Раздвоение сознания

На модерации Отложенный

     В Европе жуткий бардак, Грецию разве, что взашей не гонят из еврозоны, на что она почти соглашается, но предупреждает о последствиях. Германия, в чьи карманы залезли уже со всех сторон, истерично взывает к экономическому порядку, наивно полагая, что порядок спасет ее от ограбления. И хотя причины проблем ясны, никто не решается взять в руки хирургические инструменты и исправить ситуацию, ведь во время операции ноги придется отрезать и у хирурга.

       Россия в это время снова демонстрирует чудеса оптимизма, как в памятном 2008 году, хотя сказать, что ситуация улучшилась невозможно, все по-прежнему плохо и в перспективе обещает перерасти в еще большее плохо (разве, что если хирургу все-таки отрежут конечности). Удивительным образом страна наша опять на пороге выбора, который когда-то стоял перед еще молодым Брежневым. Тогда, вспомнив наказ Ломоносова, что «могущество российское прирастать будет Сибирью» было принято решение о начале освоения Сибири. До сих пор тот шаг не нашел должной оценки, а ведь за 25 лет с 1960 по 1985 в Советском Союзе было построено более 500 городов! Представьте хотя бы на минуту объем расходов на эти мероприятия! И цель у этих чудовищных затрат была вовсе не создание сырьевой державы, как пишут сегодня «горе эксперты» из либеральной ВШЭ, а в создании собственной сырьевой базы достаточной для обеспечения собственной промышленности. А в чем собственно был выбор? А в том, что мы либо добываем нефть и обеспечиваем сырьем собственную промышленность, либо инвестируем в технологии, при этом совместить оба процесса невозможно, причем ни для кого в мире. СССР все-таки попытался совместить и результат известен. Так вот этот выбор вновь актуален и для современной России, а учитывая, что Россия лишь бледная тень СССР, последствия такого выбора могут быть еще более драматическими.

     Разобранная покореженная либералами страна, во многом потеряла потенциал покрывать огромные издержки, которые ложатся на бюджет страны. При таком объеме страны с городами и дорогами требуются совершенно немыслимые деньги на простое поддержание штанов, а ведь требуется и движение вперед. В условиях долговой экономики капитализма любые затраты растут по экспоненте, причем предсказать каково будет приращение расходов не может никто. В результате даже строительство детского садика по фактическим расходам всегда превышает первоначальную смету. К примеру, на наш пафосный Суперджет потрачено уже в три раза больше от запланированного, при этом каждый год убытки по проекту увеличиваются на 4 миллиарда рублей! Про олимпиаду и говорить не хочется, а что происходит в масштабах страны? Но, когда я слушаю наших министров, я понимаю, что они не представляют масштабов и последствий принимаемых решений, потому как не понимают сути глобальных экономических механизмов.

     Почему США является технологическим лидером? Потому как после войны имели возможность вкладываться именно в технологии без необходимости вкладывать в создание сырьевой базы.

К примеру, только в период с 1956 по 1978 годы американцы вложили в разработку технологий 1 триллион долларов! Углубляющееся мировое разделение труда вкупе с наличием печатного станка позволило США стать мировым бенефициаром глобальной экономики. Америка ключевой держатель всех мировых акций, что позволяет ей вкладываться именно в науку и передовые технологии, и это стало возможным только потому, что весь остальной мир строит у себя заводы и копает полезные ископаемые, которые за нарезанную бумагу отдает США. СССР подобной возможности и рядом не имел, и потому так упирался с развитием СЭВ. Будучи не включенным в мировую систему разделения труда, СССР производил 85% товарной номенклатуры, развивая при этом и сырьевую базу. Ни одна страна в мире не могла себе это позволить. При этом мы имели и постоянно растущие расходы на науку, что позволило по многим очень важным отраслям химия, космос, атомная наука, полупроводниковые лазеры, авиация и др. быть впереди планеты всей. Но именно активное освоение Сибири со строительством огромного количества городов, (а ведь были еще и деревни и огромный АПК), било по социально-экономическим параметрам. Ведь кроме прямых издержек построенный город тут же начинал давать и косвенные издержки. Сегодня вы нигде не встретите серьезной аналитики выраженной в цифрах, что все это стоило для нашего государства. Словно все это возникло само по себе из воздуха и почти ничего ни стоило. На эти деньги можно было много чего позволить себе, включая и технологии, но СССР не Запад и ставил задачи совершенно другого порядка. И если бы тупицы и негодяи не развалили страну, возникшие перекосы постепенно были бы устранены. Вкупе с построенной сырьевой базой и промышленностью, советская наука позволила бы создать необходимый материальный базис, и жили бы мы сегодня не в пример лучше. Но случилось то, что случилось и Россия снова стоит перед выбором торговать сырьем, теперь уже для чужих, или развивать инновации. Совместить все это в рамках капитализма невозможно и это как раз не понимают наши горе правители, вместе с либеральными «экономиксистами», как метко назвал их М. Хазин. Крики об инновационной экономике, так и остаются криками. Те робкие шаги, которые предпринимаются правительством, кардинально проблему не решат, потому, как в подобном варианте проблема не имеет решения. Вхождение же в мировое разделение труда пока остается на уровне продажи ресурсов и закупки устаревшего оборудования и транспортных средств. На развитие собственных технологий денег выделяется недостаточно, а ждать пожертвований от частного капитала не приходится, весь денежный бомонд - это люди способные исключительно делить и стричь купоны с халявы. Есть вариант воссоздание необходимого экономического пространства с размером рынка в 500 миллионов потребителей, но успехи на этом поприще пока скромны.

     Если нас принципиально не устраивал социалистический государственный капитализм (хотя теперь понятно, что он был эффективен на порядок), то весь наш выбор заключается в построении государственного капитализма с частной собственностью. Результат будет так сяк, но все лучше, чем греческий или испанский варианты.