Подвиг Рауля Валленберга воодушевил весь мир, а Сталин решил по-большевитски -посадил его в тюрьму
Инфобюллетень Рауль Валленберг: И один в поле воин
Вооруженный одним лишь гражданским мужеством, Рауль Валленберг спас во время Холокоста десятки тысяч евреев. История его подвига воодушевила весь мир и стала живым напоминанием о необходимости непрестанной борьбы с расизмом.
Просмотреть и распечатать этот инфобюллетень. В PDF для вывода на экран В PDF высокого разрешения

Работа Шарлотт Гюлленхаммар в Гётеборге — один из многих в мире памятников Валленбергу. Фото: Пер Виссинг/GT/Scanpix
В Иерусалиме есть мемориал, «Яд ва-Шем», установленный в память о шести миллионах евреев, погибших от рук нацистов в годы Второй Мировой войны. Рядом находится Аллея праведников, вокруг которой растут шестьсот деревьев, посаженные в честь людей нееврейского происхождения, рисковавших жизнью ради спасения евреев от нацистских палачей. На одном из этих деревьев — имя Рауля Валленберга.
Почетный гражданин США. Один из немногих
Такого международного признания и такого внимания, какие выпали на долю Рауля Валленберга, не удостаивался, пожалуй, ни один из шведов. В 1981 г. ему — второму по счету — было присвоено звание почетного гражданина Соединенных Штатов. Всего семь человек были удостоены такого звания. В их числе Уинстон Черчилль и Мать Тереза. В 1985 г. Валленберга провозгласили почетным гражданином Канады, а в 1986-ом — Израиля.
2012 г. — год столетнего юбилея
Во многих странах мира можно увидеть различные памятники и другие произведения искусства, посвященные Валленбергу. Память о нем сохраняется в книгах, музыкальных произведениях, кинофильмах, продолжает жить в названиях многих зданий, площадей и улиц, школ и других учреждений, носящих его имя.
В 2012 г. будет отмечаться столетие со дня рождения Валленберга. Ход времени неумолим, но совершенный им подвиг человеколюбия не тускнеет, напоминая каждому из нас о нашей ответственности за дело борьбы с расизмом и свидетельствуя о том, какая огромная сила заключена в мужестве и твердой гражданской позиции — сила, которая и одинокому воину позволяет повлиять на исход битвы.
Организатор убежищ — «шведских домов»
В июне 1944 г. Валленберга, дипломата и бизнесмена, назначили секретарем Шведской дипломатической миссии в Будапеште. Возглавив особый отдел по оказанию помощи еврейскому населению, он должен был организовать операцию по спасению евреев. Выдавая охранные шведские паспорта и арендуя здания, которые под вывеской «шведских домов» давали укрытие евреям, он мог спасать десятки тысяч жизней.
В январе 1945 г. Валленберг был арестован советскими военными властями. Его дальнейшая судьба так и остается невыясненной. По утверждению российской стороны он скончался в советской тюрьме 17 июля 1947 г. Имеется, однако, ряд свидетельств о том, что его видели в живых много позднее.

Рауль Валленберг (справа) в окружении своих коллег. Будапешт, 1944 г. Фото из архива Карла Габора
Охранный паспорт был спасением
Выдавая евреям охранные паспорта и организуя для них убежища под эгидой Швеции, Валленберг спасал в Будапеште десятки тысяч евреев.
В 1944 году в США был создан Комитет по делам беженцев войны (КБВ) — организация, задачей которой было спасение евреев от нацистских преследований. Признав серьезность усилий, которые предпринимались Швецией в этом направлении в Венгрии, КБВ стала подыскивать там человека, который был бы способен организовать в Будапеште широкомасштабную операцию спасения. Валленбергу предложили взять это на себя, и он согласился.
Еще до его прибытия представительство Швеции занималось этими вопросами, опираясь на содействие Вальдемара Лангле, представителя шведского Красного Креста. Лангле от имени Красного Креста арендовал здания, на которых затем появлялись вывески вроде «Шведская библиотека» или «Шведский научно-исследовательский институт». Эти дома служили укрытиями для евреев.
