Экология и национальная безопасность России.
Давайте поговорим об экологических проблемах России и их влиянии на здоровье населения. Речь идет об экологической политике, которая в России с 2000г прекратила свое существование, а ее проблемы и их решения переданы из рук профессионалов в руки чиновников, превратившись эту работу в такую же декоративную формальность, как демократия, правосудие, здравоохранение, выборы …
Если вы думаете, что, пропуская через свои легкие 10-12 куб. воздуха в сутки, вы дышите воздухом, то вы ошибаетесь. Вы вдыхаете коктейль из сотен наименований вредных веществ от 1 до 4 класса опасности, поступающих в атмосферу с выбросами промышленных предприятий и не свойственных чистому атмосферному воздуху.
По данным Минэкологии РФ от 1992г., полученным с помощью космических съемок, в зонах хронического загрязнения воздуха проживает 73% населения страны. А вот в экологически опасных зонах, где загрязнение воздуха превышает допустимые для здоровья населения санитарные нормы в десятки раз – 22%,. Причем, в некоторых регионах России, в частности – в Сибири, последний показатель достигает 57%. Такие города и территории экологи называли «горячими точками» страны. Теперь эта терминология применяется совсем для других ситуаций…
Пусть вас не смущает 20-ти летняя давность приведенной здесь информации, за истекший срок положение только ухудшилось: если в 1992г. таких горячих точек в РСФСР было 7-9, то сегодня их на теле России уже 37.
В 70-х годах ХХ века власть страны всерьез озаботилась экологическими проблемами, и была организована массовая оценка влияния на здоровье населения промышленных загрязнений. Эта работа проводилась с помощью программы АГИС-ЗДОРОВЬЕ, которая была создана совместными усилиями программистов, врачей и экологов, ведущих в стране круглосуточный системный мониторинг загрязнения природной среды. Врачи поликлиник и больниц, работавшие в те времена, должны это помнить, потому что ежемесячно готовили для этой программы табличный материал по медстатистике заболеваний.
Главная сложность была в том, что в разных городах страны работали разные виды промышленности, которые загрязняют природу разными вредными веществами. Эти разные химические вещества по разному влияют на организм человека: одни из них токсичны, другие – канцерогенны, третьи - мутагенны (изменение наследственности), четвертые -тератогенны (патология беременности, врожденные аномалии у потомства, младенческая смертность), и по разному и избирательно действуют на разные органы человека, вызывая те или иные виды заболеваний.
Но, когда, после 10 лет набора статистики, ее обработки и анализа, были получены результаты, от них у всех «волосы встали дыбом» – и у экологов, и у медиков, и – у властных структур, а для широкой публики они были опубликованы только в 1990году.
Структура заболеваемости и преждевременной смертности населения в разных городах показала четкую связь с характером действующей в них промышленности. Так, при средних показателях врожденных аномалий по РФ 2,1сл./тыс. чел, в тех городах, где в атмосферу поступали тератогенные вредные вещества, этот показатель достигал 8,0-16,0сл./тыс.чел, патология беременности и родов - 82,7-100,0 сл./тыс.чел, при среднем по России 47,8. При наличии канцерогенных веществ в выбросах предприятий, смертность от злокачественных образований в таких городах выше средних по РФ в 2-3 раза. Картина повторяется и по заболеваемости органов кровообращения, дыхания, пищеварения, репродуктивных и мочеполовых органов.
Одновременно была получена и общая оценка состояния здоровья населения, в частности, установлено, что только 23% детей дошкольного возраста полностью здоровы, а к 10 классу их становится 14%. (Сегодня полностью здоровыми признано только 10% старшеклассников)
Загрязнение примесями природной среды зависит от 3-х факторов: уровня экологичности технологии производства, уровня эффективности очистки отходящих газов и стоков в природную среду и экологической дисциплины на производстве. Первые 2 фактора требуют больших затрат, что удорожает производство и существенно сокращает прибыль, поэтому в начале 80-х годах был введен жесткий государственный контроль и в бюджете страны отдельной статьей выделялись средства на природоохранные меры. Весь контроль был сосредоточен в одном государственном органе – от мониторинга загрязнения природной среды до контроля качества промышленных выбросов и стоков, эффективности очистных сооружений, освоения средств на внедрение природоохранных мер. Контрольный орган в случае нарушений природоохранных законов был наделен правом применения санкции об останове предприятия, прекращения его финансирования через Промбанк, подать иск в Госарбитраж, не говоря уж о том, что виновных гендиректоров вызывали «на ковер» в Политбюро ЦК КПСС.
Хороший вклад внес в эти работы Б. Ельцин. При нем была разработана в Совете безопасности под руководством академика Яблокова «Концепция экологической безопасности России», в основу которой был заложен принцип паритета экономических и экологических интересов общества и отменен приоритет экономики. Своим указом Ельцин ввел плату предприятий за загрязнение природной среды и штрафы за превышение установленных норм.
