Коррупция как атрибут экономики

  

      Участие в борьбе с коррупцией принимают все – чиновники, партийные функционеры, правительственные органы и проч. Что же предложено: решать эту проблему надо комплексными методами, усилить контроль над правоохранительными и исполнительными органами и т.д. Однако, что такое контролировать? Собраться группе бабушек и пойти в ГУВД области и начать его проверять – абсурд. Партийный контроль, но ГУВД вне партий. Внутри ГУВД создать контролирующий орган, но он уже есть. Так что еще один, а над вторым еще третий и т.д.-  ведь надо «усилить».

 

   Говорят, иностранные организации заинтересованы в уничтожении коррупции в России. Хотя, достаточно вспомнить знаменитые транши1998 г..

    В общем, исследований, публикаций, опросов, различных шоу огромное множество. Особенно публикаций о том, как борются с коррупцией, как раскрывают взятки, как давали и как брали и как потом сажали. Говорят даже, что коррупция – это «пережиток социализма». Определен максимальный и минимальный размер взятки - последний 20 руб. Все это безусловно и обывателю и чиновнику интересно. Первый, прочитав, про себя скажет: «Надо идти давать. Другие ведь дают». Второй: «Надо брать. Другие ведь берут. Авось пронесет». Все эти публикации, кинофильмы и прочее в  конечном итоге своего рода наглядные и печатные пособия для «Школы коррупционеров». Вот и весь итог «борьбы с коррупцией».

    Тем не менее, чтобы бороться с коррупцией, надо понять ее природу, объективные и субъективные условия ее существования, а, поняв это, можно говорить о какой-то борьбе с ней.

    Определяющей  основой  жизни общества является экономика, а экономика в России рыночная. Рыночная экономика без конкуренции не возможна. Если есть конкуренция, есть и рынок (не будем касаться вопросов – монополия, олигополия и т.п.). Важным является то, что обязательно должны быть избыточными: производственные мощности, финансовые  и людские ресурсы. Можно говорить и об избыточности интеллектуальных ресурсов. Без избыточных ресурсов конкуренция не возможна.

     Наличие избыточности всех этих элементов экономики и является основой коррупции. Причем сразу отметим, что при социализме (тогда тоже была коррупция) эта избыточность уже по своей сути была криминальной – экономика была плановой. Отсюда и «пережиток социализма». Рыночная экономика объективно без этой избыточности существовать не может – это ее основа.

    Теперь обратимся к коррупции – что дают: материальные ресурсы или деньги, или интеллектуальные ресурсы (диссертации, статьи, программный продукт и т.п.). Вопрос – из чего дают? Ответ – из того, что в избытке, без чего можно обойтись или потери будут большими чем стоит то, без чего можно обойтись.

     Следующая ступень – где дают? Ответ – везде, где есть взаимодействие двух сторон. Причем хотя бы у одной из сторон должно быть в избытке что-то. Если одна из сторон знает, что у другой этого нет, то и «намекать» не будет.

      Следовательно, природа и истоки существования коррупции – это избыточность экономики (элементы этой избыточности перечислены выше). Объективными условиями её существования, не зависящими от человека, является узаконенная конкуренция в рамках рыночной экономики. Здесь уместно вспомнить, что  с первого января 2006 года вступил в силу Федеральный закон «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».  Поэтому, если раньше подразумевали,   что конкуренция объективно нужна, то теперь в подтверждение этого издали закон. Тем не менее, это не значит, что, отменив закон, будет побеждена коррупция. Нет – конкуренция будет только немного упорядочена, а давать (брать) будут больше и еще изящнее.

    Коррупция это взаимодействие как минимум двух сторон, а этими сторонами являются люди со своими потребностями, привязанностями, предпочтениями, системой ценностей  и т.п. Приведем исследования профессора ТвГУ Ю.И. Шорохова, чтобы показать каково состояние общества. Им проведена экспресс-оценка  личностных  качеств различных категорий российских граждан (предпринимателей, менеджеров, работников предприятий, студентов старших курсов, всего более 1000 человек). Ее результаты  свидетельствуют о том, что для абсолютного большинства из них приоритетные места в системе субъективных ценностей занимают -  возможность  заработать деньги и возможность сделать карьеру (8 – 9 баллов по десятибалльной шкале).   Возможность быть полезным обществу (предприятию, городу, региону и т.д.)  занимает в системе их ценностей  восьмое  - одиннадцатое место из одиннадцати (2 – 3 балла). Кроме того,  от 60 % до 97 % обследованных отличаются эгоистичностью, причем не менее половины из них – ярко выраженные эгоисты. Интересы других людей в системе их субъективных ценностей оказались практически незначимы и для достижения своих личных целей они готовы нанести ущерб другим. Около 30 % людей отличаются завистливостью. В дополнение к этому следует отметить, что все стремятся на получение сиюминутной выгоды.

    Как известно,  деньги в системе ценностей российских граждан в настоящее время занимают лидирующие позиции.  В этих условиях и текущее состояние и перспективы развития общества можно оценить, изучив содержание и характер ассоциаций, вызываемых словом «деньги». Для экспресс-оценки проф. Шороховым Ю.И. было опрошено 53 человека  в возрасте от 20 до 65 лет - студенты, работники предприятий тверского региона, пенсионеры. Результаты этой оценки таковы:

  1. Только  для 14% опрошенных работа (труд) стоит на первом месте в ассоциативном ряду.
    1. Примерно у 60% опрошенных деньги вообще не ассоциируются с работой.
  2. Примерно у 76%  опрошенных  деньги ассоциируются с достатком, благополучием; у 67% с властью; у 48% – со свободой; примерно у 30%  – с завистью; со злом, криминалом, деньги ассоциируются примерно у 30% опрошенных; у 14% - с благотворительностью.