Паспорта печатались тысячами
Первое, что сделал Валленберг, было введение охранных шведских паспортов особого образца. Зная о слабости немецкой и венгерской бюрократии к броской символике, он распорядился напечатать яркие сине-желтые паспорта со шведским гербом посередине и снабдил их множеством подписей и печатей. Валленберг сумел убедить венгерское Министерство иностранных дел позволить ему выдать 4500 охранных паспортов. В действительности же он сумел превысить эту квоту втрое. К концу войны, когда положение стало совершенно отчаянным, Валленберг начал выдавать охранные паспорта в упрощенном варианте лишь за своей подписью. Но в воцарившемся хаосе помогало даже это.
Ради достижения цели Валленберг прибегал ко всему, что могло принести успех: от взяток до угроз и шантажа. Его сотрудники по дипломатической миссии поначалу скептически отнеслись к этим нетрадиционным методам. Однако, убедившись в том, что усилия Валленберга приносят плоды, они вскоре начали оказывать ему заметную поддержку. Его отдел стал разрастаться, и в период наибольшей активности в работе отдела участвовало несколько сот человек.
20 ноября 1944 г. начался первый из организованных Адольфом Эйхманом маршей смерти. Евреев тысячами гнали из Венгрии пешими колоннами в беспрецедентных по своей жестокости условиях. Валленберг вновь пришел на помощь, раздавая паспорта, еду и лекарства. А в январе 1945 г. Будапешт заняла Красная армия, и 17 января Валленберг был арестован советскими военными властями.
В поисках Валленберга
Тайна участи Валленберга остается нераскрытой. В том, что случилось с ним после ареста, по-прежнему нет ясности.
Факт его исчезновения окончательно подтвердился в апреле 1945 г. По сведениям, поступавшим от советских властей, следовало думать, что Валленберга в Советском Союзе нет.
В начале 1950-х годов от возвращавшихся военнопленных начали поступать сведения о том, что его видели в московских тюрьмах. На основании этих свидетельств Швеция направила советскому правительству новые запросы, и в 1957 г. от него был получен другой ответ. В нем сообщалось, что обнаружен рукописный документ, датированный 17 июля 1947 г., в котором говорилось, что «заключенный Валенберг [sic!] … скончался у себя в камере прошедшей ночью».
 |
Личные вещи Валленберга, возвращенные Россией, в то время Советским Союзом, в 1989 г. Фото: Артур Макс/Scanpix
|
В Швеции это известие встретили с недоверием, однако советская сторона упорно придерживалась этой версии более тридцати лет. И лишь в 1989 году настойчивые требования со стороны шведского правительства и семьи Рауля Валленберга о внесении ясности в это дело дали результат. Членов семьи пригласили на встречу в Москву, в ходе которой им передали паспорт Рауля Валленберга, его записную книжку и другие принадлежавшие ему вещи, якобы обнаруженные при ремонте архивных помещений КГБ.
А спустя еще два года правительства Швеции и СССР пришли к соглашению о создании совместной рабочей группы для выяснения судьбы Рауля Валленберга. Ее отчет, опубликованный в январе 2001 г., все же не внес окончательной ясности. Рабочая группа констатирует, что на многие важные вопросы по-прежнему нет ответов, и поэтому дело Валленберга нельзя считать закрытым.

Зал славы мемориала Холокоста «Яд ва-Шем» в Иерусалиме. Фото: Себастиан Шайнер/Scanpix
Дипломатическая неудача
В октябре 2001 г. правительство Швеции образовало государственную комиссию, известную как комиссия Элиассона, для расследования действий руководства шведского внешнеполитического ведомства по делу Рауля Валленберга. В 2003 г. комиссия представила отчет, в котором предпринятые Швецией политические шаги получили совокупную оценку под названием «Дипломатическая неудача».
Нужный человек в нужном месте
Как же получилось, что одному человеку удалось спасти столько жизней? Ответ: Рауль Валленберг оказался нужным человеком в нужное время в нужном месте.
Рауль Валленберг не был героической фигурой в прямом смысле этого слова, но он был мужественным человеком, а также умелым переговорщиком и организатором. Именно так характеризует Валленберга Пер Ангер (1913—2002), дипломат, бывший в годы войны секретарем Шведской дипломатической миссии в Будапеште. К тому же Валленберг обладал некоторыми уникальными навыками в силу своего происхождения и воспитания.
Изучение архитектуры за границей
Валленберг принадлежал к одной из известных семей Швеции, из которой вышло несколько поколений банкиров, дипломатов и государственных деятелей.
