Просветитель.

На модерации Отложенный

Кара-Мурза в свое время сделал великое дело своими книжками "Советская цивилизация" и "Манипуляция сознанием". Тогда, десять лет назад он вдохнул жизнь, дал новый толчок направлению общественной мысли, стоящему в стороне от магистральной линии либерализма и державного патриотизма. Он предложил переосмыслить советский опыт, начать собирание его, заняться анализом его побед и поражений. Для себя, для будущего.

 

 

Однако, уже тогда в общем направлении его рассуждений я слышал нотку, едва заметную, но постоянную и навязчивую, которая не позволяла мне целиком подпасть под его чары. А чары были могущественны: такой массив информации, такой жизненный опыт, такие тонкие наблюдения, такая  аргументация.
И вот ныне, в момент его падения, когда и опыт, и аргументация начали осыпаться, единственное что у него осталось, и что, собственно, говоря определило его падение, - это та самая еле слышная тогда нотка.
С.Г. Кара-Мурза - просветитель. Это не просто нравственная позиция, призвание, это к сожалению, образ мыслей, который возможно и мог бы быть достоинством в более раннюю эпоху, но ныне превращается скорее в недостаток. Именно позицией просветительства может быть объяснено его странное положение сегодня, когда он с каждым днем все более и более превращается в идеологическую подпорку власти. Просветитель не может не верить в просвещенный абсолютизм, не может верить в эволюционность развития, в то, что все будет хорошо, надо только всем все объяснить , все продумать и все разъяснить. Чтобы быть революционером надо быть уже скорее романтиком.
Печать просветительства лежит на всех работах Кара-Мурзы: манипуляцией сознания он занялся лишь из желания очистить поле для спокойной работы разума, советской цивилизацией для того, чтобы разобрать ее, посмотреть как она была собрана и, затем, так же спокойно собрать новое и более разумное, практичное.


Кара-Мурза постоянно говорит о нехватке образности, о голоде на образе и в этом также читается чистой воды рационализм и просветительство. Сам он никогда не горел, не знал безумия мечты, страсти. Он очень беден эстетически, ему самому недостатет страстности и полетности. Эта бесстрастность отдает сухостью и это недостаток даже для мыслителя. Впрочем, мыслитель слишком сильно сказано о нем. Нигде, как мне кажется так не слаб Кара-Мурза как в области сильных логических построений. Он ближе даже не к Вольтеру, а к каким-нибудь Ламетри и Гельвецию, что уж тут говорить о Марксе и Гегеле. Как я и сказал выше, масса информации, масса тонких замечаний - и бледный вывод в виде того, что надо думать и просвещать, готовиться и готовиться к лучшим временам.
Кто ж спорит, думать и готовиться надо, но сами по себе новые времена от просвещения не наступят. Нужен переход от размышлений к деятельности, от интеллекта к воле, от мысли к поступку. Кара-Мурза никогда его не совершит, и его критика знаменитой формулы "Бытие определяет сознание" - выражение страха мыслителя перед реальностью. Страх этот является далеко идущим по своим последствиям. Это страх мыслителя, просветителя, которому хорошо в его уютной рациональной вселенной в дали от иррациональной реальности. И этот страх вполне может трансформироваться в желание подменить буйство жизни своими рациональными конструкциями, своими отвлеченными сконструированными образами.
Просветительский, рационалистический перфекционизм это не только хорошее средство для того, чтобы никогда не начать деятельность, но и для того, чтоб построить ее на отвлеченных от всего богатства жизни определениях. К этому все более и более склоняется Кара-Мурза в своих последних высказываниях. 
Поэтому, тот, кто хочет что-то изменить и сделать, должен без всякого сомнения сомнения откинуть все это просветительство и рационализм, присущий Кара-Мурзе. Иначе он никогда ничего не сделает так как надо, как этого требует бытие, а не сознание.