Интервью Юрия Г. Гельцера американскому издательству TOPLINK

На модерации Отложенный

 

Интервью Юрия Г. Гельцера американскому издательству TOPLINK 

по поводу выхода в США его книги «Основы предсказуемой экономики. Экономика в свете Общей теории систем»

февраль 2019 года

 

 

- Если бы Вы могли побеседовать с кем-то, кто вовлечен в глобальные изменения или так или иначе связан с таковыми изменениями, упомянутыми в Вашей книге, что бы Вы спросили у них и почему?

 

Мне импонирует президент Соединенных Штатов Дональд Трамп своей озабоченностью интересами собственной страны. Эту озабоченность он выражает поисками ответов на те «вызовы», которым подверглась страна за последние десятилетия. Многие его решения получают неоднозначную оценку, но я оставляю этот анализ на суд самих американцев – что полезно для их страны, а что нет.

В своей книге я отмечаю, что самыми опасными «вызовами» являются те, которые действуют, на протяжении десятилетий, а то и столетий, и которые становятся нам привычными настолько, что мы, в конечном счете, не замечаем, как изменения ими производимые становятся необратимыми. На этой стадии они разрушают систему, и спасти ее уже не может ничто.

На мой взгляд, таким «вызовом» является растущее неравенство. В основе развития капиталистической системы лежит конкуренция и закон стоимости, открытый еще А. Смитом. Но побочным эффектом этого развития является рост неравенства в обществе. До каких-то пределов и это обстоятельство, вероятно, способствовало развитию. Однако в последнее время известные экономисты, в том числе и нобелевский лауреат Дж. Стиглиц, обращают внимание, что ситуация стремительно приближается к критической точке. Конкуренция на рынке заменяется борьбой за рынки.

Доходы формируются за счёт ренты которая обретает гораздо более широкий смысл, чем она была при феодальном обществе, и даже в девятнадцатом веке. Закон стоимости перестает работать, исчезает конкуренция и технический прогресс, а с ними умирает капиталистическая система. 1% самых богатых людей владеет сегодня такой же собственностью как остальные 99% населения. По сути ж основная часть богатства сконцентрирована у 0,1% населения.

Сегодня лишь редкие ученые, среди которых почему-то нет экономистов и политологов, которые пытаются взглянуть за край пропасти.
Оптимисты видят в этом приближение социальных революций. Пессимисты строят различные антиутопии: о превращении массы народа в рабов, о достижениях биологической науки, которая за большие деньги сделает богатых бессмертными и сверхчеловеками; о необходимости уничтожения “лишних людей”, ненужных для обслуживания " золотого миллиарда".

Хотелось бы знать, каково осознание политическим истеблишментом США надвигающийся угрозы и каковы планируемые ими действия.
Но эта проблема существует не только между людьми, ну и между государствами. США сегодня позиционирует себя в мире как супер -держава, как образец демократического, социального и научно-технического развития. При этом мир-система организована по принципу иерархической пирамиды, центром (вершиной) который являются США. Потом идут развитые страны Европы, Япония и Китай. Далее - страны ближней и дальний периферии. Контролируемые США институты, такие как МВФ, Мировой банк, ВТО призваны сохранять этот миропорядок, контролируя его в основном через финансовые инструменты. При этом США пытаются постоянно формировать условия, обеспечивающие зависимость элит других стран от структур и истеблишмента своей страны.

Такая эшелонированная структура кажется устойчивой только на первый взгляд. Искусственно поддерживаемое неравенство формирует огромный потенциал будущих социальных потрясений и мировых войн.
Понимает ли это президент США и готов ли он делать какие-либо шаги для снятия растущих противоречий? Сегодня ещё не существует серьёзного противовеса этой системе, но не факт, что мы его не увидим уже к середине XXI века.

