Призвание человека
Призвание человека – есть призыв состояться по промыслу. В этом – общий, объединяющий смысл человека и общества, этого единого феномена в 2-х своих сторонах.
Это постоянное дыхание – Призвание и Целостность, выход на новые уровни и возвращение в центр с новой полнотой, новым качеством…
«Свобода – это когда ты не делаешь того, чего не хочешь.» (Г.Г.) Когда ты остаёшься в центре по своему желанию. Но когда ты делаешь, что хочешь, ты уже покидаешь свободу. Не она покидает тебя, но ты покидаешь её. И тогда ты должен найти себе опору, опору своему действию. Ею является справедливость. Действие должно быть справедливо. Иначе оно нарушает равновесие. Справедливость надо найти, точнее – не терять сразу. И только тогда можно не потерять свободу. Не потерять дорогу домой.
Справедливость реализуется в возможности развития и реализации призвания человека; в этом значение для человека/общества. Справедливость – проектна, она исходит из разума и сердца. Свобода – завещана, она – начало, условие бытийствования; а развиваясь в обществе, мы вместе восходим в её качестве. Свобода – условие и качество справедливости. А справедливость – устой свободы. Справедливость – задача; свобода – результат.
Не хочешь – не делай. Не выходи из центра. И как ты сможешь делать, если не выходишь из себя… Выходить из себя, не «выходя из себя», не покидая центра – для этого нужна полнота… Полнота опыта и честность. Из полноты опыта мы понимаем, что доброта – это знание самых далёких последствий. А настоящая открытость и возможна только в искренности.
Не нравится – не делай. В этом эстетика. Но если делаешь, то делай правильно. Если делаешь, становись этичен.
Иначе, в отсутствие этоса, равновесие нарушится пафосом.
Нравственность – это не следование нормам и правилам, предписаниям. Нравственность – это следование Богу, которого ты чувствуешь, слышишь в себе; не выдумываешь, не застишь, а слушаешь в тишине… Тогда, выходя из себя, ты не покидаешь себя; делая, не делаешь…
Безнравственность – это потеря контакта, потеря реальности, потеря бытия. Когда ты вышел, и потерял дорогу домой… Интернациональное – безнравственно потерей личного. А сугубо-национальное – безнравственно потерей общего. И то, и другое безнравственно потерей смысловых кодов, потерей Человека, потерей Бога, потерей связей человека с главным предназначением…
Как только человек теряет 2-ю свою сторону – общественную, общечеловеческую – он теряет смысл.
Каждый человек выражает то, что может выразить. Мы не можем вложить в него другое выражение. Не можем и не должны входить в его центр. Но можем контактировать на периферии, за центром. И обретать в отношениях общее. Единое и общее – не одно и тоже. Общее мы создаём сами. А Единое – в нас, в центре. В том и проблема социума, что общее не отвечает Единому, созданная «справедливость» не отвечает свободе, а свободу вынесли из центра и сделали продажной…
Человеко-центричность экономики – это свобода человека от экономической зависимости; каждого – и собственника, и труженика – от своей, той, что не соответствует призванию. Не соответствующей призыванию – и значит уничтожающей свободу. Человеко-центричная экономика востребует и субъектность человека, и общность в общем деле.
Такова цепочка: свобода-призвание-справедливость-полнота-целостность-свобода…
Комментарии
Интернациональное – безнравственно потерей субъекта, потерей различения. А сугубо-национальное – безнравственно потерей общего, потерей вмещения.