«Государственная трагедия»

На модерации Отложенный

В бесконечной череде детских самоубийств эксперты винят и семью, и школу, и власти

 

Москва, Московская область, Пермь, Красноярский край – вот только некоторые регионы страны, где в самые последние дни Следственный комитет России (СКР) открывал уголовные дела по фактам подростковых самоубийств. Буквально друг за другом покончили с собой две девочки в подмосковном городе Лобня, мальчики-подростки в столице и в Красноярском крае. Наконец, еще одна московская девочка – 15-летняя девятиклассница – выбросилась с 24-го этажа в минувшую субботу. В этой нескончаемой цепочке трагедий эксперты винят и семью, школу, и государство в целом. Рассказывают наши собеседники и о так называемых «инструкторах» «клубов самоубийц», которые подстрекают ребят к сведению счетов с жизнью и почти всегда уходят от ответа.

Последнее из целой череды самоубийств произошло в минувшую субботу. 15-летняя девятиклассница Яна Сивакова выбросилась с 24-го этажа дома № 38 по Новогиреевской улице в Москве. По словам официального представителя столичного управления СКР Виктории Цыпленковой, возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ «Доведение до самоубийства». По данным следствия, каких-либо конфликтов с родителями, одноклассниками и сверстниками у девушки не было. Предсмертной записки в ее вещах не обнаружено.

Шквал подростковых суицидов вызвал резкие заявления со стороны официальных лиц. «ТВ и СМИ должны больше разъяснять недопустимость таких действий и помогать», – написал в субботу в своем микроблоге в «Твиттере» уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов. По мнению детского омбудсмена, «это уже не эпидемия самоубийств, а государственная трагедия». Г-н Астахов считает, что государство должно срочно принять программу по борьбе с детским суицидом, а каждое такое самоубийство должно быть тщательно расследовано.

В сложившейся ситуации уполномоченный по правам ребенка винит и школы, которые, по его словам, не готовы оказывать специализированную помощь учащимся. «Детям порой просто не к кому обратиться за помощью. Учителя и органы опеки и попечительства далеко не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок. При такой тяжелой ситуации 69,5% школ не имеют в своем штате психологов», – сказал Павел Астахов.

С этим согласны и психиатры, которые выделяют несколько основных причин самоубийств подростков. «Этих причин три, – рассказывает «НИ» руководитель Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях, доктор Михаил Виноградов.

– Во-первых, ребенок запущен в семье, ему не уделяется должного внимания и общения, родители заняты зарабатыванием денег и отставляют детей на последнем плане. Во-вторых, в сложившейся ситуации большая вина государства. При советском строе дети были заняты – сначала были октябрятами, потом пионерами, затем комсомольцами. Было много домов творчества, спортивных секций, кружков по интересам. Сейчас ничего этого нет. И, наконец, третья причина, которая вырастает из первых двух, – улица. Дети в силу уже названных причин в большой степени находятся под влиянием улицы». Школа же, по словам Михаила Виноградова, перестала быть интересной и познавательной для детей: «Школа давно не владеет детскими умами. В школу дети приходят за тем, чтобы быстрее оттуда уйти».

Профессор Виноградов указывает «НИ» и на еще одну проблему. По его словам, в Интернете постоянно появляются сайты так называемых «клубов самоубийств», которые и приучают детей к мыслям о суициде. Мало того, есть и не виртуальные, а вполне реальные «инструкторы», о которых знают многие, но поймать не могут. «Это относительно взрослые мужчины, лет 23–26, которых не раз видели рядом с будущими самоубийцами», – рассказывает эксперт. Нашему собеседнику известен лишь один случай, когда такой подстрекатель был пойман. На допросах он четко отвечал, что хотел совершить самоубийство вместе с подростками, но в последний момент испугался. На этом, как говорит эксперт, доказательная база развалилась.

По официальным данным, на 100 тыс. детей в России приходится 19,8 случаев суицида. В среднем в стране ежегодно кончают с собой более 200 детей и 1,5 тыс. подростков. По этому показателю Россия находится на шестом месте в мире. Однако официальные данные не отражают реальной статистики, так как, по данным уполномоченного по правам ребенка, «Минздрав занижает цифры, его статистика серьезно расходится с данными Росстата. Попытки суицида в большинстве случае не фиксируются, а сами факты самоубийства преподносятся как несчастные случаи: «случайно упал с крыши», «случайно выпил слишком много лекарств». По данным Павла Астахова, в России ежегодно происходит четыре тыс. попыток самоубийства среди подростков.