Степашин вернул стране 66 миллиардов и попрощался

На модерации Отложенный

Счетная палата временно лишилась главы

Для российской политики руководитель Счетной палаты Сергей Степашин - фигура трагикомическая. Трагедия Степашина заключается в том, что он боролся с явлениями, без которых российская экономика не проживет ни дня - с воровством и коррупцией. А комичность его положения была связана с тем, что борьба эта приводила к ощутимым результатам только на бумаге - точнее, в докладах самого Степашина, которому регулярно приходилось отчитываться о проделанной работе.

В последнее же время вокруг СП РФ появился и некий ореол драматизма. Дело в том, что, если в девяностые годы прошлого века заявления ее сотрудников не соотносились с реальностью вообще никак, то ныне темы, которые волновали Степашина, не оставляли равнодушными и других людей - сотрудников Генпрокуратуры, ФСНС, ФАС и президентской администрации. Что и позволяло создать иллюзию чрезвычайной актуальности работы, проводимой аудиторами Счетной палаты, для участников российского рынка и всех граждан вообще. Секреты Полишинеля

Вывод о легитимности приватизации в целом не означает объявления "заочной амнистии" лицам, совершившим нарушения в этой сфере… На основании выявленных и доказанных фактов необходимо в судебном порядке обеспечить восстановление нарушенных прав законного собственника - государства.

Из доклада Счетной палаты

Возьмем, например, доклад Счетной палаты об итогах приватизации. Казалось бы, и без него всем заинтересованным лицам было понятно, что приватизация была проведена с некоторыми нарушениями государственных и моральных законов, что повальную национализацию по этому поводу никто проводить не собирается, и что тех, кому не удастся уладить свои разногласия с властью, деприватизируют при этом без всякой помощи Сергея Степашина. Тем не менее, на протяжении долгого времени "инвесторы и игроки ожидали сигналов". Выпустить сигнальную ракету Сергей Степашин должен был, рассказав об итогах приватизации на заседании Госдумы РФ 8 декабря. Однако доклад Степашина был почему-то отложен.

Еще недавно участникам российского рынка казалось, что напряжение, связанное с ожиданием публикации доклада Счетной палаты РФ об итогах приватизации, продлится вечно. Они справедливо подозревали, что у власти были серьезные причины не торопиться с оглашением результатов проведенного Сергеем Степашиным и его подчиненными расследования.

Во-первых, Кремлю было абсолютно незачем предавать огласке окончательный список компаний, оказавшихся потенциальными объектами будущих преследований. Гораздо интереснее было предоставить каждому российскому бизнесмену возможность самостоятельно подумать о своем поведении.

Во-вторых, оставалось неясным, что скажет Сергей Степашин о залоговых аукционах. Как-то несподручно было председателю СП подробно описывать и так всем известную и якобы не совсем правильную схему приватизации российских предприятий в момент, когда точно такая же схема только что использовалась для национализации одного из них.

Поэтому многие СМИ заявили, что доклад Степашина вообще засекретили и огласке не предадут никогда или предадут, но не скоро. Слава богу, очень быстро в СМИ стали поступать утечки, позволившие всем желающим уяснить для себя общие положения степашинского доклада. Например, газета "Коммерсант" опубликовала оттуда некоторые выдержки, таинственным образом попавшие в руки корреспондентов.

Самый большой интерес, понятное дело, представлял список предприятий, которые, по мнению СП, были приватизированы с нарушениями. В этот список попали и такие давние объекты внимания Степашина, как "Сибнефть", и такие компании, как ОАО "БАТ-Ява" и ОАО "Донской табак". Позднее список дополнился публикациями других СМИ. В разных изданиях были упомянуты: ОАО "Красноярская угольная компания", АО "Росгосстрах", ОАО "Концерн "Кубассразрезуголь", Московский машиностроительный завод "Знамя", Тульский оружейный завод, Воронежский завод "Электроприбор" и многие другие.

Впрочем, как и оказалось, наличие этих компаний в докладе еще не является гарантией того, что в ближайшем будущем они повторят судьбу "ЮКОСа". Хотя на одной странице подготовленного в СП документа и говорилось, что власть должна принять меры для возвращения некоторых компаний законному собственнику (то есть - государству), на другой аудиторы рекомендовали отказаться от всяких мыслей о пересмотре итогов приватизации. Короче говоря, даже если доклад и был бы официально опубликован в декабре, ситуация после этого осталась бы такой же, как сейчас, то есть - неопределенной.

Никакой определенности никто не обещал и после выступления Сергея Степашина, перенесенного, как оказалось, на весеннюю сессию парламента. И хотя уже некоторое время все знали, что, согласно мнению аудиторов, общий ущерб от приватизации госсобственности составил около 45 миллиардов рублей, причем в 89 процентах случаев виновато в этом было само государство, остальных 11 процентов, вина за которые, по всей видимости, возлагалась на представителей бизнеса, вполне могло бы хватить для того, чтобы несколько крупных отечественных предприятий последовали за "ЮКОСом".

