Осторожней с процентами

Между двумя большими митингами – на Чистых прудах 5 декабря и на Болотной площади 10-го – в интернете появилось множество сообщений о якобы введенных в Москву «чеченских полках». Никаких подтверждений, к счастью, нет, но сами эти сообщения незаметным образом повышают и без того высокий градус напряженности в обществе, которое на самом деле не забывает о межэтнических противоречиях даже тогда, когда, казалось бы, поглощено борьбой за честные и справедливые выборы.

Люди, транслирующие слух о «чеченских полках» в Сети, по-видимому слабо представляют себе, что имеется в виду. Один комментатор, к примеру, написал, что опасается воссоздания чеченского батальона «Восток», якобы самораспустившегося в апреле 2008 года.

 

Подразделение «Восток» действительно, по сути, прекратило свое существование в 2008 году, превратившись из спецбатальона в роту, но лишь после того, как приняло участие в войне в Южной Осетии. «Восток», сформированный из бывших боевиков-сепаратистов, принявших во второй войне в Чечне российскую сторону, и «Запад», аналогичным образом набранный из чеченцев, с начала 1990-х годов воевавших против сепаратизма, были, по сути, лучшими достижениями отечественного Минобороны по части формирования лояльных чеченских частей. Но они были и в какой-то степени остаются армейскими частями, которые едва ли могут применяться внутри страны.

Другие, гораздо более массовые «чеченские полки» - это чеченская полиция, созданная главой Чечни Рамзаном Кадыровым и его отцом. Чеченская полиция, которая еще совсем недавно, естественно, называлась милицией, стала местом работы для сотен бывших боевиков, которые принимали решение сдаться властям под гарантии свободы и неприкосновенности со стороны семьи Кадыровых. Многие полицейские начальники в Чечне имеют за спиной опыт боевых действий против федералов и не очень хорошо разбираются в российском праве. Зато они лично лояльны Рамзану Кадырову, а тот, в свою очередь – руководству страны. Эта личная лояльность делает их, безусловно, очень ценным силовым ресурсом, а формальная принадлежность к системе МВД РФ означает и возможность переброски в любую точку страны по решению руководства.

Правда, сам Кадыров, похоже, прекрасно понимает, что первое же применение этих подразделений за пределами Северного Кавказа вызовет колоссальный всплеск враждебности по отношению к самими чеченцам.

Когда после волнений в карельской Кондопоге Кадыров заявил, что готов помочь местным властям в обеспечении законности, многие подумали, что чеченский глава готов прислать на север своих бородатых милиционеров. Но сам Кадыров немедленно пояснил, что не имел в виду ничего подобного. Также не шла речь и о реальном применении чеченских подразделений после волнений на Манежной площади в Москве в декабре 2010 года.

Никаких подтверждений слухов о переброске чеченских полков пока нет, и, хочется надеяться, не будет. Но само их появление еще раз напоминает о тревожном националистическом фоне, на котором происходят нынешние декабрьские волнения, и о том, как легко могут быть в такой нервозной обстановке осуществляться любые провокации.

Этот фон усугублен своего рода совпадением: протест против подтасовок на выборах направлен, в частности, против «Единой России», а она взяла наибольшее количество голосов в трех кавказских республиках (Дагестане, Чечне и Ингушетии) и показала в среднем более высокие результаты в других российских республиках, от Адыгеи до Мордовии. Это не значит, что в республиках «ЕР» реально поддерживают больше, чем в краях и областях. Это лишь значит, что во многих республиках выстроена полуавторитарная система управления, создатели которой понимают высокий результат нужной партии на выборах как гарантию собственного дальнейшего пребывания в должности.
Теперь для многих из тех, кто не согласен с итогами выборов, но при этом никогда не был в этих регионах и не разбирался ни в их политической структуре, ни в составе населения, один, в общем-то, враждебный образ – выходцев с Северного Кавказа – может наложиться на другой – активных сторонников «Единой России». Поскольку высокий результат «ЕР» показали не только республики Кавказа, но и республики вообще, это представление может распространиться и на этнически окрашенные регионы Поволжья и Сибири. Такая упрощенная схема, увы, также близко находится от благородной идеи всеобщего единения в борьбе против фальсификаиторов, как сегодняшние потасовки с полицией от прошлогоднего Манежа. Небезопасная для целостности страны тенденция проводить грань между русским и нерусским населением укрепилась благодаря неуемному стремлению некоторых региональных руководителей к демонстрации подчеркнутой лояльности.