Олдос Хаксли "О дивный новый мир"

На модерации Отложенный

Как же давно я хотел прочитать эту книгу. Со школьных лет моя душа не ровно дышит к различным утопиям/антиутопиям. Да и бывает ли более политизированный литературный жанр? Скорее всего нет. В книге Хаксли затронута еще одна моя любимая тема - общество потребления и навязывание потребностей.

Первое, что бросается в глаза это квази-антиутопический характер книги. Ни массовых репрессий, ни прослушки телефонов, ни жесткой борьбы с инакомыслием вы не найдете. Максимальное наказание за несогласие с режимом - ссылка на остров (Фолкленды, Исландия). Мимоходом представитель высшей власти Мирового Государства замечает, что если бы не было островов, пришлось бы строить тюрьмы. Создается четкое впечатление, что автор не раз перечитывал "Государство" Платона. Те же идеи про "примеси" при рождении: кому-то при рождении дают больше кислорода, крови, а кому-то меньше - отсюда и умственные способности человека, его социальное предопределение. Про социальную структуру общества в виде пирамиды-айсберга и говорить не нужно. Это основа основ. Что Хаксли совершенно гениально поймал в своей книге, так это механизм пропаганды. Океания из "1984" представляется в свете изобретений Мирового Государства просто верхом неэффективности. Когда читаешь "1984" кажется немного не понятным, как так: для партийцев пропаганда и обработка на 110%, а простых людей (пролов) особо не трогают. Очевидно, что рано или поздно пролы могут восстать против режима. Но Оруэлл рисует их чрезвычайно безразличными ко всему, кроме пива и лотерии. Что ж, такова задумка автора. Здравое зерно в этом есть, хотя механизм усмирения и удержания пролов в повиновении не прописан до конца. Эту проблему Хаксли решает блестяще. Воспитание через гипноз во сне на протяжении всего детства. Человек не знает и не может знать других образцов поведения. Кинофильмы демонстрируют лишь одну модель социального поведения, книги запрещены. Альтернативной реальности нет. В Древней Греции наблюдалась несколько схожая картина. Свобода и демократия наблюдалась в рамках заданных правил древнегреческого полиса, оппозиция не могла выносить на повестку дня (это выражаясь современным языком) радикальные реформы общества. Мировое Государство Хаксли чрезвычайно умно и эффективно. Нет войн, конфликтов, побеждены болезни, удовлетворены все потребности общества. Хандра и эмоциональные переживания побеждены относительно безопасными наркотиками (по мысли автора это заменитель религии и алкоголя). В этом состоит уникальность концепции Хаксли. Это идеал, квинтэссенция стабильности, окончательная остановка политического времени, реализация идеальной формы правления.

Основная проблема банальна и понятна. Наделенные высоким интеллектом "альфы" обладают разумом и волей. Они могут ставить под сомнение прописные истины, которые внушались им с детства.

Их мозг может, хоть и с трудом, перебороть внушенные стереотипы. Вот этот момент книги мне показался ключевым. Государство заинтересовано в том, чтобы его чарующие мантры не ставились под сомнение никогда. Но все ли люди могут ставить под вопрос то, что им говорят с экранов ТВ? Кто может это сделать, а кто нет? Ясно одно, без таких людей демократия очень быстро умрет, она невозможна. Однако это не значит, что в оппозиции всегда будут некие "лучшие" люди. В книге есть очень колоритный персонаж Главноуправителя Европы - Мустафа Монд. Он убедительно показывает, что созданная модель идеальна, она является воплощением всех желаний человечества. Да и как тут поспорить: если вам предложили бы на выбор Океанию 1984 или Мировое Государство Эры Форда, то только садомазохистский любитель острых ощущений выбрал бы Океанию. Кстати, есть общее место для всех антиутопий. Мрачный (или яркий) режим как правило управляется интеллектуалами высшей пробы, которые блестяще отвечают на все вопросы о социальном устройстве, целях развития общества и философии человеческой природы. И для них эта цель оправдывает любые средства.

В "1984" режиму противостоит "средний" человек, Уинстон. Он относительно стойко переживает все пытки в Министерстве любви. В дивном новом мире Хаксли режиму гипотетически противостоят "альфы"и "дикарь", но с "альфами" государство договаривается: не можете жить в таком обществе - милости просим на остров, где собраны такие же как вы. Там можете делать все, что хотите. Эдакий вариант эмиграции. Дикарь сбегает от цивилизации, а потом и от "цивилизованной" жизни.

В известном сравнении Хаксли и Оруэлла предпочтение отдают Хаксли.

См.: http://www.netlore.ru/Huxley-vs-Orwill

Не могу с этим согласиться. Оруэлл описывал очень конкретный тоталитарный режим. Он существует сейчас, например, в Северной Корее и очень реален. Концепция Хаксли близка по методам к современному обществу потребления, однако она еще (слава Богу!) очень далека от реализации всех пунктов программы "счастья". Но те вопросы манипуляции общественным сознанием, которые поднял Хаксли в 1932(!) году заслуживают внимания. Внедрение стереотипов идет полным ходом как на политическом рынке, так и на рынке товаров и услуг. Противостоять ему может только человеческий разум, который может понять, что можно "по-другому", которыйчувствует, что можно по-другому, и у которого есть смелость противостоять социальному контролю общества.