Учитывая ограниченный объем статистики, по результатам анализа ответов респондентов можно сделать лишь правдоподобный вывод о том, что в сознании большинства  российских  граждан  на сегодняшний день достаток и благополучие вообще не связаны с трудом.

Большое количество людей связывают деньги и достаток с властью, криминалом, наследством. Если данный вывод справедлив, это означает, что у большинства наших граждан отсутствует мотивация к трудовой деятельности, что свидетельствует о низком уровне сознания российского общества и не слишком радужных перспективах его развития.

 Как видно из результатов исследований человеческого материала для расцвета коррупции в нашем обществе более чем достаточно и решить проблему борьбы путем выпуска буклета по методам противостояния ей  вряд ли удастся. Поэтому субъективными условиями существования коррупции является сам человек как субъект общества, в котором он живет. Поэтому заявления отдельных публичных людей ,что вот мы придем к власти  и будем вести беспощадную борьбу с коррупцией и победим ее за год, два не более чем популизм.

    Следовательно, поняв природу, истоки, условия существования и побуждающие мотивы коррупции можно говорить о путях ее преодоления или вернее снижения. Увы, убрать природу, истоки и все объективные условия ее существования невозможно как бы кому-то этого не хотелось. Экономика всегда избыточна, даже при социализме, а в рыночной экономике – это условие ее существования. Здесь важно понять, что конкуренция и коррупция как одинаково звучат, так и сопровождают друг друга.            Остаются субъективные условия существования коррупции. Что же предлагает в этой области мировой опыт, например, когда-то представленный в выступлении заместителя министра экономического развития и торговли А. Шаронова на круглом столе «Есть ли шанс победить коррупцию» в рамках  Х Петербургского форума.

    Предлагаются следующие механизмы:

  •   «деперсонализация взаимодействия» - но это было известно еще в 80-х годах. Европейцы жаловались, что при работе с японцами не возможно понять, кто исполняет документ (отсюда – неизвестно «кому дать»). Однако японские методы в Европе не прижились – видимо по причине, которая в скобках,
  •   «детальная регламентация процедур взаимодействия» - невозможно написать законы, инструкции на все случаи жизни. Экономика многоситуационная, а каждая ситуация содержит много градаций, например, описание действий в условиях пяти ситуаций с пятью градациями каждая, будет содержать 100 листов, где каждая строчка – одно действие. В этих условиях нельзя будет найти «крайнего», а тем более «виноватого» - всегда готов ответ – «это не прописано в инструкции»,
  •   «деление административно-управленческих процедур» - приведет к увеличению аппарата госслужащих. В тоже время, процедура – это алгоритм решения задачи, т.е. методология, а ошибки на уровне методологии неустранимы,
  •    «ротация должностных лиц» - это широко применялось при социализме – важно было «попасть в номенклатуру». Предложение эпохи социализма. Раньше примерно до 60-х годов говорили о «пережитках капитализма», теперь видимо лет 40 будут говорить о «пережитках социализма».

  Как видно самих антикоррупционных мер не так уж и много, а их результативность  не очень убедительна. Поэтому, поскольку объективные условия существования коррупции могут быть только несколько сглажены, то остается воздействовать только на субъективные условия. Система механизмов должна быть многослойной: меры, которые должны быть решены в ближайшие 1 -2 года, одновременно должны реализоваться меры, на которые потребуется 3 – 5 лет, а также те, которые должны реализовываться на протяжении 30 – 40 лет. Это не значит, что к тем мерам, которые будут осуществлены  в первый период, не придется возвращаться. Что же хотя бы в общих чертах необходимо сделать?

    Первый период 1 -2 года – принятие законов, обеспечивающих более или менее прозрачную избыточность экономики. Это позволит сгладить объективные условия, а их непрерывный мониторинг, обеспечит закрытие неизбежных провалов  в законодательстве.

  Второй период – 3 – 5 лет – самый сложный с позиции обеспечения демократии. Необходимо решить проблему «общественного контроля». Следует разработать структуру по образу и подобию «народного контроля». Он должен быть в своей основе платным, а его члены должны избираться на обязательных всеобщих выборах. Последнее необходимо, чтобы общество было самоуправляемым, а не управлялось отдельными его членами как это предлагает современная избирательная система. Не надо экономить на выборах – это мнимая экономия, от коррупции потери во сто крат больше.

    Кроме того, необходимо всё же не огульно или точнее не с кондачка подойти к проблеме конкуренции.  Нет конкуренции - нет коррупции, есть конкуренция - есть коррупция - это две крайности. Истина где-то по середине.

   Следует вернуться к вопросу партийности среди чиновников – это важный инструмент в борьбе с коррупцией, при этом чаще надо проводить «чистки». Причем член партии должен отвечать перед парторганизацией за свою работу. Тот же вопрос и в правоохранительных органах и армии. Священнослужители в многоконфессиональной армии – это проблема, как и проблема партии в армии при многопартийной системе. Что лучше? – надо за этот период решить, поскольку «общественный контроль» над армией – это абсурд.

  Третий период – 30 – 40 лет – это программы воспитания человека начиная с детского сада, воспитания «нового человека» свободного от коррупционных задатков (см. выше результаты опроса проф. Шорохова Ю. И.). Если этого не делать, то к этому времени вырастут новые молодые  коррупционеры, которые будут похлеще существующих. Однако тогда уж точно нельзя будет ссылаться на «пережитки социализма».