Куда пропали миллионы ФРС?

На модерации Отложенный

В последнее время в СМИ часто публикуется информация о том что ФРС якобы раздает секретные кредиты и при этом не перед кем не отчитывается. В связи с этим, глава ФРС Бен Бернанке на сайте ФРС опубликовал письмо, в котором он объясняет политику ФРС. Я перевел это письмо на русский, но прежде чем публиковать само письмо я хочу дать разъяснение по некоторым обозначениям принятым в письме:

  • Commercial Paper Funding Facility (CPFF) - Система, созданная ФРС во время кризиса для улучшения ликвидности на рынках краткосрочного финансирования путем выкупа трехмесячных векселей.
  • Government Accountability Office (GAO) - Управление правительственной отчетности - проверяющая организация, которая проводит регулярные аудиторские проверки различных организаций, включая ФРС.
  • Troubled Asset Relief Program (TARP) - Программа по приобретению активов и собственного капитала компаний, для того чтобы укрепить финансовый сектор.
  • Term Auction Facility (TAF) - Срочные Кредитные Аукционы, на которых банки имеют возможность занимать у ФРС деньги при условии что банки вносят залог.
  • Term Asset-Backed Securities Loan Facility (TALF) - Программа созданная ФРС для стимулирования потребительского кредитования.
  • Mortgage-backed security (MBS) - Ипотечные ценные бумаги

Письмо адресовано комитету по банкам Сената и комитету по финансовым услугам Палаты представителей и начинается со следующего предисловия:

Недавно была опубликована серия статей - одна из них на прошлой неделе - о деятельности Федеральной резервной системы по экстренному кредитованию в течение финансового кризиса. Эти статьи в значительной степени повторяют одну и ту же информацию в разных форматах, и содержат различные вопиющие ошибки. В этих статьях содержится информация, которая является результатом информации, которая была раскрыта для Конгресса и американского народа в различных формах в течение некоторого времени и была предметом расследования, обзоров и докладов Конгрессу, GAO, группе Конгрессменов Gversight, Специальному Генеральному инспектору по TARP [Не путать с Генеральным инспектором ФРС, которого допрашивал Алан Грэйсон (прим.мое)], и другие. Раскрытие вопросов поднятых в этих статьях уже были рассмотрены и урегулированы, сначала Федеральной резервной системой с помощью различных отчетов и публичных сообщений, а затем Конгрессом после общественного обсуждения. Так как в статьях говорится об отношениях Федеральной резервной системы с Конгрессом и американским народом, я хотел бы поделиться с вами памяткой,  подготовленной ​​ сотрудниками Совета управляющих, которые рассмотрели некоторые из наиболее серьезных ошибок и претензий в этих статьях.

    Как я уже говорил в своих речах и в выступлении перед Конгрессом и как отражено в отчетах GAO и других проверяющих органов, Федеральная Резервная система реализует программы экстренного кредитования для обеспечения ликвидности и для того чтобы предотвратить крах финансовой системы в период огромного финансового напряжения. Работая с администрацией и Конгрессом, мы достигли этой цели. В ходе этого процесса государство ввело важные изменения в нормативной сфере. В частности, Конгресс предоставил разнообразные инструменты - в том числе расширение надзора за большими, системно значимыми финансовыми институтами и механизм разрешающий закрывать такие фирмы в случае необходимости - и Федеральная резервная система и другие финансовые регуляторы прилагают все усилия для реализации этих финансовых инструментов управления кризисами.

После этого вступления идет заголовок и само письмо:

Исправления к недавним сообщениям в прессе касающихся программы экстренного кредитования Федеральной резервной системой в условиях финансового кризиса

Недавние сообщения прессы содержат многочисленные ошибки и искажения о программе чрезвычайного кредитовании Федеральной Резервной Системой во время финансового кризиса.

Во-первых, эти статьи неоднократно утверждали что Федеральная резервная система проводит "секретное" кредитование, которое не разглашается ни общественности ни Конгрессу. Нет программы кредитования, которую когда-либо держали в тайне от Конгресса или общественности. Все программы были публично объявлены, когда они были начаты, а также информацию обо всех кредитах в рамках программ публиковали - как на еженедельной основе с помощью публикации государственного баланса Федеральной резервной системы, а также на основе детальных ежемесячных отчетов Конгрессу, оба из которых были также размещены на веб-сайте Федеральной резервной системы.

Это правда, что как правило, имена контрагентов и заемщиков из чрезвычайных средств не были немедленно раскрыты в соответствии с общей практикой принятой в центральной банковской системе. Раскрытие имен этих учреждений в режиме реального времени, в разгар финансового кризиса, серьезно бы подорвало эффективность кредитования в чрезвычайных ситуациях и доверие инвесторов и заемщиков. Эти вопросы в свое время были подробно рассмотрены в прессе. Председатель и другие члены Совета обсуждали их много раз во время слушаний в Конгрессе.

