Так как же всё-таки жилось в СССР?

Когда я читаю такие статьи как «Моя мама рассказывает о жизни в СССР!», то всегда невольно задаюсь вопросом: что это – глупость, наивность или провокация?

Разве можно судить о жизни огромного государства по тому, как жилось одному-единственному человеку ни в каком-нибудь Мухозасранске, а в Киеве, столице процветавшей в СССР Украины?

А чтобы рассказали о жизни в СССР мои родители, дедушка, бабушка? Могли бы и они с таким восхищением описывать советскую действительность? Желаете послушать?

Начну с бабушки, матери отца, 1889 года рождения. Что она видела хорошего в своей жизни? Можно сказать, что ничего…

Гражданская война, коллективизация, голод 1932-33 годов, снова война, оккупация, очередной голод 1947 года, работа за трудодни в совхозе, из десяти рождённых ею детей, выжили только четверо. И как итог, пенсия в ДВАДЦАТЬ РУБЛЕЙ. Года за три или четыре до её смерти, пенсию повысили на ДВА РУБЛЯ ПЯТЬДЕСЯТ КОПЕЕК.

 Я до сих пор вспоминаю, как, получив от почтальона свою «кровные копейки» (я всегда расписывался за бабушку в ведомости, потому что она не умели ни читать, ни писать), она говорила одну и туже фразу: «Спасибо Брежневу за пенсию! Чтоб он издох!»

Догадайтесь сами, дорогие друзья, с одного раза о том, что думала она о жизни в советское время…

Или возьмём моего деда, по материнской линии, 1900 года рождения. Во время Гражданской войны трижды призывался в армию: кратковременно к красным, затем так же ненадолго к белым и третий раз на пять лет в Красную Армию. Воевал в Средней Азии с басмачами. Получил контузию, которая стала причиной полной потери зрения в 1943 году.

Через год после демобилизации по доносу был обвинён в антисоветской деятельности и получил семь лет тюрьмы.

Помимо этого, государственные бюрократы лишили его сына, погибшего на фронте, потому что в личном деле моего дяди имя деда было записано неправильно (подробнее читай здесь: «Родная кровь»).

Нужно Вам объяснять, как воспринимал советскую действительность мой дед? Вопрос, как говорится, риторический…

А что может рассказать о жизни в советские времена мой отец, 1933 года рождения? Если его жизнь и была лучше, чем у родителей, то не намного.

Рождённый в голодовку, всю свою жизнь он был болезненным человеком. В девять лет война и оккупация, с двенадцати начал свою трудовою деятельность в должности «водителя быков». В четырнадцать лет пережил голодовку 1947 года: ловил с ровесниками в совхозном амбаре воробьёв, сусликов, питался крапивным супом.

Несмотря на проблемы с желудком (результат голодовки) был призван в армию и отслужил почти четыре года. Участник венгерских событий 1956 года.

Всю жизнь проработал в совхозе механизатором. Паспорт получил в 1981 году. Умер через месяц после ухода на пенсию в возрасте 60 лет…

Несмотря на то, что моя мать всего на шесть лет младше отца, жизнь у неё сложилась уже значительно лучше: оккупацию и голодовку она не запомнила по причине малолетства. Получила среднее образование  (тогда это было 7 классов. Отец, кстати, закончил всего четыре класса). Всю жизнь проработала в совхозе дояркой. Паспорт получила вместе с отцом и моей младшей сестрой в 1981 году…

Ну, а что я сам могу рассказать о жизни в Советском Союзе? Как ни странно, ничего плохого! В моём рассказе уже не будет каких-либо трагических ноток – обыкновенная жизнь простого советского человека в лучший период существования СССР.

Так какой из приведённых выше рассказов о жизни в СССР будет правдой, а какой ложью? Как не печально это признать, но всё будет правдой…

Жизнь людей в Советском Союзе можно представить в виде восходящей, а затем ниспадающей линии: от плохой жизни к хорошей, небольшая положительная стабильность, а затем вновь к плохой.

Поэтому судить по жизни ТОЛЬКО ОДНОГО советского человека (да ещё проживающего в тепличных условиях одной из союзных республик) о советской действительности нельзя: нужно рассматривать всё в более масштабном плане, потому что было не только много хорошего, но и плохого было больше, чем предостаточно.

Мнение того или иного человека о жизни в СССР зависит от двух самых главных факторов: где они жил – в городе или в селе; и на какое конкретное время советской действительности пришлась его сознательная жизнь.

Апологеты же Советской власти почему-то выбирают для рассказов о жизни в Советском Союзе ТОЛЬКО ЛУШИЕ МОМЕНТЫ, напрочь забывая о её трагических моментах. Такой подход к оценке советской действительности я считаю не только лживым, но и подлым по отношению к нашим потомкам.