Решение проблемы равенства лежит в политических, экономических и нравственных аспектах. Равенство влечет за собой правовое ограничение степеней свободы определенной группы граждан. Об этом не любят говорить даже социалисты, обещая Свободу и Равенство одновременно. Однако, подспудно, сегодня те же социалисты и либералы формируют денежно-кредитный мировой концлагерь. Прикрываясь современными технологиями под ничего не значащим названием " цифровая экономика», силовые структуры, власть имущие получают неограниченный доступ к частной жизни граждан. Изобретены внеправовые термины типа "сомнительная сделка", лишающая граждан базовой основы их свобод, "презумпции невиновности". Сбывается евангельское пророчество о том, что нельзя будет ничего ни продать, ни купить не имея на себе отметку антихриста.
Приблизительно 3000 лет тому назад люди смогли ограничить свои свободы правилом " око за око, зуб за зуб". Сегодня необходимо ограничить 0,1% населения страны в праве безнаказанно грабить остальное население. Для этого нет необходимости формировать условия концлагеря для подавляющего большинства населения мира. При этом национальные и транснациональные монополии никаких «сомнений» в праве грабить других не испытывают.  Способны ли вы противопоставить политическую волю этим негативным тенденциям, или вы предпочтете, чтобы свои права народ оплачивал собственной кровью, как это и было испокон веков?


          - Какие темы или сообщения Вы надеетесь, что читатели получат, прочитав Вашу книгу?

 

Главное, что я хотел бы донести до читателя в своей книги, это то, что экономика - не набор тем о спросе и предложении, о товарных, денежных и фондовых рынках. Это не столько поле боя для классовых битв, сколько площадка для всеобщего сотрудничества на благо всех. Экономика может быть упорядоченной наукой, целостной упорядоченной системой. Сертификатом качества науки является ее умение предсказывать последствия действий, совершаемых в области предмета исследования. Но, чтобы достичь такого результата в экономике, сама экономика должна быть преобразована в соответствие с требованиями системности. Главным системообразующим фактором является цель. В зависимости от неё выстраиваются все элементы и структуры. Цель определяет характер связей между структурами системы.

При этом нельзя забывать, что экономика сама лишь часть нашего мира. Это учёные делят мир на составляющие, чтобы легче было его изучать. Но мир целостен. Он целостен органически. В нём нет отдельно физики, химии, биологии, экономики. Поэтому экономика не может ни в образовательный, ни в научной, ни в практической сферах быть оторванной от социальной, политической или технико-технологической составляющих. И тем более она не может быть оторвана от этических норм поведения. Не существует никакой базы и надстройки, как этому учат марксисты.  Всё живёт и взаимодействует. Причины и следствия периодически меняются местами в зависимости от сложившихся условий.

Мир в значительной степени движется объективными законами по объективно начертанной траектории к своему предназначению. Наши цели субъективны. Мы лишь можем с той или иной степенью точности догадываться о нашем предназначении, чтобы выбрать ту цель, которая бы в наибольшей степени соответствовала ее траектории. Но есть ключ, который позволит нам ошибиться в наименьшей степени: цель не должна выходить за пределы коридора нравственных общественных ценностей. Но и никакая цель не может оправдать безнравственных средств. Между целями и средствами должно быть органическое единство.

Экономическая система – субъектная система. Доминирующую роль в ней играет человек. Он агент системы, но он и ее преобразователь. Системное построение экономики позволяет осуществлять ее в плановом режиме на основе научных прогнозов. При этом, мы не приемлем директивности и мелочности планирования, принятого в свое время в СССР. Определённый образец планирования мы находим в предназначении. Задается некое объективное направление с максимальной свободой того, что, как и сколько необходимо делать. Но сегодня мы можем быть более целенаправленными. Затрачивать меньше сил, меньше энергии, материалов на достижение своих целей. Почему мы должны отказываться от этого? Рынок вполне может быть урегулирован планом, сохраняя при этом сам рынок, делая его более совершенным.

Важной темой является устойчивость, которая обеспечивается постоянными изменениями. Но с этим я предлагаю читателю ознакомиться самостоятельно, как и с вопросами новой теории современных денег. Профессиональных экономистов не могут ни заинтересовать новые подходы в теории расширенного воспроизводства.

 

- Как Вы думаете, нынешний политический климат в мире повлиял на нашу экономику как в глобальном масштабе, так и в масштабе каждой отдельной страны?