По сути, Федеральная резервная система приняла большую заботу чтобы гарантировать что Конгресс был хорошо информирован о величине и порядке кредитования. В соответствии с требованиями закона чрезвычайной экономической стабилизации, принятом в конце 2008 года, Федеральная резервная система регулярно отчитывалась об остатках объектах кредитования, а также о залоге (по типу и качеству) для кредитов. Начиная с июня 2009 года, Федеральная резервная система выходит далеко за рамки этих законных требований об информации, которую она представляла в своих ежемесячных публичных отчетах Конгрессу, которые были также были размещены на сайте Федеральной резервной системы.

Более того, конгресс был в курсе объема заимствований крупных банков. Например, ежемесячные отчеты показывали ежедневные заимствования среднем за месяц в агрегатах для пяти крупнейших заемщиков дисконтного окна, следующие пять и остальные. Аналогично также представлялась ​​информация по кредитованию чрезвычайных объектов.

Кроме того, вопрос о раскрытии контрагента был хорошо известен в Конгрессе и рассматривался как часть закона Додда-Фрэнка. В соответствии с положениями поправки Сандерса, имена всех контрагентов и заемщиков объектов экстренного кредитования и Term Auction Facility (TAF), были раскрыты 1 декабря 2010 года. Данные включают имена заемщиков, даты кредитов которые были продлены, процентные ставки, информация о залоге, а также другие соответствующие элементы. Аналогичная информация поступала по линии обмена и выплат. Подробная информация по каждому учреждению покупки MBS включает контрагента по сделке, дату совершения операции, сумму сделки, и цену по которой каждая операция проводилось. Раскрытие дополнительной информации о заемщиках дисконтного окна и информацию о сделках были сделаны 31 марта 2011 года.

Во-вторых, в одной из статей утверждается, что Федеральная резервная система выдала кредитов или гарантировала более чем $ 7,7 триллионов в течение финансового кризиса. Другие подсчитали суммы $ 16 трлн и даже $ 24 трлн. Все эти числа являются в высшей степени неточным. Как было указано в балансовом отчете Федерального Резерва, публикуемого еженедельно и ежегодно и которые проверяются независимыми аудиторами, общая сумма непогашенных кредитов под программы ликвидности был не более чем около $ 1,5 трлн - пик, достигнутый в декабре 2008 года.

Это очень большой объем, но это было необходимым ответом для того, чтобы не повторить важную ошибку, допущенную во время Великой депрессии - неспособность предотвратить крах финансовой системы. Важно что такое кредитование помогло поддержать продолжение потока кредитов для американских семей и предприятий.

Неточности и вводящие в заблуждение оценки могут быть основаны на нескольких ошибках, в том числе двойном учете - например серии кредитов, оплаченных, а затем переизданных в качестве отдельных кредитов. Поскольку большая часть кредитования проводится на возобновляемой основе и производилась либо на сутки либо на короткий интервал времени (30, 60 или 90 дней), такой двойной учет мог привести к валовому завышению фактической суммы кредитования.

Кредитование это не затраты и таким образом это вводит в заблуждение путем сложения последовательности кредитов, которые были выплачены на возобновляемой основе. Хорошей аналогией может быть ипотечный кредит: если семья получила ипотечный кредит $ 200 000 и рефинансировала его через два года чтобы воспользоваться более низкой ставкой, опять заимствовала $ 200,000, это не значит что было заимствовано $ 400,000. Аналогично, если банк предоставляет $ 1000 на год раз в год, $ 1000 каждый месяц на месяц и $ 1000 каждый день на один день в течение года, при этом кредиты погашаются в конце каждого периода - экономическим результатом является то, что заемщик занял только в общей сложности $ 1000 в каждом случае, и было бы неправильно говорить, что заемщик заимствовал $ 12,000 во втором примере и $ 365 000 в третьем.

Другие неточности могли произойти, если все потенциальное кредитование считается как фактическое кредитование. Например, согласно программе TALF было разрешено кредитование в размере 200 миллиардов долларов, однако реальный объема кредитования не превышал 70 миллиардов долларов. Та же ошибка возникает и по отношению к другим программам кредитования, таким как CPFF, которые были разрешены в гораздо большем количестве, чем когда-либо реально предоставлялись.

Хотя статьи не подчеркивают этот момент, важно отметить, что почти вся чрезвычайная помощь по сути, была полностью погашена или находится в процессе полного погашения. Этот факт был проверен как независимыми аудиторами, так и GAO.

Очень важно что кредитование Федеральной резервной системой никоим образом не должно сравниваться с расходами правительства. Кредиты Федеральной резервной системы выплачиваются с процентами и Федеральная резервная система ни разу не пострадала от кредитных потерь. Как предусматривается в законе Додда-Фрэнка, GAO провел обзор всех объектов чрезвычайного кредитования и подтвердил в своем отчете от 21 июля 2011 года, что не только нет существенных вопросов в отношении проектирования, внедрения и эксплуатации объектов, но что все кредиты были полностью погашены или ожидается, что будут полностью погашены.

