Фантазии на тему политической системы

На модерации Отложенный

Неутихающее протестное движение заставляет задуматься о будущем политической системы.  Понятно, что часть этого движения провоцируется желающими переделить те или иные наиболее перспективные рынки – энергоносителей, оружия, наркотиков и проч. И, все таки, легкость, с которой эти настроения проникают в совсем еще недавно по кладбищенски стабильные страны вроде нашей, заставляет задуматься об истинных причинах.

Собственно, что же произошло в последнее время настолько заметное и глобальное, что мир заволновался? Что из этого глобального произошло у нас? Можно грешить на глобальное потепление или озоновые дыры, птичий грипп и прочие виртуальные и не очень истории. Но одно несомненно. Глобальные технологические революции прошлого века принесли нам и революцию информационную. Я имею в виду стремительное распространение сети. Кстати, если попробовать предположить, что именно сеть стала причиной роста протестных настроений, то быстрое обострение этих настроений у нас становиться понятным – ведь мы сегодня вышли на первое место в Европе по числу пользователей. А для неокрепших душ наших соотечественников, до сих пор знакомых только с информацией в духе промывания мозгов (за исключением очень не многих источников) эмоциональный всплеск, вызванный открывшимся доступом к информации становиться объяснимым. Можно даже и прогнозы делать – кто там у нас следующий еще недополучивший свободного доступа к сети? Конечно, Китай. Не дай Бог, конечно, чтобы он зашевелился. Лучше бы тамошние лидеры к этому вопросу с большим пониманием подошли и подготовили общество и общественно политические институты к этому неизбежному моменту.

Вот мы плавно и подошли к теме. Мы, пока, мало об этом задумываемся, но сегодняшние институты демократии демонстрируют свою неэффективность, во-первых (в силу ослабления основной их функции – транслирования воли избирателей на законотворческий процесс и государственную политику в целом), возросшую театральность всего политического процесса, которая уводит его в виртуальную область все меньше пересекающуюся с запросами избирателей и отторжение вождизма тем в большей мере, чем в большей мере растет информированность участников процесса. Последнее соображение не позволяет предполагать переход к авторитаризму так надежно и эффективно выручавшего человечество в недавнем прошлом и окунувшего его в те страшные катаклизмы прошлого века, от которых мы еще не вполне оправились.

Так что же взамен? Какие инструменты способны наиболее эффективно транслировать волю граждан страны на политический Олимп? Это вопрос первый. И второй. А нужна ли прямая трансляция? Я, наверное, могу выглядеть наивным, но последний вопрос для меня не стоит. Увы, слишком часто мы сталкиваемся с харизматическими вождями, легко ставящими себя на пьедестал, к которому мы (как они предполагают) должны подходить с благоговением и поклонами. Через какое-то время наступает прозрение и общество отторгает очередного «голого» короля. Этот процесс не может длиться бесконечно и признаки того, что мы приближаемся к большим переменам, хорошо заметны.

Технологически, механизмы прямой трансляции просты и очевидны – управление государством, регионом, городом, домом, осуществляется исполнительным органом – правительством, администрацией, домоуправом, соответственно.

Функции представительных органов власти передаются непосредственно гражданам, которые осуществляют свое право в управлении государством путем голосования в сети. Вопросы для голосования формируются специальным надзорным органом – советом старейшин, например, который формируется на основе рейтингового голосования в сети. На голосование выносятся принципы организации различных сфер жизни – планирование структуры ВВП и ВРП, структура расходов бюджета и принципы его формирования, принципы различного рода доктрин – оборонной, налоговой и социальной, национальной и экологической политики и т.п. Любой гражданин может инициировать то или иное обсуждение, набрав определенное количество сторонников такого обсуждения таким образом, как это сейчас происходит в социальных сетях. Есть и еще один важный момент такой системы – возможность формирования партийной системы, относя к тем или иным группам голосующих и образуя, таким образом, группы устойчиво солидарно голосующих.

Понятно, что необходимо решить массу технических проблем – защищенность сети и жесткая (уголовная) ответственность за вмешательство в ее работу, идентификация пользователей (я, кстати, не вижу ничего страшного в персонификации голосований, более того, считаю ее полезной как для искоренения генетического страха, так и для возможности проверки результатов голосований), т.е. принять закон о сети. Необходимо и оставить возможность волеизъявления для граждан, не обладающих соответствующим техническим оборудованием или умением.

При всей кажущейся утопичности такая схема государственного устройства значительно более демократична. С другой стороны такая схема, естественно, и более чувствительна (менее устойчива), т.к. обладает прямой обратной связью, что может, как следует из теории управления, при ее положительном характере привести к разбалансировке. Вероятность такого процесса тем выше, чем процедурно сложнее внесение важных вопросов и организация голосований. И наоборот, при отлаженной и эффективной процедуре обратная связь носит отрицательный характер и система становится устойчивой.

Т.е. необходим постоянный мониторинг общественных настроений с целью идентификации наиболее значимых проблем и оперативного внесения их в список для голосований. Собственно говоря, и в обычной системе государственного устройства работают те же законы управления, что наглядно демонстрируют последние события, которые могли бы быть легко предотвращены более мудрой и честной политикой властей. Беда в том, что безапелляционные амбиции и конфликты интересов одних и конформизм других завели всех нас в тупик, из которого выбираться придется в лучшем случае через прозрение власти (это, скорее всего, увы, утопия), а в худшем - задним ходом с политическими кризисами и нелегитимными переходами. Но в любом случае система дала сбой и должна быть откорректирована, вполне возможно, похожим на описанный способом.