Собрались откупиться или поживиться?

Выступая на съезде профсоюза олигархов, В.Путин покусился на самое святое российских либералов – итоги приватизации. Констатировав, что общественное мнение так и не признало легитимной частную собственность, полученную в результате приватизации общественного имущества, он предложил бизнесу откупиться. То есть, что-нибудь заплатить в казну и таким образом закрыть скандальную тему. 
Ничего крамольного в подобной доплате нет даже с точки зрения либерализма. Так, в максимально либеральной Англии, когда общество пришло к выводу о недостаточной честности тэтчеровской приватизации, был принят закон, по которому приватизированные предприятия несколько лет платили специальный налог, который компенсировал недополученные обществом средства. 
По чубайсовской приватизации сам бог велел организовать доплату за прихваченное общественное имущество. И не только за полученное на скандальных залоговых аукционах, когда предприятия «выкупались» за полученные от государства средства. Ваучерная приватизация – не меньшее чиновничье жульничество. Так великий экономист А.Чубайс рассчитал, что ваучер стоил две «Волги». Но продавался иногда за бутылку водки. Или вообще в итоге изымался бесплатно – через мошеннические фонды.
В итоге в общественном сознании приватизация 90-х остается грандиозным жульничеством. А потому рано или поздно владельцам приватизированной собственности придется доплачивать. Предложение премьера свидетельствует, что власть тоже пришла к выводу, что это придется делать.  Вопрос только в том, сколько доплачивать и как. А вот здесь опять планируется лишь развести общественное мнение. 
Не случайно премьер не стал предлагать идти английским путем – устанавливать на какой-то срок общий для всех приватизированных предприятий налог. Он предложил отделаться разовым платежом. Это, конечно, будет выглядеть солидно (суммы должны быть достаточно большими) и окажет соответствующее психологическое воздействие на общественное мнение – убедит его, что расчет выполнен «по-честному».
Но самое главное, такая модель «расчета» позволит чиновникам собрать второй урожай с приватизации. Ведь в такой модели именно чиновники будут устанавливать размеры доплаты. И ежу понятно, что сумма доплаты будет обратно пропорциональна сумме полученной оценщиком взятки. Доход от этой кампании планируется направить в бюджет. А так как по разным оценкам прямо или косвенно от половины до трех четвертей бюджета разворовывается, с этой кампании поживятся и бюджетные грызуны.

Увы, чтобы нынешняя власть ни предлагала, в итоге впереди маячат только откат и распил.  
Вполне разумной, некоррупционной и при этом достаточно справедливой была бы совсем иная схема расчетов. Она исходит из природы советского общества, наследие которого и было растащено. СССР реально был глобальным кооперативом, в котором граждане получали зарплату не в полном объеме, а недополученная часть использовалась властью на инвестиции в развитие экономики и общества в целом. Поэтому граждане были совладельцами – и экономики, и остального общественного имущества. Так что не случайно советская пенсионная система финансировалась из дохода государства. Ведь пенсионеры получали пенсии в качестве дивидендов – своей доли прибыли общества.
 По сути, в рамках чубайсовской приватизации собственности лишили не государство, а граждан. Соответственно, доплачивать за приватизированное имущество нужно не государству (в бюджет), а гражданам.  Это достаточно справедливо можно сделать, если, во-первых, приватизированные предприятия эмитируют пакеты неголосующих акций. Такие пакеты по отраслям могут составлять от десяти (в машиностроении) до двадцати пяти (в нефтянке) процентов. Так что владельцы приватизированной собственности отделаются не разовым платежом, который будет и занижен, и в итоге в большей части разворован, а станут расплачиваться долей от прибыли.  Что, кстати, в меньшей степени их будет напрягать и, соответственно, меньший вред принесет их бизнесу.
Во-вторых, эти пакеты должны быть на тридцать лет переданы в Пенсионный фонд. Потому что именно нынешние пенсионеры и те, кто достаточно долго проработал в советской экономике являются совладельцами приватизированного имущества. И именно с ними нужно рассчитываться, а не с государством (то есть, с чиновничеством).  Правда, для власти такой вариант будет означать, говоря словами Высоцкого, что «мимо носа носят чачу, мимо рота алычу». А потому предлагаемый вариант хотя и представляется наиболее обоснованным и разумным (достаточно справедливым и наименее болезненным для бизнеса), нынешней властью даже рассматриваться не будет. Ведь тогда она сможет лишь констатировать, что, как говорил известный киногерой, «все украдено до нас».