Противостояние между славянами наблюдалось с того времени, как первые упоминание о единых предках антах и венедах появились в летописях. Можно, конечно, говорить и о более раннем периоде – индоевропейских корнях славян, однако для понимания проблемы извечной внутриславянской конкуренции не обязательно углубляться слишком далеко.
Одним из зерен раздора между различными славянскими народами можно назвать религию. Религиозный выбор, сделанный одним народом, не был поддержан народом другим. Или, если говорить современными терминами: лобби одной религии на начальном этапе было больше направлено в сторону одного народа и в меньше степени – в сторону народа другого. При этом любой славянский лидер старался извлечь максимум пользы, заручившись поддержкой представителей других этносов и конфессий. В принципе, сегодня идут совершенно аналогичные процессы, когда уже государственные лидеры не обращают особого внимания на кровные узы народов, а приводят в действие политическую машину, в большей степени направленную на материальное благополучие властных элит.
Одним из поворотных событий в жизни славян стало принятие христианства. Нельзя говорить, что до этого момента славяне жили, как принято говорить, душа в душу, но именно католическо-православный раскол стал началом тотального противостояния отдельных славянских этнических групп. Однако что же стало импульсом к тому, что западные славяне решили склонить головы перед римско-католической церковью, а славяне восточные – перед византийским крылом христианства? На этот счет у разных историков существуют различные взгляды. Из них можно выделить две основных причины.
Первая причина кроется в том, что, по большому счету, славяне на тот момент не ощущали себя единым культурным миром. Хотя и звучит это суждение несколько пугающе, но оно является достаточно объективным. Висляне и поляне вряд ли адекватно восприняли бы информацию о том, что лютичи или дреговичи – это их не такие уж и дальние родственники. Каждый славянский народ защищал свои собственные интересы, поэтому говорить о том, что славяне раскололись в 10-м веке с принятием различных ветвей христианства, не приходится.
Вторая причина – сами-то идейные ветви христианства на момент «раскола» славян еще нельзя было назвать оформившимися, поэтому вряд ли стоит говорить о том, что польский князь Мешко I или русский князь Владимир сознательно принимали католицизм и православие, веруя в религиозные догматы одной из христианских ветвей. Крещения Руси и Польши, предпринятые князьями, это вариант получения своеобразной политической и экономической безопасности от более мощных на тот момент государственных образований. Тот же Мешко I решил обратить поляков (полян и вислян) в «латинскую» веру, чтобы усилить свое влияние на всю тогдашнюю Польшу, а также обезопасить свои земли от претензий Священной Римской Империи.
В то же время крещенная Владимиром Русь укрепила свои связи с Византией, хотя до этого между государствами наблюдалось явное противостояние. Принятие христианства византийского направления на Руси переместило ориентиры внешней политики на Юг и Восток, позволило укрепить институт властвования посредством византийских религиозных идей.
Появились два славянский полюса, которые постепенно начали предъявлять претензии уже друг другу. За спиной западных славян виднелся институт Папства и феодальная Европа, за спиной славян южных и восточных – Константинополь, который в середине 15-го столетия был взят турками. Кстати, в 1459 году Папа Пий II решил созвать собор в городе Мантуя с целью направить силы на освобождение Константинополя и даже на обращение в христианство завоевавших Византию турок… Однако тогдашние военачальники решили проигнорировать призывы Папы, впервые в истории столь однозначно подчеркнув, что раскол в христианской вере действительно имеет место быть, и что помощь восточным христианам оказана не будет.
В связи с этим и на славянской почве произошел серьезный сдвиг в сторону усиления противостояния между народами. Католический славянский Запад и православный славянский Юг и Восток, по сути, официально оказались по разные стороны религиозного и идеологического барьера.
Смутное время на Руси стало своеобразным апогеем противостояния между западными и восточными славянами, первые из которых уже грезили о том, чтобы перенести свою власть на территории восточнее Днепра и Десны. Знаменитая эпопея начала XVII с чередой Лжедмитриев на Руси – яркое подтверждение того, что славянскую общность, к сожалению, изначально можно считать не более чем красивым мифом. Когда на первый план выходят власть и огромные ресурсы, от человеческих до финансовых, то любая культурная общность просто размывается в мутном потоке борьбы за экономические преференции и нити управления народами.
Дальнейшие взаимоотношения славянских народов говорят о том, что тезисы о славянском братстве вспоминались лишь тогда, когда один славянский народ в силу сложившихся обстоятельств был вынужден обращаться за помощью к другому народу. При этом сразу же вспоминались и общие предки, и общность языков, забывались религиозные предпочтения и исторические недомолвки, но как только жизнь налаживалась, все снова приходило на круги своя. Вновь на первый план выходили ценности, которые далеки от культурных и нравственных, от единства исторических корней, и даже от здравого смысла.