В-третьих, в этих статьях нет ни одного упоминания о том, что чрезвычайные кредиты и другие виды помощи принесли значительный доход американским налогоплательщикам. Как сообщается в ежегодном докладе Совета управляющих, наряду с отчетами аудиторских проверок Совета управляющих, чрезвычайные программы кредитования принесли $ 20 млрд. доходов казне в виде процентов. Более того, в 2009 и 2010, Федеральная резервная система вернула налогоплательщикам более $ 125 млрд. доходов от своей деятельности, в том числе и от чрезвычайного кредитования. Эти суммы были публично заявлены и отражены в отчете Офису финансового управления и бюджета правительства и были проверены независимыми внешними аудиторами Федеральной резервной системы. Федеральная резервная система находится в процессе возвращения сопоставимых сумм налогоплательщикам и в этом году.

В-четвертых, в статьях обсуждается кредитование крупных банков, но нигде не упоминалось что программы кредитования Федеральной резервной системы  выходят далеко за рамки таких учреждений - все это в целях содействия поддержки предоставления кредитов для американских семей и предприятий. Буквально сотни учреждений заимствовали у ФРС, а не только крупные банки. TAF имела около 400 заемщиков и дисконтное окно около 2100 заемщиков. TALF выдала более 2000 кредитов, тогда как CPFF оказывали непосредственную помощь примерно 120 американским компаниям.

В статьях также не упоминалось что кредитование непосредственно помогало американскому бизнесу путем предоставления чрезвычайного финансирования таким образом, чтобы они могли выплачивать еженедельную заработную плату и текущие расходы. CPFF например предоставляли поддержку разнообразным бизнесам, таким как Harley-Davidson и National Rural Utilities, в то время как обычный механизм рынка для их день в день финансирования полностью иссяк.

Статьи не упоминают вообще, что TALF, поддерживало почти 3000 тысяч автокредитов более чем 3 миллиона кредитов для студентов, около 900 тысяч кредитов малому бизнесу, 150000 прочих кредитов бизнесу и миллионы кредитов кредитных карт. Авто кредиторы, которые финансируют свои операции, в частности активами ценных бумаг поддерживаемые TALF, говорили нам что программа позволила им предоставлять больше кредитов для потребителей и по более низким ставкам, чем они были бы в состоянии сделать иначе. TALF также способствовал первому выпуску коммерческих ипотечных ценных бумаг на следующие полтора года. Ценные бумаги, которые являются важным ориентиром для ценообразования и помогли установить более высокие кредитные стандарты чем мы видим сейчас на рынке

В-пятых, статьи ошибочно изображают финансовые учреждения, получающие помощь ликвидности несостоятельным и имели "глубокие проблемы." Во время финансовой паники, в противном случае платежеспособные банки и другие финансовые институты могли быть вынуждены продавать активы по горящим отпускным ценам для того, чтобы удовлетворить требования вкладчиков и других источников финансирования. Кредитование ликвидности Центральным банком предназначено чтобы не допустить панику, предоставляя финансовым институтам источник финансирования, который позволял им воздерживаться от продажи активов во время паники. Опять же, в этих статьях не упоминаются, хотя это очень важно, что все кредиты выданные через дисконтное окно в период кризиса были полностью возвращены с процентами. Это указывает на то что, за редким исключением, получатели таких кредитов обычно страдали от временных проблем с ликвидностью, а не были фундаментально неплатежеспособным. В нескольких случаях, когда кредиты через дисконтное окно были распространены на проблемные учреждения, это была сделано после консультации с Федеральной Корпорацией по страхованию депозитов чтобы содействовать решению проблем с наименьшими затратами. Но даже в этих случаях кредиты Федеральной резервной системы была полностью погашены.

И наконец, в одной статье неправильно утверждалось что банки "получили около $ 13 млрд. дохода, воспользовавшись ставкой ФРС ниже рыночной". Большинство услуг по кредитованию Федеральной резервной системы были оценены как санкции по сравнению с обычным рыночным, поэтому у заемщиков были экономические стимулы для погашения кредитов как только рыночные условия нормализовались и ставки, которые Федеральная резервная система использовала в своих программах кредитования не предусматривали субсидии для заемщиков.

В заключение я привожу список ссылок на страницы, на которых в свою очередь находятся ссылки на различные отчеты аудиторских проверок ФРС, а также отчеты ФРС конгрессу:

  • Отчеты Генерального инспектора ФРС.
  • Результаты последних аудиторских проверок ФРС проводимых GAO. (Хочу отдельно отметить что только в 2009 году эта организация провела 20 проверок ФРС. Дополнительну информацию можно найти на сайте GAO).
  • Результаты аудиторских проверок ФРС за 2008-2009 годы, проводимой независимой аудиторской фирмой Deloitte & Touche LLP:
    • Совета управляющих.
    • Резервных банков.
  • Ежегодные отчеты Конгрессу о деятельности Совета управляющих ФРС.
  • Ежегодные отчеты Конгрессу по бюджету ФРС.
  • Полугодовые отчеты по монетарной политике.
  • Ежемесячные отчеты ФРС о кредитах и программах ликвидности.