В чём причины навязывания обществу религиозного сознания: мнения
Премьер РФ Владимир Путин в ходе встречи 8 февраля с представителями традиционных религиозных конфессий России сообщил, что намерен дать поручение Минобрнауки о подготовке кадров для преподавания в школах курса "Основы религиозных культур и светской этики".
В то же время среди россиян нет единого мнения о необходимости преподавания в школах основ религии, хотя большинство граждан заверяют, что в их личной жизни религия играет важную роль. Как показал всероссийский опрос 44% опрошенных россиян высказались за преподавание детям в школах основ религии, 43% - против этого, 13% - затруднились высказать мнение по данному вопросу, сообщили 9 февраля в пресс-релизе социологи "Левада-Центра" по результатам январского опроса.
Всё дальше российское общество уходит от традиций универсальной советской школы, основанной на теории эволюции в сторону религиозного сознания. В чём причины навязывания обществу религиозного сознания?
Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития: Ответ на вопрос «Для чего обществу навязывается религиозное сознание?» читается в глазах истинно верующих россиян. Этот потусторонний взгляд, который называется «просветлённым», идёт куда-то мимо, сквозь собеседника. Просветлённые, занятые отдельным миром в своей голове, вас практически не слышат. Конечно же, это возвышенное внутреннее и внешнее состояние не идёт ни в какое сравнение с сектантским зомбированием. Первое – предельно хорошо, второе – однозначно плохо. Истинный верующий мало ест, в одежде скромен, в желаниях аскетичен, политикой не интересуется, но при этом считается безусловным патриотом.
Это наилучший тип россиянина. Если россиянин при этом будет меньше читать, это тоже ему не повредит. В конце концов, нет ничего плохого в том, что в социальном плане он вернётся в благословенную обстановку полуторавековой давности, когда практически все жители регионов подписывались крестом.
У современной России нет иного выхода, кроме как увеличивать размах религиозности, так как без этого буфера, но при одновременном наличии массового социального недовольства, страну просто разорвёт. В этой связи возникают и побочные вопросы. К примеру, по статистике, не так давно на территории России было около 70 монастырей, сегодня их стало на порядок больше – 700. Если их будет 7000 или 70000 – просветлится ли от этого всё государство сразу? Где грань, баланс между количеством просветлённых и теми, кто создаёт реальный продукт, при этом находясь в полудиком непросветлённом формате?
Взрослого человека, наблюдающего за всем, что происходит вокруг – недоступные соблазны в продуктовых и промтоварных магазинах, олигархи, сила безбожной Америки – крайне сложно убедить в необходимости ухода в моральный скит. С детьми это сделать гораздо легче. Поэтому в российских школах религиозные уроки получат гарантированное развитие. Нет ничего лучше маленькой девочки в белом платочке, которая кланяется различным с тех пор, как научилась ходить, так как девочка другого формата будет неизбежно мучиться одним и тем же вопросом: почему наша же Россия не может быть богаче не нашей Америки?
Владимир Букарский, политолог: Десекуляризация мира - объективный процесс. Это явление, которое профессор и руководитель Центра ближневосточных исследований в Национальном фонде политических наук США Ж.Кепель назвал “La revanche de Dieu” ("реванш Бога"). По мнению известного американского религиоведа Дж.Вайгеля, "десекуляризация мира является одним из главных социальных факторов в конце ХХ века". В докладе по "Проекту-2020" Национального разведывательного совета США "Контуры мирового будущего" делается неутешительный для атеистов прогноз: "В течение ближайших 15 лет религиозная идентичность, скорее всего, будет становиться всё более значимым фактором самоопределения человека". При этом наряду с негативными последствиями, которые способен повлечь рост религиозного фундаментализма, подчёркивается позитивная роль религиозных организаций в создании "социальной структуры, предоставляющей своим членам необходимые навыки для выживания в стремительно меняющемся обществе".
Согласно всероссийскому опросу общественного мнения за март 2010 года, число православных верующих в России составляет 75%. Таким образом, из числа всех верующих людей православными себя идентифицируют 81,5%. Народы, традиционно исповедующие Православие, составляют около 83% населения России. Таким образом, Россию можно с полным основанием назвать православной страной с религиозными меньшинствами (мнение которых следует учитывать, но они не должны диктовать своё мнение культурно-религиозному большинству населения страны.
