Под дырявым парусом свободного рынка.

На модерации Отложенный

Отдав 16 лет Гражданской авиации и облетев весь мир, никак не могу привыкнуть к либеральной манере, вбрасывать нелепые тезисы начисто лишенные внятных аргументов. Если бы в моем экипаже вдруг появился член, который без конца придумывал небылицы, я был бы вынужден такого члена из экипажа удалить. Но поразительным образом, в «экипаже» нашего премьера и президента, особенно президента, подобных членов большинство и все они несут такую околесицу, что перестаешь удивляться проблемам на ровном месте.

      У России, так уж сложилось, никогда не было друзей. Ни при царях, ни при тиранах, ни при президентах. Сказать, что мы не хотели их иметь, было бы неправильным. Мы очень старались, строили, внедряли, обучали, давали в долг без нужды возвращать, просто кормили, защищали, но так и не нажили отношений, даже на уровне, какие бывают у зятя и тещи. Отсутствие друзей резко сужает возможности нашей экономики. И такая ситуация вынуждает нас создавать такую модель экономики, которая позволила бы нам существовать в этих ограничениях. В какой-то степени нам ужасно повезло, в результате банального заговора нашей стране удалось удивительным образом попасть сразу в будущее. Но к этому будущему мы оказались не готовы, поэтому видимо растерялись и наделали, столько ошибок, что за некоторые из них нам стыдно до сих пор. И, тем не менее, в большинстве из нас, а последние выборы показали это со всей очевидностью, еще живет искорка того удивительного времени, и как бы ни старались наши компрадорские «члены» экипажа, память о той жизни ни стереть.

     Меня жутко раздражает некомпетентность всевозможных профессоров от экономики, которые пытаются убедить наше правительство, что плановая экономика была менее эффективной, чем экономика свободного рынка. Сам я не экономист, но в силу образования и профессии считать и анализировать умею. Я, например, вижу по статистическим данным, что свободный рынок в России лишь в очень узком сегменте сырьевого продукта позволил нам достичь показателей «неэффективной» плановой экономики, уровня 1989 года. В остальных секторах, составляющих 90% хозяйства, свободный рынок безнадежно отстает. Если сравнивать монетарные показатели, то эффективность отдачи на единицу вложенного капитала, плановая экономика имела на порядок выше капиталистической, даже американской. Вы себе можете представить, чтобы рыночная экономика России выпускала по 100 тяжелых самолетов в месяц? Пока за весь год десять штук и то средних. А в СССР это был банальный плановый показатель. Каждые три года наш авиаотряд получал несколько новых лайнеров. Сегодня в современной России об этом можно и не мечтать. И что самое обидное, что и через двадцать лет, при сохранении свободного рынка, ситуация кардинально не изменится.

    Самый избитый аргумент рыночников – ширпотреб. В СССР он действительно был низкого качества. Так извините, мы все производили сами, а не привозили со всего мира, как Америка. Что бы это понимать, надо понимать, что массовое производство товаров широкого потребления возможно только в рамках, когда вся цепочка производства располагает необходимой мощью отраслевых структур – добывающих, перерабатывающих, приборостроительных, станкостроительных и т.д. Ни Америка, ни Германия, ни тем более Япония, никогда не имели замкнутых  производственных цепочек, даже в рамках одного отраслевого продукта. Для получения конечного продукта использовалась огромная сеть узкоспециализированных предприятий расположенных в десятках стран. Подобное разделение труда в мире капитализма создавало весьма эффективный технологический механизм, при котором отдельная страна, при наличии достаточного финансирования, в отдельных отраслях достигала наивысших результатов, причем, учитывая масштаб, по достаточно низкой цене. Отрицательной стороной такого разделения труда была высокая зависимость от внешних рынков и резкое сокращение производственной номенклатуры товаров, включая и стратегические продукты. Япония, к примеру, так и не смогла создать авиационной промышленности и многое чего делать до сих пор не умеет. И теперь сравните с СССР, который по подавляющему ассортименту производимой продукции имел 100% внутреннюю технологическую цепочку от добычи сырья до готовой продукции.