Отец Рауля Валленберга приходился двоюродным братом Маркусу и Якобу Валленбергам, двум крупнейшим финансистам и промышленникам Швеции в XX столетии. Раулю была уготована карьера банкира, но его больше привлекали архитектура и торговое дело.
В 1931 г. он отправляется в США изучать архитектуру в университете Мичигана. Здесь же Валленберг занимается языками — английским, немецким и французским.

В 1931 г. Рауль Валленберг отправился в США изучать архитектуру и языки — английский, немецкий и французский. Фото из архива Карла Габора
Возвратившись в 1935 г. в Швецию, Валленберг обнаруживает, что его диплом архитектора не находит здесь применения. Поэтому с 1935 на 1936 год он работает в отделении Голландского банка в городе Хайфа в Израиле. Здесь он впервые встречает евреев, бежавших из гитлеровской Германии. Истории жизни этих евреев оставляют глубокий след в душе Рауля Валленберга.
Путь к вершине
По возвращении в Стокгольм Валленберг поступил на службу в Центрально-европейскую торговую компанию, владельцем которой являлся венгерский еврей Коломан Лауэр. Венгр занимался импортом-экспортом, вел дела в Стокгольме и центральной Европе. Обладая знанием языков и имея возможность беспрепятственно перемещаться по Европе, Рауль Валленберг оказался идеальным партнером для Лауэра. А вскоре стал и одним из главных акционеров и международным управляющим компании. Совершая поездки в оккупированную нацистами Францию и в Германию, он вскоре понял, как функционирует немецкая бюрократия. Этот опыт сослужил ему в дальнейшем хорошую службу.
Под дипломатическим прикрытием
Валленберг обладал также недюжинными актерскими способностями, которые немало помогали ему, когда приходилось иметь дело с нацистами. Он мог казаться невозмутимым, смешным, сердечным, но мог предстать агрессивным и устрашающим. Он мог действовать лестью и подкупом в один момент, грубым окриком и угрозами — в другой. Валленберг производил сильное впечатление на нацистов, и они, как правило, уступали его требованиям. Было и еще одно важное обстоятельство — статус шведского дипломата, который немцы не решались нарушать.
Последний раз, когда Пер Ангер встречал Валленберга 10 января 1945 г., он пытался уговорить шведского дипломата позаботиться о своей безопасности. Валленберг ответил: «У меня нет выбора. Я принял это назначение и ни за что не мог бы вернуться в Стокгольм с сознанием того, что не сделал все, что было в человеческих силах, чтобы спасти как можно больше евреев».
Валленбергу — от всего мира
Во многих странах мира есть мемориалы и памятники Раулю Валленбергу. Вот некоторые из них.

Слева по часовой стрелке: Бронзовый портфель работы Уллы и Густава Краиц в Стокгольме у дома, где родился Валленберг; Нина Лагергрен, сестра Рауля Валленберга, у памятника своему брату в Будапеште; пять колонн из черного диабаза, вырубленного из шведской коренной породы, возведены в Нью-Йорке в честь Рауля Валленберга. Фото: Якк Микрут/Scanpix, Силард Костичак/Scanpix, Тимоти А. Клари/Scanpix
Свидетельства очевидцев
Валленберг спас бесчисленное количество жизней за время своего пребывания в Будапеште. Здесь два воспоминания о нем:
Йони Мозер
«Я был у Валленберга посыльным. Так как я говорил и по-немецки, и по-венгерски, мне удавалось проходить через кордоны, и потому я хорошо подходил для выполнения этой задачи». Мозер вспоминает день, когда Валленберг узнал о том, что 800 евреев с лагерных работ гонят маршем в Маутхаузен. Вместе они помчались на автомобиле к колонне заключенных. Валленберг попросил всех, у кого были шведские паспорта, поднять руки. «По его распоряжению я бросился по рядам, призывая людей поднимать руки, включая и тех, у кого никаких паспортов не было. Затем он заявил, что берет всех, поднявших руки, под свою опеку. От него исходила такая сила, что никто из венгерской охраны ему не воспрепятствовал. Манера Валленберга держаться обладала непререкаемой убедительной мощью — это было просто невероятно».