Данным Левада-центра я бы не доверял безусловно, поскольку известна политико-идеологическая ангажированность данной службы. По данным ВЦИОМ за 2007 год (http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=9410), 51,7% родителей были за преподавание ОПК в школах и только 23,6% против.
Причём менее всего сторонников ОПК - всего 28,9% - было в Москве. Очевидно, что Левада-центр опросы проводил в основном в Москве, Петербурге и других крупных городах, где возникла целая политическая субкультура "рассерженных горожан", ставшая ударной колонной либеральных митингов. Поэтому уважаемым столичным жителям не следует выступать от имени всей России, и помнить, что Москва принадлежит не только москвичам, но и той необъятной стране, столицей которой она является.
Даниэль Штайсслингер, журналист и переводчик (Израиль): Ещё со времён императора Николая Первого у российских элит сложилось убеждение, что должна существовать идеология, спущенная в массы, просто так жить ради того, чтобы жить, этим самым массам не положено, а не то забалуют, жизнь должна быть посвящена чему-то высокому и удобному для начальства (высокому — для того, чтобы государство могло получать услуги от граждан, ничего не давая взамен, кроме кучи высокопарных лозунгов). При Николае и его прямых потомках в качестве идеологии использовалась уваровская триада, потом — переложенная простыми словами смесь отрывков из работ Ленина и постулатов викторианской бытовой этики (оттуда такая лютая борьба со всеми проявлениями сексуальности граждан, в том числе и вполне нормативной типа М+Ж), потом коммунистическую идею пришлось отложить, и образовался вакуум. Решили вернуть уваровскую триаду с поправкой на республиканский общественный строй.
Но не учли того, что пока православная Церковь при большевиках пребывала в загоне и боролась за выживание, в начале физическое, а потом — организационное, другие церкви развивались в соответствии с требованиями времени. Когда разрешили и даже стали одобрять, вместо веры и духовности наверх полезли фофудья и обрядоверие, платочки-юбочки, купание в проруби, освящение яблок и т.п., за которыми порой с трудом виден Христос. В настоящее время опровержением Дарвина озабочены лишь РПЦ и несколько мелких новопротестантских сект в США. Католики и мейнстримные протестанты Запада спокойно уживаются с наукой: наука познаёт материальную часть сотворённого Богом мира, религия — духовную, и они пересекаются между собой лишь на уровне очень высокой философской абстракции, до которой большинству обычных граждан нет никакого дела.
Алексей Дубинский, политконсультант: Церковь - одна из опор власти: "отдавайте кесарево кесарю!". Без нее трудно обойтись, когда нет единой общенациональной идеологии. Недорогой, проверенный способ поставить рамки, ограничить жизнь и сознание широких масс простых людей. Тот, кто воспринимает людей как стадо, из самых лучших побуждений будет находить пастырей. А где люди не пожелают - постепенно заменять людей. Инокультурные мигранты, нетерпимые к свободе и атеизму уже сейчас составляют значительную долю населения от Атлантики до Москвы.
Юрий Юрьев, политконструктор: Преподавание этики, эстетики, научного атеизма и религиоведения было всегда. К примеру, научный атеизм сначала историю религии преподавал, а затем - развенчивал. Но при этом ничуть не покушался на крестики у студентов. Не вижу существенных перекосов в системе образования. Возможно, нужно перейти на этап анализа бюджета и понять, не заменяют ли физику на ислам. И если это так, то это трагедия. А если пропорции учебных часов остались подобны СССР - то мы по-прежнему цивилизация технократов, а не мистиков.
Владимир Беляминов, политолог: Без идеологии жизнь общества невозможна. Любой: будь то учение Христа, Мохаммеда, Будды, марксизма-ленинизма и прочего.
Сосуд души должен быть заполнен. В отсутствие четкого курса страны за 20 лет независимого дикого существования идеология страны де-факто перестала существовать, страна стала разношерстной, нет единого видения целей и пути их достижения.
Поэтому, осознавая многообразие конфессий в рамках единой формации, Путин дает четкий месседж обществу, что без единства в целом невозможно дальнейшее развитие России.
Александр Белковский, журналист: Удобно управлять "биомассой", живущей по заповедям:
- Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду, не препятствуй взять и рубашку. - Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое, не требуй назад (Лк 6:27-35).
Андрей Куприков, политолог, сопредседатель Волгоградского регионального отделения «Деловой России»: Религия в школе может изучаться только факультативно, по желанию. Всё остальное бред и мракобесие. Россия - светское государство, и точка.
Комментарии