Левый марш

На модерации Отложенный

 

Начнём с южноосетинских выборов.

Прочитал вчера в «Советской России»: «Власть способна на что угодно, чтобы свести на нет любой успех оппозиции, а народ способен на многое, чтобы защитить итоги своего волеизъявления». Будем считать это эпиграфом.

С одной стороны, ситуация в Южной Осетии просто опереточная: вся Южная Осетия — это 80 тысяч жителей. Это население небольшого российского провинциального города. Это меньше, чем в Зеленодольске, меньше, чем в Елабуге. И при этом — нешуточные страсти, выборы, Верховный суд, отмена результатов, народные протесты. С другой стороны, в древних Афинах было всего несколько десятков тысяч граждан, а ведь страсти, кипевшие среди них, мы изучаем ещё в школе как основу знания и понимания мира, потому что афинская демократия — основа всех современных демократических систем, и само слово «демократия» — греческое.

Поэтому события в Южной Осетии очень важны. К тому же это — особое место: признав Южную Осетию и Абхазию, Россия, как это ни печально сознавать, оказалась в международной изоляции. Даже наши ближайшие союзники — Белоруссия, Армения — отказались их признавать. На сегодняшний день Южную Осетию и Абхазию признали 5 государств: Венесуэла, Никарагуа, Вануату Науру и Тувалу. Венесуэлу и Никарагуа мы ещё знаем, но вот о трёх остальных знают только специалисты. Да и то, Уго Чавесу пришлось выдать немалые бонусы, чтобы он согласился Южную Осетию и Абхазию признать.

Но республика состоялась! Вот то, что там происходит, — это как раз и означает, что республика есть, что граждане осознали себя гражданами и свои гражданские права защищают! И это даже не «оранжевая революция», потому что «оранжевая революция» — это когда оппозиция проигрывает, обвиняет власть в подтасовках, выводит на улицы людей и перехватывает власть. А в Южной Осетии оппозиция победила! Голоса были подсчитаны, признаны действительными, и только когда выяснилось, что победила Джиоева, местный Верховный суд взял и отменил результаты выборов. Поэтому протестующие митингуют под лозунгом «Это мы — власть, а они — оппозиция!» Неизвестно, чем там закончится, но две вещи можно сказать уже сейчас: во-первых, оппозиционный кандидат даже в республике с достаточно авторитарной властью может набрать большинство голосов, а во-вторых, когда на выбор народа плюют, избиратели не молчат, а выходят на улицы и отстаивают свою победу. И это — знаковое событие.

А вот общее впечатление от наших выборов: избирательная кампания идёт крайне вяло. Я много езжу по России, и везде одно и то же. Нет ощущения, что будут выборы, что на них что-то решится важное, нет предчувствия праздника. В Москве какие-то флажки, плакаты и прочая агитация появились только в последнюю неделю, ну, может быть, в последние 10 дней. До этого совсем ничего не было. В Казани я видел буквально один или два плаката о выборах.

Похоже, люди считают, что от них ничего не зависит, что всё предрешено заранее, и потому ничего и не делают.

На избирательных участках было то же самое: я их объехал в день голосования несколько в разных районах Казани. Во-первых, очень мало людей. Во-вторых, я не видел ни одного наблюдателя! Сидит комиссия, рядом несколько пустых стульев с надписями «Наблюдатели» и «СМИ», и на них — ни одного человека! Я такого не помню. Всегда наблюдатели были. Мои коллеги говорят, что на других участках наблюдатели присутствовали, но всё равно, даже если их не было только на нескольких, — это уже чрезвычайное происшествие. Наблюдатели должны быть на каждом участке, и они не могут отлучаться ни на секунду, потому что для применения какой-нибудь элементарной технологии фальсификации достаточно нескольких секунд. На прошлых выборах из-за позиции и прав наблюдателей шли настоящие битвы, а здесь — ничего!

Ещё одно наблюдение: размытая идеология партий. «За всё хорошее против всего плохого». Я видел даже плакат «Мы наведём в стране порядок!», который принадлежал «Единой России»! Это вообще абсурд — пообещать «навести порядок» может оппозиционная партия, но никак не правящая — она же и так у власти! Я спрашивал друзей и знакомых, кому бы мог этот плакат принадлежать, и большинство называло ЛДПР. Никто не верило, что это ЕР. Только один политтехнолог сказал, что лозунг ЛДПРовский, но написать его на плакате в нашей стране мог кто угодно, в том числе и ЕР.

И ещё: вот уже недели две ничего не слышно о конституционном большинстве «Единой России». Видимо, полностью смирились с тем, что никакого конституционного большинства не будет, и радуются простому большинству.

Понятно также, что за катастрофу «Правого дела» нужно сказать спасибо г-ну Прохорову, который своими действиями подставил и партию, и всю Россию, которая лишилась в парламенте правого крыла. Теперь очевидно, что парламент будет застойным. «Единая Россия» — это и центр, и правые в едином лице, а ещё частично и левая, популистская партия. КПРФ — это некое подобие социал-демократической партии. СР непонятно чем от них отличается — те же яйца, вид сбоку. ЛДПР — чисто популистская, вождистская партия. В целом я бы сказал, что Дума будет застойной с уклоном влево. От такой Думы ничего нового, прорывного ждать не приходится.

Приложение:

Данные exit-poll по ВЦИОМ c сайта Российского информационного агентства. Любопытно будет сравнить с официальными результатами!

ЕР — 48,50%

КПРФ — 19,80%

СР — 12,80%

ЛДПР — 11,42%

«Яблоко» — 4,17%

«Правое дело» — 1,10%

«Патриоты России» - 0,90%