 

Безусловно, политические тенденции имеют влияние на экономическую жизнь. Наиболее существенное влияние на экономическую мир-систему оказало крушение социалистического лагеря и развал Советского Союза. Мир капитализма воспринял это как свою личную заслугу и полностью дал волю либерализму. Однако такой взгляд есть результат ошибочности сделанных выводов политиками и учеными.

Проблемы Советского Союза в основном были внутренними проблемами. А его крах был обусловлен длительным нежеланием и неумением правящей коммунистической верхушки решать эти проблемы. Та же история ждёт и Соединённые Штаты, если они не сумеют своевременно разглядеть своих проблем. Древний Рим завоевали варвары, но они просто разрушили то, что давно уже прогнило.

Казалось бы, прекращение гонки вооружений и наступившее разоружение после Холодной войны должны были высвободить огромные ресурсы (денежные, людские, материальные) для мирового развития, которые ранее тратились на подготовку к войнам. Но, однако, этого не произошло. Во всем мире, за исключением Китая, рост доходов рабочего и среднего классов практически остановился. Но этим самым, ориентированная на спрос, капиталистическая экономика ограничила базу своего развития. Кризис 2008 года должен был бы отрезвить политиков. Но на мой взгляд этого не произошло. Аморальность капиталистической экономики является его неотъемлемой частью, она встроена в систему. Таковы законы рынка и ориентация его на прибыль. Эта аморальность всё больше концентрируется в его финансовом блоке. Формула денежного обращения Д – В – Д’, где В – означает власть, оказывает все большее давление на рост неравенства, о котором мы говорили выше. Сделать экономику нравственной можно только сменив её цели. Но этому будет посвящена моя следующая книга.

Росту неравенства также способствовали террористические акты в России (взрывы жилых домов в 1999 г., события в Беслане, «Норд-Ост»), а также 11 сентября 2001 г. в США. И это второе по важности политическое событие в мире за последние десятилетия. Причастность к терактам в России спецслужб у меня не вызывает сомнения, много вопросов и к теракту в Нью-Йорке. Наступившее после этого ограничение экономических свобод и растущее вмешательство в частную жизнь граждан вряд ли кто-то будет оспаривать.

К политическим действиям, последовавшим за этим, можно было бы отнести борьбу с офшорами. Но в России это затронуло только какую-то часть среднего бизнеса, но не более. Мы получили не возврат капиталов, они так и остались на Западе, и их объем эксперты оценивают в размере более 1 трлн. долларов США. Получили же мы взамен лишь рост налогов.

Российский академик Львов Д.С. утверждал, и я с ним полностью согласен, что российская экономика могла бы работать вообще без налогов, а только изымая природную и монопольную ренты. Российская власть прислушалась к нему и стала изымать по возможности и то, и другое. При этом избыток собранных средств она предпочитает держать в резервах в западных банках.

Тем самым, экономика России оказалась обескровленной, мафиозно-коррумпированной и при этом зажатая полицейскими мерами контроля. Интересно, что в начале 2000-х годов в России наблюдался бум научных предложений по реформированию экономики. Предложения сыпались и от правых, и от левых. Но сегодня пришло осознание, что российская власть в никаких советах не нуждается. Она просто не способна реформироваться. Свою неспособность сегодня она прикрывает санкциями западных стран, обрушившихся на нее. Однако, на взгляд многих авторитетных экономистов, эти санкции носят более демонстративный характер, нежели преследуют цель нанести реальный урон России.

Это вовсе не означает, что я ратую за расширение санкций. Я вообще за другие методы воздействия. После 2-й мировой войны в Мюнхене состоялся суд над нацистской верхушкой Германии. Одно из главных обвинений на этом суде заключалось в узурпации власти в Германии узкой группой лиц в своих интересах. К сожалению, судебные решения по этому вопросу не стали прецедентом для международных отношений. Путины, Асады, Мадуры беззастенчиво попирают права миллионов землян, а международную критику трактуют исключительно как вмешательство во внутренние дела их стран. Думаю, что санкциями надо наказывать не народы, неспособные повлиять на политику своих полицейско-чиновничьих государств, а извлекать зарвавшихся диктаторов и мошенников на скамью подсудимых в Гааге.

 

- Социальные сети – огромная часть авторской работы в современную эпоху. Какой сайт сети позволил или позволяет Вам больше всего общаться с читателями?