Эти средства образовали экологический фонд, который финансировал реализацию природоохранения на предприятиях России. К концу 90-х годов размеры экофонда достигали 77руб./на душу населения, что составляло более 10 млрд. руб. К сожалению, эти деньги с приходом к власти Путина канули в неизвестность, а плата за загрязнение была уменьшена в десятки и сотни тыс. раз, превратившись в символические копейки.
С приходом к власти президента Путина трансформация экологической политики на этом не закончилась. «Концепция экологической безопасности» приказала долго жить, вероятно, перекочевав на гвоздик в туалете президента. И он с первых шагов сделал сразу 2 абсурдных с позиций здравого смысла действия, которые оказались очень полезны для увеличения доходности предприятий и их владельцев, но очень вредны для среды обитания человека и его здоровья:
- Расчленил стройную систему государственного контроля на 2 отдельных независимых ведомства: мониторинг загрязнения природной среды и контроль промышленных предприятий за качеством очистки промышленных отходов в природную среду.
- Объединил в одном ведомстве 2 несовместимых по характеру функции – использование природных ресурсов и охрану природной среды, назвав последнюю «сохранение экологии», чего нет ни в одном адекватно мыслящем государстве(?!).
Этими действиями достигнуто 2 цели:
1. Устранение профессионалов от проблемы, резкое сокращение программ мониторинга состояния природной среды путем усечения финансирования этих работ.
2. Передача прав контроля природоохранения на промышленных предприятиях в руки чиновников, озабоченных только экономической целесообразностью. Чиновникам легко принимать решения, не ведая, к каким негативным последствиям они приведут: к ухудшению здоровья населения, его будущего потомства, исчезновению многих видов флоры и фауны, возникновению новых видов микроорганизмов-индикаторов загрязнения, враждебных человеку, и изменения климата. Паритет экономики и экологии был похоронен.
Дело в том, что оснащение природоохранными установками (системы очистки отходящих газов и сточных вод) и их совершенствование, составляют значительную долю затрат всего производственного оборудования, а их эксплуатации, ремонт и реконструкции существенно снижают прибыль производства. На Западе и в США жесткие законы и неукоснительное их применение властью заставляют хозяев тратить на очистку от загрязнений не менее 3-5% бюджета в год, а не способные это делать, неизменно разоряются на штрафах, и предпочитают закрыть, или продать свое производство. В СССР на природоохранные меры промышленности ежегодно, отдельной строкой, в бюджете страны выделяясь 0,2-0,5%, при Ельцине, в условиях частной собственности на промышленные объекты, была введена система платы за загрязнение и штрафы за его превышение допустимых норм, которые поступали в экологический фонд. Теперь, при практически отсутствующем системном государственном контроле, никто никаких средств на эти цели не выделяет, ельцинский многомиллионный фонд загадочно исчез, а плата и штрафы за загрязнение из миллионов рублей превратилась в жалкие копейки.
При такой «экологической политике», а вернее – ее отсутствии, экологичность технологий производства в России остается крайне низкой и загрязнение природной среды происходит интенсивнее, чем в других странах мира, что можно увидеть на примере энергетики, работающей на твердом топливе в разных странах мира. Наши теплоэлектростанции (ТЭС), сжигающие уголь, выбрасывают в воздушный бассейн городов в 4-6 раз больше вредных примесей, чем в других странах (см. табл.)
Удельные выбросы в атмосферу от ТЭС при сжигании твердого топлива (кг/т.у.т.)*
(т.у.т – тонна условного топлива, к которой приведены все угли, имеющие разную калорийность)
Страна
|
Пыль
неорг.
|
Окислы
серы
|
Окислы
азота
|
Всего
|
РФ
|
3,70
|
6.4
|
2,4
|
12,5
|
США
|
0.09
|
1,8
|
1,2
|
3,10
|
Германия
|
0.08
|
2,1
|
0,5
|
2,65
|
Япония
|
0.17
|
1,0
|
0,7
|
1,94
|
Так называемая пыль неорганическая (мелкодисперсная зола) несет на себе адсорбированные из угля частицы металлов, содержащихся в нем, которые имеют 1-2 классы опасности и обладают всем набором вредного влияния на организм человека (Cd, V, Co, Hg, Pb, Ni, Mn, Sn и др.). Наша страна продает Европе экологически чистый энергоноситель, а в России по-прежнему используется на ТЭС – экологически вредное твердое топливо.
Политика власти в стране, основанная на погоне за накоплением средств в мошне, и их экономия на всех сферах жизни населения, включая его здоровье и природную среду России, приобрела патологические формы, угрожающие безопасности России. Если при Ельцине был сделан важный шаг по установлению паритета (равноправия) экономических и экологических интересов общества, ограничивающих аппетиты промышленности, то сегодня устранены все препятствия к приоритету только экономических интересов горстки собственников.
Сегодня в России практически нет полностью здоровых людей, и наряду с другими причинами социального характера, загрязнение природной среды является одной из главных причин этого, потому что в стране игнорируется Конституционное право граждан на здоровую среду обитания.
Комментарии