Уязвимость техносферы – основная угроза современности
Мнение (В.Луговской, д.т.н, проф., Иерусалим).
Состояние: С момента своего появления человек строит для себя искусственную экологическую нишу – техносферу, которая обеспечивает все его потребности. Жизненный комфорт обеспечивается развитой инфраструктурой жизнеобеспечения, которая специализирована и механизирована. И только четкая совокупная деятельность многих людей обеспечивает работу всей системы. Техносфера обретает планетарный характер. Все страны мира значительную часть необходимых продуктов закупают в других странах.Экономика планеты становится единым целым.
Проблема: Но основная опасность современной цивилизации - в чрезвычайной "хрупкости" техносферы и, следовательно, всей нашей цивилизации. Достаточно выпасть любому звену – и система стремительно рассыплется. Этот эффект и есть проявление "хрупкости" нашей цивилизации.
В глобальной экономике таится опасность эффекта домино: нарушение в одной экономической ячейке/стране стремительно распространяется по всей экономике планеты и разрушает ее. Чтобы уничтожить мегаполис, не надо сбрасывать на него ядерную бомбу, достаточно разрушить систему канализации – и все задохнутся в нечистотах, ведь бежать некуда.
Чтобы победить страну, достаточно прекратить с ней торговать.
Решение: Единственный способ повысить устойчивость техносферы – уменьшить ее объем и сложность – т.е. уменьшить объем товаров и услуг, т.е. сократить личное потребление каждого человека.
Потребление человека превосходит биологически и социально необходимый минимум, однако при сокращении потребления возникают труднопреодолимые сложности психологического, организационного и экономического характеров.
Поэтому, для снижения уровня потребления необходима огромная целенаправленная работа для переориентации человечества с излишества на умеренность. Ведь уменьшение потребления, кроме снижения нагрузки на промышленные и аграрные отрасли техносферы, также лишит работы значительную часть занятых в этих отраслях - возникнет социально-экономическая проблема, связанная с высвобождением огромного количества работающих.
Поэтому обе эти проблемы должны решаться параллельно и эти решения должны выполняться в тесном взаимодействии правительств разных стран.
Поэтому задача объединения человечества из нравственно-политического пожелания превращается в актуальную организационно-технологическую проблему. Без ее решения нельзя обеспечить устойчивость техносферы нашей цивилизации.
Комментарии
1. Устойчивость техносферы.
Устойчивость большой системы зависит от степени ее дисперсности – степени распределенности исполняемых функций между отдельными ее элементами, наличие множества параллельно протекающих процессов. Если дисперсность достаточно высокая, то отдельные сбои не приводят к фатальным исходам. Но по мере концентрации функций, укрупнения структур устойчивость системы снижается. Поэтому, очевидно, для повышения устойчивости техносферы необходимо поддерживать достаточно высокий уровень ее дисперсности.
2. Ограничение неоправданно высокого уровня потребления в развитых странах.
Современное устройство экономики принципиально требует постоянного роста потребления. Мы это видим на примере последних кризисов. Как только по каким-либо причинам потребление перестает расти (или даже падает), так незамедлительно развивается экономический кризис. И правительства всех стран борются с кризисами, стимулируя потребление – накачивают рынки деньгами, снижают ставки по кредитам и т.п.
Поэтому в рамках современной модели экономики ограничение потребления – это кризис, это социальные взрывы и т.д.
Изменение в модели поведения людей начинает происходить тогда, когда интеллектуальная сфера начинает преобладать над животными инстинктами. Когда чисто физиологические стимулы – чувство голода, различные инстинкты, уступаю место интеллекту – стремлению к творчеству, созиданию, познанию окружающего мира.
Тогда главной ценностью для людей становятся не вещи, которыми они обладают, а ВРЕМЯ, которым они могут располагать для удовлетворения своих интеллектуальных и духовных потребностей.
А решение одно, и оно не зависит от желания-нежелания индивидов.
В народе это решение называется "жизнь заставит".
Другими словами, утрясётся всё само-собой, но гуманитарные и природные потери могут различаться на порядки - в зависимости от реализованного сценария.
Жаль, мы не доживём.
Общество развиваться не будет, по кр.мере, по Вашему идеалистическому сценарию. Точка невозврата по многим ресурсам и процессам пройдена 10-30 лет назад. А те, что еще не пройдены - будут пройдены обязательно (и большинство - на нашем с Вами веку).
Это пожар или потоп, и лозунг у человечества и отдельных стран: "Спасайся, кто может!". Общеловеческий гуманизм и добровольное самоограничение (для многих звучит как самопожертвование) только в романтической литературе остаётся. Заметьте, сейчас на горизонте нет ни Махатмы Ганди, ни матери Терезы, не говоря уж о Будде. Зато полно спекулянтов. Вон даже деятели WWF и Гринписа на БМВах и мерсах разъезжают.
Правительства и не пожелают изменяться (куды там = падение ВВП на душу всего на пару-тройку процентов приводит к смене Президентов США), а международные структуры типа ООНовских бессильны перед ТНК и монополиями.
Ваш же оптимистический сценарий (правильное название = экофильное общество или цивилизация) начнёт реализоваться лет через 500 (не я сказал, а Свет Забелин, голдманновский лауреат).
Само же слово техносфера уходит в прошлое. И чем дальше в будущее - тем меньше о нём будут вспоминать. Уже сейчас расхожий термин - постиндустриальные страны и постриндустриальное общество. В отдалённом (для нас, нынешних) будущем общество эволюционирует в экофильное. Вот только материальных ресурсов для него почти не останется. Ведь до чего дошло: возобновимые ресурсы уверенно и бодро маршируют в стан невозобновимых.
А решение этих проблем кажется таким далёким... Это ошибка. Нужно эти проблемы решать уже...вчера.
У Вас опечатка. Правильно: проблемы НАДО БЫЛО решать вчера.
В прошедшем И БЕЗВОЗВРАТНОМ времени.