Тибор и Агнес Вандор
Тибор и его жена Агнес были сотрудниками Валленберга. Агнес ожидала ребенка, который вот-вот должен быть родиться. Однако евреев не допускали ни в одну больницу, а все «шведские дома» были переполнены. Валленберг нашел врача и привез Вандоров к себе на квартиру на улице Остром. Здесь он отдал молодой Агнес свою кровать, а сам улегся на ночь в коридоре. Рано утром врач объявил о появлении на свет Ивонны Марии Евы. Вандоры попросили Валленберга стать крестным отцом девочки, и он великодушно согласился.
Другие свидетельства о Рауле Валленберге читайте на сайте
www.raoulwallenberg.org
Гражданское мужество — это сила
Есть немало людей, которые, подобно Раулю Валленбергу, вставали на защиту слабых против угнетения, насилия и преследований. Вот четыре таких героя: Антон Абеле, Стиг Валлин, Стиг Ларссон и Ингрид Сегерстедт-Виберг.

Слева направо: член шведского парламента Антон Абеле; лидер движения «Без пяти двенадцать» Стиг Валлин; журналист и писатель Стиг Ларссон; журналист, писатель, политический деятель Ингрид Сегерстедт-Виберг. Фото, слева направо: Клаудио Брешиани/Scanpix, Гуннар Статтин, Ян Кольшё/Scanpix, Андерс Виклунд/Scanpix
Движение против уличного насилия
Антону Абеле нет еще и двадцати — он родился в 1992 г. После того, как 6 октября 2007 г. в Стокгольме был забит насмерть шведский подросток Риккардо Камподжиани, Абеле стал инициатором движения против уличного насилия. Он основал на портале Facebook группу «Спасите нас от насилия на улицах» (Bevara oss från gatuvåldet), в рядах которой вскоре числилось более 100 000 человек. 12 октября 2007 г. на организованную Абеле демонстрацию вышли более 10 000 его сторонников. В том же году он основал организацию «Остановить уличное насилие сейчас» (Stoppa gatuvåldet nu).
В октябре 2010 г. Абеле стал вторым самым молодым за все время членом Парламента Швеции, заняв место в Риксдаге от Умеренной коалиционной партии.
«Без пяти двенадцать»
«Без пяти двенадцать» — это движение, цель которого мобилизовать общественное мнение против ксенофобии и расизма. Движение было основано в 1988 г. в шведском городе Хернёсанде группой молодых людей, преградивших путь насилию и издевательствам над беженцами. Название движению было дано по времени, в которое проводились демонстрации — по воскресеньям без пяти минут двенадцать.
Лидером движения стал Стиг Валлин (1943—2009). В 1989 г. его дочь Сара, также участвовавшая в движении, была убита вместе со своим другом. Убийцей оказался молодой беженец. То, за что отдала жизнь его дочь, стало делом всей жизни Стига Валлина. В этой трагедии он сумел найти силы, побудившие его встать на сторону примирения и быть против ненависти и мести.
Стать голосом антифашизма
Журналиста и прозаика Стига Ларссона (1954—2004) знают, прежде всего, как автора трилогии «Миллениум». Но он известен и своей непоколебимой преданностью демократии и антифашизму.
В середине 1980-х Стиг Ларссон участвовал в проекте «Остановите расизм», а в 1988 г. он и Анна-Лена Лудениус, коллега по журналистскому цеху и тоже писательница, начали самую масштабную из когда-либо предпринимавшихся в Швеции кампаний по выявлению расистских организаций. Результатом этого стала книга «Правый экстремизм» (Extremhögern), появившаяся в 1991 г.
Ларссон был также одним из основателей фонда и журнала «Экспо». Фонд выявляет, отслеживает и освещает деятельность крайних правых сил и расистские тенденции в обществе. Цель издания — защита демократии и свободы самовыражения, а также борьба против расистских, антисемитских и тоталитарных тенденций. В 1999 г. Ларссон стал главным редактором журнала, оставаясь на этом посту до своего последнего дня. Он умер от сердечного приступа 9 ноября 2004 г.
Пионер борьбы за права человека
Журналист, писатель и политический деятель Ингрид Сегерстедт-Виберг (1911—2010) всю свою жизнь отдала борьбе за права человека, свободу, мир и демократию. Дочь редактора крупной газеты, известного антифашиста Торгни Сегерстедта, она уже в ранние годы оказалась вовлеченной в дело помощи беженцам и сопротивления нацизму. Как видной участнице международных вопросов, ей поручались миссии ООН, Северного Совета и ЮНИСЕФ.
Комментарии