правящего в то время епископа Муромского и Рязанского Евфросина Святогорца, /1225-1239/)

Год 6736 от Сотворения Мира соответствует 1228 году от Рождества Христова. При желании можно было бы вычислить и точную дату Пасхи в том году, но делать это мне не слишком хочется: все равно летопись не говорит в какой день Светлой Недели (т.е. первой седмицы после Пасхи) представился Давид Муромский. Можно только сказать, что скорее всего не в первый день, ибо умер он спустя некоторое время после своего младшего сына. (Кстати, очередной удар по мифу о бездетности Петра и Февронии). Летописец подчеркивает, что кончина схимника Давида произошла именно на Светлой Седмице. Смерть на Пасху традиционно считается знаком милости Божией, отпевание совершается по пасхальному чину, включающему в себя множество пасхальных песнопений. Таким образом, вспоминть о блаженной кончине святых Петра и Февронии самое время на Светлой Седмице, тем более, что в этом, 2012 году, как и в 1228, Светлая Седмица приходится на апрель месяц!
А почему же тогда Церковь, а вслед за ней и вся «остальная невоцерковленная Россия» празднует 8 июля? Если не день кончины, то остается или обретение святых мощей или перенесение этих мощей из одного места в другое. Наиболее вероятно, что в этот день Мощи святых Петра и Февронии были перенесены из обветшавшего Борисоглебского кафедрального собора в новопостроенный собор Рождества Богородицы на Воеводской горе (уже существовавший в XV веке), где они хранились до советского времени.


Рис.2 Собор Рождества Богородицы на Воеводиной горе, где хранились мощи Петра и Февронии после легендарного перенесения их 8 июля ???? года до советского времени. Собор был закрыт в 1924 году, а перед Великой Отечественной войной был разобран.

К слову, Петр и Феврония были канонизированы на Поместном Соборе 1547 года (при Иване Грозном).

 

Рис. 3 Бархатный покров с изображением Петра и Февронии — вклад в собор царя Фёдора и царицы Ирины (1593)
Справедливости ради, надо сказать, что кроме 8 июля днем памяти Святых Петра и Февронии элементарно мог бы стать день 19 сентября по новому стилю. Так даже было бы удобней суеверным молодоженам, ибо 8 июля приходится на Петров Пост и в этот день таинства Венчания не совершается. Можно только зарегистрировать брак в ЗАГСе. 19 сентября 1992 года мощи святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии по благословению Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия были торжественно перенесены из соборного храма Благовещенского мужского монастыря в Свято-Троицкий женский монастырь в сопровождении великого множества народа. Днем памяти Петра и Февронии мог бы стать и день возвращения мощей Церкви (я не нашел эту дату). До Святотроицкого монастыря гробница святых Петра и Февронии, вместе с гробницами других Муромских святых, была выставлена в антирелигиозном отделе музея, а в 1970-х годах убрана в хранилище, где и находилась до начала 1989 года.
Петр и Феврония известны широкой общественности как покровители семьи, любви, верности и даже как помощники «знакомства для создания семьи!» Тема Петра и Февронии как покровителей семьи дошла даже до архиерейского собора:

Собор поручает Синодальной богослужебной комиссии рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, имея в виду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих покровителей супружества.
( Из материалов архиерейского собора 2011года, п.17)

Не знаю, что придумали мудрецы на Соборе и в Синодальной комиссии, но веселые пользователи Интернета предложили следующее: Переименовать «Петров пост» в «Петро-февроньев Пост» - т.е. до 8 июля – Петров Пост, на трапезе все по Типикону, 8 июля – память Петра и Февронии – поста нет, разрешаются свадьбы, с 9 июля до Петра и Павла – «Февроньев Пост» - разрешаются салаты и иные остатки со свадебного стола. Это конечно шутка, но в каждой шутке есть доля правды. Активно продвигая Петра и Февронию покровителями семьи и брака, люди умаляют их подвиг христианской жизни. Нечто подобное произошло в Европе с Николаем Чудотворцем – в народе его постепенно превратили в Санта Клауса. А началось все с благого - Святой Николай тайно подкидывал в дома беднякам золото и серебро. Именно этот факт был выделен, «отгламурен», «распиарен» и положен в основу дарения на Рождество подарков Санта Клаусом. Можно предположить что подобное произойдет с Петром и Февронией, когда тема их семейной жизни будет «отгламурена» и «пропиарена».
В этой статье я попытаюсь немного реабилитировать Петра и Февронию как христианских святых и проанализировать с точки зрения христианского богословия события последней недели их земной жизни, чтобы развеять сложившиеся вокруг них мифологизмы.