На этих условиях, в СССР производилось 85% от всего, что производилось в мире! (Для сравнения, в современной России не более 2%) И ко всему этому, прибавьте интенсивное строительство городов, дорог, энергетической инфраструктуры, десятки научных центров. И все это в рамках одной страны, а не целого мира, как у американцев. Будь в СССР капитализм, ничего подобного нам достигнуть бы не удалось. Только плановая экономика в состоянии удерживать такой уровень расходов, причем сбалансированных доходами. Самая мощная экономика капитализма – США имеет долговое плечо в 50 триллионов долларов! И думаю не только я понимаю, что эти долги Америка отдавать не собирается. И именно потому, что у нас сегодня капитализм мы находимся в такой заднице. По советам либерального лобби, мы развалили свой промышленный потенциал и уничтожили предпосылки к переходу на новый технологический уклад, который давал бы стабильный прирост экономики. Ведь в СССР никогда не было рецессии, а темпы роста экономики достигали сумасшедших 25%! И лишь, когда мы стали вставлять в плановую экономику элементы свободного рынка, мы получили горбачевский социализм тотального дефицита, которым нас попрекают либералы. А друзей у нас как не было, так и нет, несмотря на рьяный экономический садомозохизм. Сколько бы наш президент не восхищался «айфонами» своими для Запада мы так и не стали. Как нет нам доступа к мировому рынку разделения труда. Мы, без конца, декларируем, что стали частью мирового рынка, но это глупейшее заблуждение, нам лишь со снисхождением позволяют продавать нефть и газ. Навалив на себя ярмо свободного рынка, который не может быть эффективным без рынка технологий, мы ползем со скоростью черепахи, вынужденные отдавать свои ресурсы в обмен на сникерсы и тампаксы.

     Государство слишком сложный институт, управление которым требует серьезных интеллектуальных ресурсов, а потому избирать его руководителем человека, который улыбается и красиво говорит, значит иметь стабильно некомпетентную систему управления. В этих условиях демократические выборы это всегда избрание некомпетентного человека, причем на любом уровне. Система государственного управления, сложившаяся в современной России по принципу «преданных людей», ведет к деградации управляющей функции. На это одновременно накладывается выбор либеральной модели экономики, от которой мир постепенно отходит, так как в рамках VІ-го технологического уклада эта модель эффективно работать не может.

     Будучи человеком с техническим образованием, понимающим проблемы комплексного управления сложным техническим объектом (в моем случае самолетом), я отчетливо вижу, что развитие любой системы лежит через науку и прикладные исследования. Чем сложнее система, тем значительней затраты на указанные элементы механизма движения вперед. При этом размер напрямую определяет и результат, а потому в варианте России наше развитие лежит исключительно через накопление промышленного потенциала с интенсивным развитием научного базиса. В рамках либеральной модели, где существуют искусственные ограничения в финансировании экономики, а деньги превращены в самоцель, где строительство одного детского садика превращается в проблему вселенского масштаба, рассчитывать на активное развитие нашего государства не приходится. Об этом свидетельствуют все двадцать лет либерализма. Дурацкие разговоры о «сырьевой зависимости», лишь отвлекают от истинного понимания движущих сил развития и причин нашего отставания. Весь этот набор либеральных фетишей в виде конкуренции, свободного рынка, частной собственности и т.д. словно туман скрывающий дорогу. Мы объективно находимся в ситуации, когда не можем развиваться «как все» в виду того, что не участвуем в мировом разделении труда на уровне промышленных технологий, и впускать нас в этот круг никто не собирается. Единственное, что нам всегда будут позволять это держать деньги в активах западных банков и покупать государственные облигации США. Но это всегда будет работать против нас. А потому единственно возможное решение проблемы активного развития страны - это переход на централизованное управление всем экономическим комплексом, включая и частые предприятия. Любое затягивание такого перехода играет против России.