 

Степашинские миллиарды

17 же января, в честь десятилетия существования Счетной палаты РФ, Сергей Степашин решил рассказать об итогах ее работы за весь этот необозримый срок. Оказалось, что аудиторы СП сумели выявить ущерб на сумму в 905 миллиардов рублей, нанесенный бюджетам всех уровней.

И никто не посмеет упрекнуть их в том, что за этот же период по результатам аудиторских проверок было возвращено всего 66 миллиардов - ведь в последние годы сумма средств, вырванных аудиторами из зубов нарушителей, в 11 раз превышала ассигнования на содержание этого контрольного органа.

Недостаточность и неполнота законодательной базы не является основанием для отмены либо пересмотра итогов приватизации 1993-2003 годов.

Из доклада Счетной палаты

Надо отметить, что сомнение наблюдателей вызвали обе цифры, названные Сергеем Степашиным. Если говорить о возвращенных 66 миллиардах, то особенно непонятно, каким образом 20 из них удалось возвратить в 2004 году. Во-первых, финансовые итоги 2004 еще окончательно не подведены, во вторых - неясно, какие именно проверки, осуществленные СП, принесли бюджету такие доходы. По крайней мере, в открытых источниках информации о столь богатых находках аудиторов, которые к тому же привели бы к изъятию недополученных денег, в этом году не появлялось.

Что касается 905 миллиардов рублей, то в эту сумму могли войти и ошибки в бюджетном законодательстве и бюджетном процессе, допущенные российским руководством с 1995 года, и недоначисления налогов, которые не входят в прямую компетенцию СП. По словам Сергея Степашина, эти тридцать миллиардов долларов - сумма, которую недополучили за 10 лет бюджеты всех уровней, от федерального до муниципальных. Если считать, что расчеты аудиторов верны, то речь в таком случае идет о феноменальном открытии - за цифрой, названной Степашиным, стояла чуть ли не вся Россия в лице 16 тысяч 815 проверенных ведомств и предприятий, а его подчиненным удалось учесть каждую копейку, украденную россиянами у своего государства за десять лет. Учитывая, что при известных масштабах российской коррупции в процессе этом так или иначе принимал участие почти каждый, при желании можно посчитать, сколько именно рублей позаимствовал у бюджета среднестатистический гражданин РФ.

Протокольный уход

Тот факт, что Сергей Степашин сообщил стране столько интересного, никого не удивил. Главный счетовод страны всегда любил громкие заявления. Во многом эта его особенность была связана с тем, что выводы Счетной палаты редко учитывались на практике. Наверное, главное, чего удалось добиться аудиторам за много лет работы - отмена внутренних офшоров, некогда позволявших многим компаниям экономить определенные суммы, пользуясь льготными схемами налогообложения. Конечно, в список заслуг Сергея Степашина можно внести и отставку Рема Вяхирева с поста главы "Газпрома" после проведенной аудиторами в 2001 году проверки монополии или аналогичным образом организованную смену руководства в МПС, в рамках которой своего поста лишился Николай Аксененко.

Однако главным оружием главы Счетной палаты все же оставались слова, что часто заставляло общественность относиться к нему не очень серьезно. Вот и в последние дни он много говорил, выступал и давал интервью. Закончилась же эта PR-кампания весьма неожиданно - общаясь с членами думской фракции "Родина", Степашин вдруг сообщил о своей отставке, прошение, как оказалось, было подано им еще в декабре. Степашин объяснил свой поступок тем, что 2 декабря Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», согласно которому глава СП назначается теперь парламентом по представлению президента. Якобы, глава Счетной палаты решил уйти, чтобы возглавить свой орган уже в соответствии с новым законом, если того захочет президент.

Однако никто Степашину не поверил. Более того, в СМИ сразу появилась романтическая версия происходящего - якобы доклад Степашина о приватизации был так опасен для олигархов, что они решили избавиться от своего врага и "ушли" его. Некоторые журналисты даже осмелились предположить, что глава СП не забыл о времени, когда работал премьером, его вновь одолели политические амбиции, в результат чего он и лишился поста. Трудно представить себе, чтобы эти пришедшие на страницы сегодняшних изданий прямо из девяностых годов сюжеты адекватно описывали нынешнюю ситуацию. Вполне вероятно, что поступок главы СП вообще не связан с приватизацией, а действительно является примером новой российской политической этики - уйдя с поста до срока? Степашин, вполне возможно, просто подает пример другим участникам вертикали власти (например, губернаторам), способы назначения которых также изменились недавно.

Если это действительно так, то в ближайшее время Степашин вернется к своей работе.

http://lenta.ru/articles/2005/01/19/step/