Двухместный гроб и смерть в один день.
Светские журналисты и писатели говоря о «святости» Петра и Февронии и «праве на покровительство супружеству» вменяют им в заслугу то, что Петр и Феврония так любили друг друга, что сделали один двухместный гроб с тонкой перегородкой и завещали себя похоронить в нем…
Но могли ли быть такие мысли у схимников? У средневековых европейских насильно разлученных и запертых по разным монастырям влюбленных такие мысли могли быть, судя по литературе. Нечто подобное описывает Василий Жуковский в своей балладе «Рыцарь Тогенбург».
Однако Петр и Феврония приняли монашество добровольно и осознано. Следовательно идея с двухместным гробом, это скорее реакция схимников на Божественное откровение о времени своей кончины. Из агиографии (т.е. науки о житиях святых) мы знаем, что праведникам и преподобным Бог иногда открывает время окончания их земной жизни. Причем, это откровение, как правило не точная дата, а некий намек. Вероятно, Давиду и Евфросинии было откровение, что они умрут в один день и поэтому они приготовили себе такой гроб. И дальнейшее чудо, когда Петр и Феврония оказались в этом гробу – осуществление откровения. Бог сказал: умрете в один день и будите погребены в одном гробу – так и случилось. Почему Петр и Феврония не сказали об этом прямо? Может быть, и сказали келейникам своим. А может быть, двухместный гроб и был их безмолвным ответом, ибо о личном Божественном откровении не принято рассказывать людям.

Рис. 4,5 Гробница святых Петра и Февронии Муромских. Троицкий монастырь.

Смерть в один день
Петр и Феврония так любили друг друга, что не моли жить друг без друга и умерли в один день! Но является ли «невозможность жить без друг друга» христианской добродетелью или хотя бы нравственным поступком? Скорее нет, чем да. У Шекспира в «Ромэо и Джульетте» это красиво и трагично. Но перед Богом – самоубийство мерзко. Умереть в один день не всегда самоубийство, иногда бывает несчастный случай, например автокатастрофа или пожар. И причем тут любовь или христианская добродетель? А иногда бывает просто нервное потрясение, стресс,с вызванный смертью одного супруга, приводит к смерти другого супруга (особенно, когда оба супруга уже пожилые). Поэтому вменять в заслугу Петру и Февронии смерть в один день – это опять унижение их святости.
А как по христиански?
Говоря о двухместном гробе, я уже упомянул, что, скорее всего, Петру и Февронии было откровение о том, что они умрут в один день. Когда они получили это откровение – не принципиально, но жили они отдельно друг от друга, каждый в своем монастыре, занимались своими монашескими делами: трудом, молитвой и постом.
Тема «монашество + разлученные влюбленные + смерть в один день» популярна в литературе и кинематографе. Но, к сожалению, она совсем не православная. Русский поэт Василий Жуковский в балладе Рыцарь Тогенбург описал жизнь и чувств монаха, который ушел в монастырь, будучи не в силах перенести расставание с возлюбленной. Позднее сюжет этой баллады из средневековой Европы в современную Россию перенес автор этой статьи, Колян Платков, в своей романтичной пародии о любви программиста и церковной певчей «Девица Платочковица.». Это было первое употребление термина «платочковица» т.е.
носящая платок из религиозных убеждений.
И в убогой келье скрылся
Близ долины той,
Где меж темных лип светился
Монастырь святой:
Там — сияло ль утро ясно,
Вечер ли темнел —
В ожиданье, с мукой страстной,
Он один сидел.
И душе его унылой
Счастье там одно:
Дожидаться, чтоб у милой
Стукнуло окно,
Чтоб прекрасная явилась,
Чтоб от вышины
В тихий дол лицом склонилась,
Ангел тишины.
И дождавшися, на ложе
Простирался он;
И надежда: завтра то же!
Услаждала сон.

Ни чего общего с православной аскетикой! Человек явно в прелести. Но, к сожалению, у обывателя именно такое представление о жизни супругов, разлученных по разным монастырям. Возможно, кому-то так и представляется жизнь Петра и Февронии после принятия монашества.

