Что всплывает на ярмарках интернет-стартапов

На модерации Отложенный

Не так давно я выступал на форуме iCamp, который проходил в Казани. Помимо прочего — дал интервью местному изданию. И как это часто бывает после моих выступлений, все принялись бурно обсуждать сказанное. Считая, что я в очередной раз изрек нечто парадоксальное.

Опять же, как обычно, многие не попытались понять смысл сказанного. К примеру, у меня была такая фраза, что, дескать, лучший способ все погубить – это ввязаться во что-то новое. И вот все дружно обсуждают: «Клименко против инноваций!».

Нет, Клименко не против инноваций. Просто для начала стоило бы разобраться с дефинициями. Новое — это если я завтра захочу выйти туда, где я ничего не понимаю. Это как с теми людьми, которые приезжают на стартаперские тусовски и пытаются вложить деньги туда, где они ничего не понимают.

Ну если вы умеете пахать, так сделайте дендрарий и выращивайте деревья! Вполне вероятно, что это будет новым направлением в бизнесе. Но для вас оно новым не будет. Потому что как пахать землю вы знаете. И как ухаживать за растениями, тоже знаете.

В Казани я сказал буквально о том, что делать «новое» нужно только в той области, в которой вы понимаете. Есть же люди, которые лезут в биотехнологии, хотя ничего в них не понимают! И скорее всего они останутся ни с чем. Просто потому, что уровень их некомпетентности настолько велик, что статистическая вероятность того, что они наткнутся на нужного студента, который поможет им заработать деньги, минимальна.

Попытаюсь расшифровать и другой свой казанский тезис — «всё уже открыто». Индустрия наша (интернетовская) уже полностью оформилась. У нас есть свой «Сбербанк». Это «Яндекс». И все мы уже понимаем, что нельзя сделать этот «Сбербанк» с нуля. Мы эту точку проскочили лет пять назад.

Сложившаяся индустрия отличается одной простой вещью: здесь нельзя сместить лидеров. Представим себе, что в реальном бизнесе мы вдруг захотели заняться банками. Ну мы же понимаем, что сделать банк равный по масштабами «Сберу» невозможно!

Так же и в Интернете. Сделать поисковик масштаба «Яндекса» и занять его нишу уже невозможно. Да, мы видим «ВКонтакте» и «Одноклассников». Но на самом деле это проекты не такие уж и молодые. И представить себе, что завтра появится какой-то аналогичный проект и их сместит – тоже невозможно.

Раньше — да, такое было возможно. Все было хорошо, когда не нужна была реклама и в Рунете было мало людей. Купили хороший домен, запустили и — к вам стали приходить. Так, собственно, и стали популярными многие теперешние проекты.

Но сегодня, когда у нас в Сети 50 млн человек, которых контролирует кто-то другой, стоимость вхождения на рынок стала несколько иной. Наверное, и в реальном бизнесе возможны чудеса. Хотя я таких не помню. Когда молодой человек в возрасте 23 лет становится управляющим «Россельхозбанка», это возможно лишь при одном условии. При условии, что его фамилия — Патрушев. Чудеса бывают. Но именно такие, «стандартизированные».

В Интернете, я уверен, примерно такая же история. Ведь как сегодня происходит на рынке? Появляется стартапер и пытается где-то «засветиться». Когда в онлайновой индустрии не было денег, стартапы имели право на существование. Потому что деньги были нужны извне. Первые деньги дали банки, крупные фонды. Сейчас же мы понимаем, что в «Яндексе» есть человек сто миллионеров. Это люди, которые, к тому же, разбираются в индустрии. В Mail.ru та же самая история. Поэтому мы уже понимаем: вероятность того, что мимо них прошли какие-то проекты – мизерная.

Когда мы видим какие-то проекты, представленные на стартаперских мероприятиях, то понимаем: это проекты, которые прошли «сито» Басова, Воложа и других.

Есть множество людей с 300-500 тысяч долларов, которые могут их куда-то вложить. Поэтому то, то что мы видим на Startup Weekend – это бред. Это те проекты, от которых серьезные люди уже отказались. Это то, что прошло мимо тех, кто РАЗБИРАЕТСЯ в индустрии.

Просто подумайте сколько сейчас в индустрии есть людей, у которых имеются необходимые для инвестиций деньги. И почему же тогда эти люди не вложились в эти проекты? Они слепые, глупые или еще какие? Нет, просто эти проекты — пустые.

Нет, я не отрицаю, в них может быть какое-то золотое зерно. Но его нужно очень долго искать.

То же самое касается и рынка Рунета в целом. У нас уже появились все необходимые эксперты. И те, кто может самостоятельно делать проекта от начала до конца. У нас нет своей «Тверской-Ямской», нет вроде бы «ограниченных площадей», как в реальном бизнесе. Зато есть другая зависимость. Зависимость от поисковых систем. Чтобы ваш проект полюбил «Яндекс», понадобится год.

У нас есть зависимость и от рекламных площадей. Раньше было здорово. Мы пришли на Fishki.net, купили за 200 долларов рекламу и все счастливы: «Фишки» нам накатали 100 тысяч переходов и мы получили посещаемость. Сейчас, если мы придем к ним, то нам тоже продадут рекламу. Но за совсем другие деньги. То есть, у нас в отрасли все основные источники трафика уже распределились.

В тот момент, когда вы будете делать свой новый гениальный проект, выясните, что вам придется здесь дольку отдать за рекламу, там другую дольку отдать еще за что-то (оптимизаторам, например), где-то — третью. И выяснится, что вам самому ничего не останется.

Индустрия уже сцементировалась. Пока у вас не будет миллиона посетителей, к вам не придут рекламодатели. А чтобы этот миллион получить, нужно очень стараться.

Ужас? Застой? Нет, я так не считаю. По крайней мере, для меня и для моего бизнеса это хорошо. Да и для всей индустрии тоже.

Наконец-то мы пришли к тому, что завтра, как черт из табакерки, не выскочит какой-то молодой пацан. Дуров был. Всё, хватит! Одного Дурова мы пережили с трудом.

Конечно же, Интернет раньше был уникален. Это очень напоминало Эльдорадо. Когда люди снимались и ехали черт знает куда. И богатели. Это было чудо. Можно приехать, найти самородки и построить жизнь заново. Это был только что открывшейся рынок, где были возможны чудеса стартаперства.

Да, там было полно некомпетентных людей. Но и вся отрасль была некомпетентна. Незнание компенсировалось новизной. Но ребята, с тех пор прошло 15 лет. У нас есть маркетологи. У нас есть специалисты по продвижению. Рынок вырос. Мы из золотоносного рудника превратились в аффинажный завод. На руднике весело. Джек Лондон, веселье, романтика. А сейчас — завод. Скучный. Нужно купить два «Камаза», новое оборудование и – производительность увеличится в два раза. Это не артель, а обычное производство. Не дадут кредит — артель не заработает. Самородок сейчас не найти. Просто самородки уже выбраны из земли.

Отрасль — создалась. Экспертов более чем достаточно. Это наше (экспертов) естественное конкурентное преимущество – что к нам приходят за советами и за деньгами. Понятно, если я отпускаю проект к Морейнису, я могу ошибаться. Но скорее всего этот человек уже всех нас прошел.

Деньги не любят шума. Поэтому если кто-то всплыл на стартаперской тусовке, значит, он никого не заинтересовал.

Кончилась халява! С каждым годом для подъема проекта требуется все больше денег.

Это либо денежные ресурсы, либо человеческие. И чем человек некомпетентнее, тем дороже платить ему приходится.