Получается, что славянское единство, о котором мы нередко говорим, это ни что иное как наша несостоявшаяся мечта, которая чуть было ни воплотилась в жизнь в середине 20-го столетия. По всей видимости, именно период с 1945 по 1968 можно считать одним из тех, когда славяне хотя бы на документальном уровне превратились в большую общность. Однако огонь пражской весны снова превратил славянский концепт в призрака, который гулял по Европе вплоть до конца 80-х, а потом развеялся окончательно. Это доказывает, что помимо собственного нежелания наших народов к единению, в мире достаточно других сил, которым абсолютно не выгодно, чтобы 350-миллионный этнос превратился в единое целое и стал серьезной культурной и политической силой, способной влиять на мировую геополитику. Ярким примером славянского единения, обреченного на мытарства, можно назвать Югославию – страну, которая стала примером того, как сложно ужиться нам – славянам - в одной, пусть даже и просторной «квартире». Распад Югославии, который продолжается и сегодня – это очередная страница кровавой истории славянских народов.
Если говорить о большой славянской идее сегодня, то между народами Восточной Европы накопилось слишком много противоречий, чтобы говорить о славянском единстве. В современном мире никому не выгодно, чтобы славяне жили в согласии, так как это может ударить по государственным интересам, как в Европе, так и на других континентах. Политика «разделяй и властвуй», к сожалению, стоит в этом вопросе гораздо выше темы общей крови и истории.
Комментарии
есть русские и те кто с ними, остальные как хотят.
Все сделали свой выбор.
На выборах был последний раз в 1991 году по глупости.
"..Дальнейшие взаимоотношения славянских народов говорят о том, что тезисы о славянском братстве вспоминались лишь тогда, когда один славянский народ в силу сложившихся обстоятельств был вынужден обращаться за помощью к другому народу. При этом сразу же вспоминались и общие предки, и общность языков, забывались религиозные предпочтения и исторические недомолвки, но как только жизнь налаживалась, все снова приходило на круги своя. Вновь на первый план выходили ценности, которые далеки от культурных и нравственных, от единства исторических корней, и даже от здравого смысла...."
Товарищи! Соотечественники и соотечественницы!
Наступил великий день победы над Германией. Фашистская Германия, поставленная на колени Красной Армией и войсками наших союзников, признала себя побеждённой и объявила безоговорочную капитуляцию.
7 мая был подписан в городе Реймсе предварительный протокол капитуляции. 8 мая представители немецкого главнокомандования в присутствии представителей Верховного Командования союзных войск и Верховного Главнокомандования советских войск подписали в Берлине окончательный акт капитуляции, исполнение которого началось с 24 часов 8 мая.
Зная волчью повадку немецких заправил, считающих договора и соглашения пустой бумажкой, мы не имеем основания верить им на слово. Однако сегодня с утра немецкие войска во исполнение акта капитуляции стали в массовом порядке складывать оружие и сдаваться в плен нашим войскам. Это уже не пустая бумажка. Это - действительная капитуляция вооружённых сил Германии. Правда, одна группа немецких войск в районе Чехословакии всё ещё уклоняется от капитуляции. Но я надеюсь, что Красной Армии удастся привести её в чувство.
Великие жертвы, принесённые нами во имя свободы и независимости нашей Родины, неисчислимые лишения и страдания, пережитые нашим народом в ходе войны, напряжённый труд в тылу и на фронте, отданный на алтарь отечества, - не прошли даром и увенчались полной победой над врагом. Вековая борьба славянских народов за своё существование и свою независимость окончилась победой над немецкими захватчиками и немецкой тиранией.
Отныне над Европой будет развеваться великое знамя свободы народов и мира между народами.
"Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост.
Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, РУССКОГО народа.
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.
У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941-42 гг., когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство,
Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.
Но русский народ на это не пошел, русский народ не пошёл на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы все-таки с событиями справимся.
Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!
За здоровье русского народа!"
Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!
За здоровье русского народа!"И.Сталин.
Мы, русские, выиграли эту войну и у ПОБЕДЫ нет цены.
На вершине останется один!
И все будут под нами!
*****
Основой мироощущения ВСЕХ словян является даже не религия а ЯЗЫК.
Например во всех словянских языках слова СВОБОДА, ПРАВДА, ВЕДА, ВОДА, СТАРЫЙ - произносятся и понимаются одинаково.
Наоборот, освобождение всего славянства от коммунистического тоталитаризма и открыло возможности для нового единства. На основе либеральной модели экономики и политики