Рис. 6. Е. Штанко. Иллюстрация к балладе В.Жуковского Рыцарь Тогенбург.
 
В повести о Петре и Февронии говорится о том, что когда схимник Давид почувствовал приближение смерти – он попросил оповестить об этом схимницу Евфросинию, которая в это время спокойно вышивала. С точки зрения романтика она должна была бы себя заколоть насмерть от горя тем острым, что было у нее в руках. Но, осознавая важность своей работы (о том, что за важная работа у нее – скажем позже) Евфросиния просит подождать. Что это значит? Христианские святые своей молитвой могли приблизить или отодвинуть время своей смерти! Из повести о Петре и Февронии мы видим, что своими молитвами Петр дважды отодвигал время своей смерти, а Феврония единожды приблизила свою смерть.
В каких случаях такая молитва бывает услышана Богом? Только, если цель благая. Т.е. или покаяние или совершение чего-то важного в глазах Божьих. Но может ли вышивание быть таким важным в глазах Божьих???
 
О рукоделии.

Что монахи, а особенно монахини занимались рукоделием – это общеизвестно. Как правило светские люди, не понимающие смысла в поста, молитвы, изучения священного писания, церковных таинств полагают что именно монастырские промыслы имеют некую сакральную силу. На современных православных ярмарках даже появились целые брэнды: «монастырский», «сделано в монастыре», «сделано с молитвой». Некоторые творческие люди сводят духовность к искусству, типа Феврония вышивала чтобы что то оставить после себя. Как будто вышитый лоскуток более важен чем несколько лет хорошей руководящей работы на ответственной должности «первой леди» государства.
Рассмотрим некоторые заблуждения по поводу Февроньевской вышивки.
 
Высокое искусство
Атеисты, как правило, обожествляют искусство, поэтому из рукоделия Февронии делают выводы что искусство сильнее смерти. Феврония много занималась рукоделием и последняя ее работа это кульминация всего-всего-всего. Однако кто хоть немного знаком с христианством тот понимает, что монастырская жизнь это нечто иное чем художественная мастерская. Тем не менее есть и другие заблуждения, чисто церковные.
Послушание – важнее молитвы.
В данном случае послушание – важнее смерти. Изначально в аскетической литературе имеется в виду послушание Христу. Послушание духовнику ценно только потому, что духовник послушен Христу. В случае с Февронией было бы явное противоречие: Христос зовет к себе, а монахиня говорит «подожди, мне игуменя сказала довышивать» Кроме того, Феврония была не просто экс-княгиней, но и мать действующего правителя государства! В Муроме княжил ее старший сын Юрий. Это кто же такую на послушание погонит? Да ей любая монахиня за честь сочтет довышивать ею начатое!

Молитвы за работой?
Что за рукоделием монахи молились – это известный факт. Но опять же, когда приходит ангел смерти и говорит «пора тебе молитву на исхождение души от тела читать», а монахиня говорит: не могу, мне еще 150 Иисусовых молитв должна вычитать, иначе устав нарушу. Опять же что-то не так!
Может быть время на покаяние?
Так вроде не в пустыне живут, чтобы из ближайшего храма доставить священника, который бы исповедовал. Так почему же Феврония так серьезно занималась рукоделием в последние часы жизни?

Милостыня за упокой сына!
Ответ на этот вопрос дает летопись.

Умре сын Давидов Муромского, месяца апреля, святыя неделя праздная.

У Петра и Февронии как раз на Светлой Седмице умер сын. Надо бы за него почитать псалтырь или иные заупокойные молитвы? Но на Светлой Седмице до Радоницы (вторник после первого послепасхального воскресения) заупокойные молитвы не читаются, даже свечи заупокой не ставят. Ибо Пасха – это когда все живы. Что делать? И Мудрая Феврония находит интересное и правильное решение.

рис. 7. Предметы участвующие в Евхаристии: 1. Потир-чаша. 2. Дискос. 3. Звездица. 4. Малые покровцы. 5. Большой покровец-воздух. Феврония вышивала предмет №5.