 

Я всегда стараюсь писать простым доступным языком, понятным даже малоподготовленному читателю. Свои статьи в России я выкладываю либо на сайте newsland.com, он же Гайд-парк, или на сайте «Философский штурм». Вообще же люди моего поколения, связанные с наукой, стараются не тратить время на социальные сети. И на то есть веские основания. Они сравнивают их с «курительной комнатой» на каком-нибудь вокзале, куда может войти любой желающий. И среди них очень часто встречаются люди, которых в приличное общество стараются не приглашать. И вот, наконец-то, оказавшись на публике, этот человек старается привлечь к себе максимальное внимание. Но в силу своего интеллекта сделать это они могут лишь оскорбив другого, и прежде всего – автора статьи, высказав какую-то пошлость, хамство. Есть и просто платные тролли, оплачиваемые государственными спецслужбами, задача которых переключить внимание читателей от злободневных тем. Не имея аргументов, они не гнушаются антисемитскими оскорблениями. По-видимому, у них есть такая установка. Поэтому, обращаясь к соцсетям, надо быть готовым ко всякому, и относиться к этому спокойно. Я стараюсь не вмешиваться в обсуждение своих статей, если только меня не просят пояснить какие-то моменты. Просмотры моих статей иногда превышают 100000 читателей, что для научной публикации весьма неплохой результат. Но я всегда рассчитываю, что если даже найдется 1 – 2 читателя, которых мой материал действительно заинтересует, то и это можно считать фактором успеха.

 

 

                      Р Е Ц Е Н З И Я

 

   издательства «TOPLINK» на книгу Ю.Г.Гельцера

  

 

Роберт Дж. Шиллер однажды сказал, “Финансы, это не о том, как делать деньги. Это о достижении наших глубинных целей и защите плодов нашего труда. Это об управлении и, поэтому, о построении лучшего общества”. В книге Юрия Г. Гелцера “Основы Предсказуемой Экономики: Экономика в свете  Общей Теории Систем” (перевод русского издания, включая новый дополнительный материал в американском издании), читатели получают всестороннее исследование экономики и систем, которые ею управляют.

Автор исследует систему, которая регулирует экономику, и циклы (периодом в 20-25 лет, (согласно исследованию автора), которые затрагивают мировую экономику и мир в целом. Предсказание мирового кризиса в 2014, что меня действительно заинтересовало, было способом, которым автор связал результаты своего исследования и знание финансов в целом с эффектами действий России, в частности, со вторжением в Крым (О присоединении Крыма к России в моей книге лишь упоминается без каких-либо оценок этого факта и употребления таких слов как «вторжение» – прим. Ю.Г.).  С тех пор мы видели очень много конфликтов и преступлений, скандалов по поводу возможных преступлений, совершенных либо Россией, либо ее агентов в мировом масштабе или в отдельных странах, в отношении национальных правительств. Исследованию автора, связанные в основном с финансами, на самом деле заставили меня задуматься о глобальных событиях, и о том, как мировая финансовая система может повлиять на мировые события.

Автор обладает невероятно обширными знаниями экономики и мировых финансовых систем. Погрузившись глубоко в исследование этих систем (структура, элементы, философия, и т.д.), автор представляет результаты своего исследования красноречиво и непосредственно, в полном соответствии с тематикой в целом. Определенно, эта книга предназначена для всех, кто интересуется финансовой системой. Все, кто любит изучать экономику и ее влияние (и его последствия) на наш мир, с удовольствием погрузятся с головой в эту книгу с самого начала.

Я считаю эту книгу примером того, насколько глубоко и детально может быть изучение экономической теории. Для тех из нас, кто не связан с экономической структурой мира и не изучает хитросплетения экономики в целом, будет захватывающим увидеть, как автор не только изучает различные экономические системы, но и глобальное влияние, которое экономика оказывает в целом, а также циклы глубоких перемен, которые происходят в нашем мире.

В целом, эта книга интересна всем, кто интересуется финансовой системой. Это добротное исследование написано и переведено для тех, кто изучает и интересуется мировой экономической системой. Если у вас еще нет этой книги, поспешите приобрести ее прямо сегодня.