Судебным приставам дали беспредельные полномочия

На модерации Отложенный

Должниками становятся по разным причинам: одни не платят алименты, другие взяли в банке кредит без намерений его возвращать, а кто-то задолжал банку по кредиту из-за потери работы. Отныне алиментщики, кредитные мошенники и попавшие в кабалу банков не по своей вине заёмщики, оказались в одинаковых условиях – судебные приставы могут сделать с ними практически всё, что им вздумается.

Ранее розыском должников занималось МВД. В сентябре 2011 года президент страны Дмитрий Медведев переложил своим указом эти функции на Федеральную службу судебных приставов (ФССП).

Законопроект, резко расширяющий полномочия судебных приставов по розыску должников и частично наделяющий их правами полицейских внёс в начале октября в Государственную Думу глава ее комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин. Необходимость столь кардинальных изменений он объяснил так: предлагаемые меры приведут к соблюдению интересов должников, ответчиков по гражданским делам и детей, которых, по решению суда, забирают у родителей.

Принятый закон позволяет судебным приставам оказывать содействие полиции в розыске и задержании лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда, предоставляет доступ к информации, собираемой бюро кредитных историй и к сведениям об актах гражданского состояния.

Закон разрешает привлекать частных детективов для поиска должника или ребёнка, которого должны забрать в соответствии с решением суда.

Теперь приставы смогут приходить к должникам в выходные дни и по ночам, если им необходимо совершить исполнительные действия или применить меры принудительного исполнения. А организации, осуществляющие обслуживание счетов должников, обязаны незамедлительно исполнять требования о взыскании денежных средств и в течение трёх дней информировать об этом взыскателя или судебного пристава-исполнителя.

Для облегчения работы приставов должникам придётся предоставлять декларацию об имущественном положении.

В Уголовный кодекс РФ вводятся поправки, устанавливающие ответственность за предоставление приставу заведомо ложных сведений в декларации об имущественном положении или уклонение от предоставления таких сведений. Преступление будет наказываться штрафом в размере до 100 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 180 часов.

Закон предусматривает создание в каждом территориальном органе ФССП отделов по розыску должников и их имущества. Как это будет сделано, в законе не сказано. Не удалось корреспонденту «СП» узнать об этом и в ФССП России: по одному из указанных на сайте ведомства номеров телефонов – беспрестанный короткий зуммер, по другому – протяжный писк факса.

Но, похоже, решение найдётся: в этом году ФССП расширилась, набрав более 4000 новых сотрудников

Доктор юридических наук, адвокат Владимир Жеребенков утверждает, что закон защищает права не детей и должников, а банкиров:

- Закон нарушает основное конституционное право граждан – на свободу. Свободу граждан допустимо ограничивать в исключительных случаях. Карательные и фискальные меры могут применять к людям только органы внутренних дел, которым предоставлены на это полномочия. С должниками можно разбираться исключительно в рамках гражданских правоотношений. Лишать свободы людей допустимо по решению суда. А закон позволяет это совершать в административных и гражданских рамках.

Власть создаёт полицейское государство, предоставляя всё больше и больше полномочий силовым структурам.

Судебные приставы станут серьёзно злоупотреблять данными им беспредельными полномочиями.

Задержали должника, получили от него деньги – отпустили. Кто их проконтролирует? Приставам позволили ограничивать передвижения людей, проникать в их жилища… Человек не совершил никакого преступления, а его лишают свободы за то, что не вернул долг.

«СП»: - Почему президент подписал этот закон?

- Полагаю, что наделение судебных приставов несоразмерными полномочиями пролоббировали банкиры и сейчас огромная карательная машина поворачивается против интересов и прав граждан. За время своей деятельности, я сталкивался с огромным количеством случаев, когда жертвами преследований приставов становились поручители по кредитам. Подобные законы создаются келейно силовиками без привлечения специалистов: учёных, правозащитников. Президент постоянно идёт на поводу у силовых структур, качество работы которых ухудшается с каждым годом. Получив огромные полномочия, они творят произвол, и никто не может их остановить.

Председатель общественной организации «Национальный антикоррупционный комитет» Кирилл Кабанов говорит, что система взаимодействия приставов, полицейских и частных сыщиков эффективно работает при хорошо отлаженной правоохранительной и судебной системе в западноевропейских странах и США.

«СП»: - Можно ли внедрять её в российских условиях?

- В нашей стране коррупция повсеместно. Очевидно, что приставы будут злоупотреблять предоставленными им полномочиями. Но полагаю, что внедрять её нужно, поскольку она прогрессивна.

Бывший заместитель председателя правительства России, политик Борис Немцов считает, что к должникам нужно применять самые жёсткие меры:

- Я пострадал от негодяев, которые не возвращают деньги, взятые взаймы. Убеждён, что нужно делать всё для того, чтобы должники возвращали долги. Подлецы обязаны отвечать за свои поступки! Но думаю, что излишне вмешиваться в их жизнь нельзя. Поскольку судебные приставы часто выполняют свои обязанности спустя рукава, я приветствую подключение к розыску неплательщиков частных детективов.

«СП»: - А если человек, потерявший работу, не имеет возможности выплачивать кредит?..

- Суду следует с каждым должником разбираться индивидуально.

Адвокат Московской городской адвокатской палаты Нина Кузьминова говорит, что суды гребут должников под одну гребёнку:

- Суду не важны обстоятельства, при которых человек не может, например, выплачивать кредит. Суд выносит постановление о взыскании денег. Банки обращаются в суд и решения в отношении должников выносятся автоматически, без их присутствия.

Заместитель председателя комитета Государственной Думы по безопасности Геннадий Гудков говорит, что данная ситуация – палка о двух концах:

- Лавина судебных решений остаётся без исполнения. Одна из причин этого – судебные приставы физически не успевают отработать по всем решениям. А сложные дела – гражданские, хозяйственные, требуют длительного присутствия судебных приставов, которых не хватает. Огромное количество мужчин, которых и мужчинам-то назвать нельзя – приживалы, уклоняется от выплаты алиментов. Их необходимо разыскать. Часто розыск требует проведения большого числа серьёзных мероприятий. Но судебные приставы, конечно, не всегда станут использовать свои полномочия по назначению…

Виталий Словецкий