Для умерших на Пасху существует специальный чин пасхальный отпевания. Но кроме заупокойных келейных молитв и чтения псалтыря заупокой души принято творить милостыню. Милостыня – это вовсе не давать деньги профессиональным попрошайкам в обмен на кривое крестное знамение. Милостыня – это любая благотворительность, любая помощь ближнему. Следовательно Феврония делает благое дело – вышивает воздух (т.е. покров на евхаристическую чашу – богослужебный предмет) Что характерно, это не заказ для кафедрального собора, а довольно простая работа, ибо Феврония почти полностью закончила его меньше чем за неделю. Таким образом Феврония не выполняла повседневную работу (что недолжно делать на Пасху), не занималась искусством ради искусства, а спокойно творила милостыню за упокой своего усопшего сына. Думаю такое действо было Богоугодно, поэтому и Бог откликается на молитвы Давида и Евфросинии и дарует им еще некоторое время земной жизни.
Но почему Давид умер, когда Феврония еще не окончила работу?
Скорее всего Богу было угодно, чтобы вышитый Февронией воздУх остался незаконченным в память об этой истории Петра и Февронии. Ведь богоугодный поступок ценен не сам по себе, а еще и как добрый пример.
В заключении я хочу изложить свое видение последних дней жизни святых Петра и Февронии Муромских.

Что не написано, но подразумевается в повести о Петре и Февронии (частное мнение автора статьи)
 
Петру и Февронии было открыто от Бога что они умрут в один день и час и будут погребены вместе. Поэтому Петр и Феврония приготовили для себя большой двухместный гроб с тонкой перегородкой. Было ли это до принятия ими монашества или после – не известно, вполне возможно, что до принятия монашества, в этом случае такое захоронение ни кого бы не смутило. Совместное погребение князя и княгини в родовой усыпальнице на Руси было распространенным явлением, даже если перед смертью князь и княгиня приняли монашество. Но так как умирали они в разное время то такие совместные погребения ни кого не смущало. Петр и Феврония приняли монашество с именем Давид и Евфросиния. Однако вполне возможно, что Давид было светское имя, а Петр – монашеское. В монастыре Петр и Феврония усердно подвизались в христианских добродетелях и оба были пострижены в схиму. Живя в монастыре Петр и Феврония имели возможность общаться друг с другом, если не лично то через письма или через посыльных. У Петра и Февронии было как минимум трое детей: старший Юрий, младший Святослав и дочь Евдокия. Княжил в Муроме Юрий, следовательно в монастыре Петр и Феврония не подвергались каким либо притеснениям (как бывало если бы сменилась правящая династия или если бы возник семейный конфликт). Младший сын Петра и Февронии умер на Светлой Седмице 1228 года. Так как на Светлой Седмице не читаются заупокойные молитвы то Феврония начала вышивать покров для евхаристической чаши (воздух) – как милостыню за упокой души. Скорее всего это был очень простой, не «навороченный» предмет, так как весь смысл заупокойной милостыни чтобы он скорее начал бы использоваться во-первых и во-вторых после Радоницы можно было молиться заупокойными молитвами. В это время Феврония узнает что ее муж умирает. Помня от откровении что они умрут в один день, Феврония просит Петра молиться о продлении жизни с целью завершить начатую работу. Заупокойная милостыня которую творила Феврония была угодна перед Богом, поэтому Давид прожил несколько дольше, однако умер, когда Евфросиния еще не окончила работу. Приняв это как знак свыше, Феврония заворачивает нить, т.е. фиксирует незаконченую работу и умирает. Так как она только что занималась рукоделием, а самоубийство ни как не могло иметь место в жизни схимницы, то, очевидно, что кончина Февронии приближается по ее молитве.

 
Рис. 8. Святые Петр и Феврония Муромские. Современная рукописная икона.
 
Вот что по моему происходило в последние дни жизни святых Петра и Февронии. Обратите внимание, здесь нет ни каких научных данных, просто мой личный анализ поведения праведных супругов принявших монашество? Почему об этом не написал автор Повести о Петре и Февронии – священник и монах Ермолай Еразм? Думаю, потому он не писал о том, что было очевидно для людей того времени.
В самом деле: не было Шекспира, не было Василия Жуковского и иных писателей романтиков. Люди женились и выходили замуж самостоятельно - не надо было пиарить семейные ценности в молодежной среде тем более таким странным способом, как введение всероссийского дня любви, семьи и верности.

Христос Воскресе!
Святые Петр и Феврония, молите Бога о нас!
 
Колян Платков
Апрель 2012г.



Источник

: http://petrofevro.ucoz.ru