Коррупция в России сменила имидж

На модерации Отложенный

Несмотря на то, что позиции нашей в страны в последнем "коррупционном" рейтинге, недавно опубликованном  Transparency International, улучшились, радоваться особо нечему. Скорее всего, причиной улучшения позиций России в рейтинге стало появление нетрадиционных видов коррупции, неверно трактуемых опрошенными экспертами.

Впрочем, и сами представители Transparency International, встречаясь с журналистами в четверг, указали: до реальных побед еще далеко, устойчивый  результат даст только неизбирательность и неизбежность применения антикоррупционных законов.

"Коррупционный" рейтинг стран основан на так называемом индексе восприятия коррупции в государственном секторе /ИВК/, рассчитываемом неправительственной организацией Transparency International .

В 2011 году наша страна оказалась на 143-ем месте из 183-х возможных с индексом 2,4 балла, в то время как в прошлом году Россия занимала 154-ое место с индексом 2,1 балла.   "Соседями" РФ по списку в 2011 году стали Азербайджан, Белоруссия, Коморские острова, Мавритания, Нигерия, Восточный Тимор, Того и Уганда.

Некоторый повод для оптимизма есть, но праздновать победу над коррупцией все равно рано. По словам генерального директора отделения TI в России Елены Панфиловой, страны, рейтинг которых составляет меньше 3 баллов, находятся в зоне очень высокой коррупции. Таким образом, нашей стране предстоит еще долгий путь к вершине рейтинга, где уже который год подряд располагаются Новая Зеландия, Дания, Финляндия, Швеция,  и Сингапур.  ИВК в этих странах выше отметки в 9 баллов, что свидетельствует о наименьшем уровне восприятия коррупции.

"Индекс восприятия коррупции  – это не индекс объема коррупционных связей, а, скорее, индекс ощущения,  – пояснила сегодня журналистам  Панфилова. – Позитивные изменения показателей нашей страны связаны, прежде всего, с  принятием комплекса антикоррупционного законодательства, что позволило заявить о готовности РФ присоединиться к Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством".

Не надо рассматривать полученный результат как повод считать, что дело сделано, и в дальнейшем борьба с коррупцией в стране пойдет сама собой, предупреждают эксперты TI.

"За последние несколько лет это наша первая попытка движения "вверх", – отмечает Панфилова. – Выросший показатель ИВК устанавливает планку, относительно которой в дальнейшем будет возможно оценивать реальные антикоррупционные успехи по применению антикоррупционного законодательства, принятого с 2008 по 2011 год. Борьба будет эффективной, только если все законы будут применяться согласно принципам неизбежности и неизбирательности".

В свою очередь, эксперт центра TI в России Юлий Нисневич полагает, что причиной улучшения позиций России в рейтинге является появление нетрадиционных видов коррупции, трактуемых опрошенными внешними экспертами неверно. "В странах, где уровень коррупции носит системный характер, происходит ее мутация, – пояснил он.  – Один из вариантов – коррупционное рейдерство, которое респонденты воспринимают в качестве явления из области экономических преступлений, а не собственно коррупции".

Последняя треть стран, включенных в ИВК-2011, во многом состоит из государств, где все более значительную роль стало играть  не добровольное взяточничество, а коррупционное вымогательство. В некоторых странах оно приобрело институциональные формы и даже полностью подменило систему государственного управления. Все это в полной мере относится и к России.

"При системной коррупции страны приходят в состояние "стационарного бандита", – поясняет Нисневич. – При этом уровень бытового взяточничества в таких государствах как правило, ниже. Можно привести такую аналогию: когда мафия пытается легализоваться, она давит уличную преступность".

 Самыми же коррумпированными странами в 2011 были признаны Сомали (1,0 балла) и Северная Корея (1,0 балла), которая была включена в рейтинг впервые.  Что касается стран СНГ, то чуть лучше, чем в России, Азербайджане и Белоруссии, дела обстоят в Молдавии (2,9 балла), Казахстане (2,7 балла) и Армении (2,6 балла). На одну позицию в списке TI от России отстают Украина и Таджикистан (по 2,3 балла). Киргизия занимает 164 строчку рейтинга с 2,1 балла, а Туркмении и Узбекистану пришлось поделить 177 строчку рейтинга, набрав по 1,6 балла.